В Музеоне стартует «Советское кино и музыкальный авангард»
С 21 июля по 18 августа в Летнем кинотеатре МУЗЕОН каждый вторник будет проходить показ классики советского немого кино под живым музыкальным сопровождением современных музыкантов-экспериментаторов.
ПРОГРАММА
21 ИЮЛЯ, ВТ, 22:00
Фильм: МОЯ БАБУШКА / Котэ Микаберидзе, 1929, 65 мин.
Режиссерский дебют звезды немого грузинского кино Котэ Микаберидзе. В 1929 фильм был запрещён к показу как «антисоветская картина» с «троцкистским отношением к загниванию советской системы». Второе рождение и настоящее признание эта картина получила лишь в 70-е годы. «Моя бабушка» родственна киноопытам поэта Владимира Маяковского, его новаторским, сатирическим сценариям конца 20-х годов. Мрачный гротеск, ожившая карикатура, игра — как способ осмеяния и разоблачения. Форма и стиль фильма предельно заостренны, что и спровоцировало к нему запоздалый интерес: условные декорации, контрастные свето-теневые эффекты, вывихнутые ракурсы. От начала до конца фильм выдержан в джазовом ритме, чрезвычайно для него органичном. Остроумно и со вкусом использованы многочисленные трюки. Например, первым в грузинском кино Микаберидзе использовал здесь объемную мультипликацию.
Озвучка: КОНСТАНТИН СУХАН и ДМИТРИЙ КУЗОВЛЕВ
Трубач Константин Сухан («Бром», «Метро-3» и др.) и мультиинструменталист Дмитрий Кузовлев («Метро-3», «ММДМ») — видные деятели московской авангардной сцены. За последние несколько лет Сухан и Кузовлев успели принять участие в самых разных и неожиданных формациях: от совместных джемсейшнов с Генри Кайзером и Кристофом Эрбом до перформансов современных академистов вроде Загния, Маноцкого и Сысоева. Ровно год назад музыканты дебютировали в МУЗЕОНЕ, приняв участие в аналогичном эксперименте: они озвучили фильм Вертова «Шестая часть мира» в составе трио «Метро-3». В этом году импровизационному дуэту досталась торжественная роль — именно откроют программу фестиваля.
28 ИЮЛЯ, ВТ, 22:00
Фильм: НОВЫЙ ВАВИЛОН / Григорий Козинцев, Леонид Трауберг, 1929, 93 мин.
Франция, 1870-е годы. Юная продавщица Луиза, стоявшая за прилавком огромного парижского магазина «Новый Вавилон», приходит на баррикады Парижской коммуны, а её возлюбленный, солдат Жан, изменяет себе и становится в ряды карателей. Народное восстание — привычная победоносная точка в советских фильмах 20-х годов. Странно и почти одиноко выглядела на этом фоне трагичная лента о поражении и поругании восстания. В этом шедевре советского авангарда выразились тревожные раздумья молодых художников о судьбе революции и о своём драматичном времени. «Новый Вавилон» ФЭКСы создавали под влиянием идеи интеллектуального кино, выдвинутой Эйзенштейном, но в отличие от него уделяли серьёзное внимание работе с актерами. Фильм также напоён любовными реминисценциями из французской культуры XIX века — Гюго, Золя, живописи импрессионистов.
Озвучка: LOVE CULT
Творчество карельского дуэта (и по совместительству семейной пары) Love Cult нередко характеризуют как музыку на экспорт: издаваясь на британских лейблах Night School и Public Information, музыканты уже успели занять свою нишу в авангардной электронике. Столь размытая стилистическая формулировка использована неспроста: Иван Афанасьев и Анна Куц вот уже седьмой год подряд не перестают удивлять поклонников перевоплощениями. Меланхоличная и нарочито грязная психоделия, хитроумное аритмичное техно и потусторонний дроун-эмбиент — лишь скромный список инкарнаций, в которых успели предстать Love Cult. В свете этого особенно интересно, в каком ключе будет работать дуэт, занимаясь написанием музыки для кино.
4 АВГУСТА, ВТ, 22:00
Фильм: ПАДЕНИЕ ДИНАСТИИ РОМАНОВЫХ / Эсфирь Шуб, 1927, 90 мин.
Дебютный фильм киномонтажера Эсфири Шуб стал этапным произведением отечественной документалистики. «Падение династии Романовых» положил начало новому направлению в советской документальной кинематографии — документально-историческому кино, и был первым в мире фильмом, относящимся к жанру, называемому сейчас found footage. Картина полностью смонтирована из дореволюционной кинохроники, в основном из дворцового киноархива Николая II. С помощью надписей и монтажных столкновений режиссер показывает страшное социальное расслоение в России начала века и подводит зрителя к мысли о неизбежности революции. Ведущие теоретики того времени противопоставляли подход Эсфири Шуб методу Дзиги Вертова, говоря, что «она давала возможность рассмотреть предмет, не лишая явление его документальной полноценности» (Виктор Шкловский).
