Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Возраст — помеха - Искусство кино

Возраст — помеха

О системе возрастных ограничений в российском и американском прокате.

С 1 сентября 2012 года в России вступили поправки в закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», предписывающие новую маркировку аудиовизуальной продукции в соответствии с аудиторией, для которой она предназначена. Предполагается также, что доступ детей к неподходящим для их просмотра фильмам должен быть ограничен. Исследовательский отдел компании «Невафильм» решил проверить, как это повлияло на ситуацию в кинобизнесе и на поведение зрителей к весне 2013 года.

Была проанализирована структура кинопроката с точки зрения возрастных ограничений до введения поправок и после. Напомним, что в старой версии закона имелось шесть категорий возрастных групп: для любой зрительской аудитории; детям до 12 лет просмотр фильма разрешен в сопровождении родителей; зрителям, достигшим 14 лет; достигшим 16 лет; достигшим 18 лет. С сентября 2012-­го категорий также осталось шесть, но их состав изменился: 0+, 6+, 12+, 16+ и 18+. Таким образом, «детям до 12 лет в сопровождении родителей» и «до 14 лет» были заменены на «6+» и «12+» (упоминание родителей при этом исчезло). Это привело к сокращению числа фильмов, разрешенных для просмотра всех возрастных категорий, но также к росту числа картин, рекомендованных как лицам старше 12 лет, так и старше 16. Группа фильмов для 14-­летних распределилась между категориями 12+ и 16+.

leontieva-1

Данные изменения, впрочем, оказались не более чем формальностью. В этом можно убедиться, если сравнить рейтинги американских фильмов, выходящих на экраны российских кинотеатров, по системам ограничений, принятым в России и в США. Вспомним, что в Америке используются также шесть видов маркировки: G — General Audiences, разрешено для всех возрастов; PG — Parental Guidance Suggested, некоторый контент может быть неподходящим для детей; PG­13 — Parents Strongly Cautioned, некоторый контент может быть неподходящим для детей до 13 лет; R — Restricted, дети до 17 лет допускаются в сопровождении родителей или других взрослых; NC­17 — Parents Strongly Cautioned, лица до 17 лет не допускаются. Сравнение числа фильмов в российском прокате 2012 года до принятия поправок к закону и в конце 2012-­го — начале 2013 года, после их принятия, свидетельствует о том, что по американской системе доли фильмов для различных возрастных групп остались практически неизменными.

leontieva-2

Отметим, что по отдельным фильмам наблюдаются различия в строгости российского и американского рейтинга: по 64 процента рассмотренных фильмов рейтинг Motion Pictures Association of America и закона о защите детей от вредоносной информации совпали. Однако для 8 процентов фильмов российский рейтинг оказался мягче, а для 23 процентов картин — строже. Таким образом, более широкая аудитория в России допущена к таким фильмам, как «Анна Каренина» (12+ vs R), «Парк Юрского периода 3D» (6+ vs PG13) и «Кон­Тики» (6+ vs PG13). В то же время примерами больших ограничений в нашей стране стали: «Оз: Великий и Ужасный» (PG vs 12+), «Охотники на ведьм» (R vs 18+), «Великий Гэтсби» (PG13 vs 16+) и «Крепкий орешек 5» (R vs 18+).

leontieva-3

Вторым шагом в анализе влияния на показ новой системы рейтингования кинопродукции мы рассмотрели, какие фильмы на самом деле смотрит юная аудитория. В качестве инструмента для этого был использован всероссийский мониторинг киноаудитории, который в 2013 году проводит «Невафильм Research». Это опрос посетителей кинотеатров и пользователей Интернета, проходящий поэтапно: в декабре—январе, марте—апреле, июне—июле и сентябре—октябре. Раз в квартал мы собираем информацию о практиках киносмотрения россиян — в основе мониторинга лежит вопрос о трех недавно просмотренных респондентами фильмах. Они указывают названия картин и способы их просмотра (подробную информацию об исследовании можно найти на сайте Невафильм.РФ).

Самая младшая возрастная группа в нашем опросе определяется в диапазоне 12—17 лет, поэтому для нее однозначно не предназначены фильмы с рейтингом 18+, а также представляют потенциальную опасность картины с рейтингом 16+. По результатам второго этапа мониторинга, проведенного в марте—апреле 2013 года, 7 процентов фильмов, которые недавно посмотрели представители младшей возрастной группы, относились к категории 18+, а еще 28 процентов — в категории 16+. Иначе говоря, треть детей в реальности смотрят запрещенные фильмы.

В этой связи важным является вопрос, где они их смотрят. Самым доступным для детей способом просмотра запрещенных фильмов ожидаемо оказались диски, на втором месте — кинотеатры, куда, казалось бы, детей в соответствии с законом пускать на ненадлежащие фильмы не должны. Торренты заняли третью по популярности позицию.

Можно сделать следующие выводы об эффективности новой системы рейтингов, которая была недавно введена в России. В принципе, она соответствует международным стандартам, а наблюдающиеся отклонения в рейтингах отдельных картин не слишком существенны. После внесения поправок в закон о защите детей от вредоносной информации система стала строже. Тем не менее дети умеют обходить эту систему и все­таки смотрят фильмы, для них не предназначенные. Такую возможность им дают диски, торренты и даже кинотеатры.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
У времени в плену

Блоги

У времени в плену

Елена Стишова

В минувшую субботу Европейская киноакадемия раздала призы за лучшие фильмы года. Лучшей картиной была признана «Ида» польского режиссера Павла Павликовского. Российский «Левиафан» Андрея Звягинцева претендовал на победу четырех номинациях, но не выиграл ни в одной. Вернувшаяся из Латвии Елена Стишова размышляет над итогами Европейского «Окара».


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Фильм Сэмюэля Беккета «Фильм» как коллизия литературы и кино

№3/4

Фильм Сэмюэля Беккета «Фильм» как коллизия литературы и кино

Лев Наумов

В 3/4 номере журнала «ИСКУССТВО КИНО» опубликована статья Льва Наумова о Сэмуэле Беккете. Публикуем этот текст и на сайте – без сокращений и в авторской редакции.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

На «Движении-2016» победили «Дачники» и «Городские птички»

01.05.2016

В Омске завершился 4-й Национальный кинофестиваль дебютов «Движение».