Озвучка: ВЛАДИМИР ГОРЛИНСКИЙ, КИРИЛЛ ШИРОКОВ, САША ЕЛИНА
Владимир Горлинский, Кирилл Широков и Саша Елина — молодые московские композиторы-реформаторы, меняющие представление о современной академической музыке. Будучи концептуалистами в творчестве, эти композиторы смотрят на академическую музыку под особенным углом, предпочитая закостеневшим традициям силу экспрессию. По мнению Горлинского, музыка есть не что иное, как воспринимаемыми временными пропорции, которые можно заполнять чем угодно. К примеру, в своей «Ultimate Granular Paradise» Горлинский изучает гранулярный синтез звука и микроскопические процессы. К своему выступлению в МУЗЕОНЕ Горлинский, Широков и Елина готовят программу, в которой академическая музыка будет сочетаться с элементами импровизации.
11 АВГУСТА, ВТ, 22:00
Фильм: АРСЕНАЛ / Александр Довженко, 1928, 73 мин.
Третий полнометражный фильм Александра Довженко и вторая часть его знаменитой украинской трилогии («Звенигора», «Арсенал», «Земля»). Революционная кинопоэма, в основе которой лежит январское восстании 1918 года рабочих киевского оружейного завода «Арсенал» против правительства Центральной Рады Украинской Народной Республики.
«Арсенал» считают одним из виднейших фильмов украинского кино. Среди других работ Довженко эта картина одна из самых богатых на кинематографические находки: провокации зрителя, психологические паузы, работа с непрофессиональными актёрами. Довженко писал: «Я поставил себе две цели: я в «Арсенале» буду громить украинский национализм и шовинизм, с другой стороны, буду поэтом и певцом рабочего класса Украины, совершившего социальную революцию». Идеалогия здесь соседствует с фольклором — фильм во многом построен по мифологическим законам.
Озвучка: STIAN WESTERHUS
Стиан Вестерхус — авангардный гитарист из Норвегии, по совместительству одна из визитных карточек культового лейбла Rune Grammofon. Известность пришла к Вестерхусу после выхода пластинки «Pitch Black Star Spangled»: с помощью одной электрогитары и виртуозного обращения с примочками ему удалось создать невероятно вдумчивую, структурированную и в то же время захватывающую музыку. Идентифицировать ее в жанровом смысле крайне трудно: кажется, эта музыка лежит в глубокой пропасти между авангардным джазом и электроакустическим эмбиентом. При этом уже на следующей сольной пластинке заметно больше слышны отголоски академической музыки ХХ века вроде Альфреда Шнитке, нежели джазовое прошлое музыканта.
18 АВГУСТА, ВТ, 22:00
Фильм: ПО ЗАКОНУ / Лев Кулешов, 1926, 78 мин.
Обстоятельства сводят в маленьком домике убийцу и случайно избежавших участи своих товарищей-золотоискателей мужа и жену, становящихся его стражниками, судьями и палачами.
Сценарий «По закону» был написан Виктором Шкловским по известному рассказу Джека Лондона «Неожиданное». По жанру это не авантюрно-приключенческий фильм, как предыдущие картины Кулешова, а камерная психологическая драма, для чего актерам (Фогель, Хохлова, Комаров) пришлось в известной мере приблизиться к методу перевоплощения. На студии не верили, что можно поставить фильм в одной декорации с тремя актерами и при этом удержать внимание зрителя, однако Кулешову это удалось. Несмотря на то, что критика приняла картину тогда не слишком хорошо, обвиняя в садизме и утонченном мучительстве, сегодня «По закону» смотрится одним из самых необычных советских фильмов 20-х годов.
Озвучка: ENSEMBLE ECONOMIQUE
Ensemble Economique — одна из ключевых фигур нового музыкального нуара. Скрывающийся за псевдонимом Брайан Пайл черпает вдохновение в разных областях. Это и темная сторона 80-х с предельно минималистичным колдвейвом и прототехно, и меланхоличная гитарная психоделия, и даже аналоговая электроника, очагом которой долгое время, собственно, и была родная для Брайана Калифорния. В музыке Пайла на какой-то непривычно близкой дистанции соседствуют технократия и шаманизм, что наделяет ее ни с чем несравнимым медитативным эффектом. При этом инструментарий у музыканта вполне себе обыденный и земной — классические драм-машины, винтажные синтезаторы, гитара и временами голос самого Брайана, утопающий в глубинах собственного эхо.
Дополнительная информация: muzeon.ru