Политикале. Берлин-2006
Триумфальная постфестивальная судьба лауреатов прошлогоднего Берлинале — «Софи Шолль — последние дни» и «Рай сегодня», получивших множество других призов и номинированных на «Оскар», подтвердила оправданность генеральной линии фестиваля, который не собирается отказываться от своего реноме политического форума, по крайней мере, в конкурсной программе. Тем более что политика сегодня становится модой. В отсутствие ярких идеологий, она делается достоянием не властителей умов, а менеджеров-политтехнологов, с одной стороны, а с другой — экзотическим хобби и прибыльной профессией диссидентствующей богемы. Политика уже не столько выражение социального протеста, сколько способ жизни в комфортных условиях слабеющих, отмирающих государств. Борьба с государством в карнавальных формах дерзкого хэппенинга, разыгрываемого активистами в футболках с ликом Че Гевары, превращается в уличную бузу и эстетизируется чутко улавливающими настроения толпы режиссерами из молодых и не забывшими «дух мая» своей юности зрелыми мэтрами. Так что Берлинале явно вырывается в лидеры загребной тройки Канн — Венеция — Берлин.
«Дорога на Гуантанамо», режиссеры Майкл Уинтерботтом, Мэт Уайткросс |
Решение жюри в этот раз оказалось поистине соломоновым: Гран-при получили ex-aequo датско-шведская мелодрама «Мыло» (En Soap) дебютантки Перниллы Фишер Кристенсен и иранская комедия известного режиссера Джафара Панахи «Офсайд» (Offside). Трудно было не увидеть в этом жесте явную попытку примирить стороны в актуальном скандале с публикацией карикатур на пророка Мохаммеда в датской газете, вызвавшей грандиозную волну протестов в мусульманских странах. Полновесным дополнением в чашу политкорректности стал и «Серебряный медведь» за лучшую режиссуру Майклу Уинтерботтому и Мэту Уайткроссу за докудраму «Дорога на Гуантанамо» (The Road to Guantanamo).
Что же касается содержательной стороны дела, то в этом году в конкурсном подборе рельефно откристаллизовался один существенный нюанс: политика преломилась в судьбах отдельных частных людей, стала конкретной историей личной драмы, разворачивающейся в разных странах, между которыми стерлись географические границы.
По большей части конкурсные фильмы — простые, безыскусно рассказанные истории, лишенные претенциозного аллегоризма (что хорошо) и не претендующие на дерзновенный прорыв в киноискусстве (что, пожалуй, достойно сожаления). И показанный вне конкурса масштабный голливудский политический триллер Стивена Гэгена «Сириана» (Syriana) не выглядел чужеродным на фоне этих частных (нередко буквально «камерных», сосредоточенных в стенах квартир, мелких мастерских или офисов) историй. Он — всего лишь эмблема мира, в котором стираются государственные границы, но тут же устанавливаются новые, очерчиваемые транснациональными монополиями. (В «Сириане» слияние двух нефтяных гигантов образует «государство» с годовым бюджетом больше, чем, например, у Дании.) Как бы ни разнились сюжеты, в каких бы странах (бедных или богатых, воюющих или мирных) они ни разворачивались, они — каждый по-своему — свидетельствуют о всеобщем системном кризисе, не всегда очевидно, но всегда явственно проявляющемся на всех уровнях существования стран, народов и отдельных людей (будь то французский судья, немецкий механик или арабский принц), указывающем на хрупкость этого существования.
«Офсайд», режиссер Джафар Панахи |
Фильм Клода Шаброля «Комедия власти» (L?ivresse du pouvoir) не вызвал особого резонанса, не получил призов, но, на мой взгляд, не только очень точно вписался в политический контекст программы, но и прозорливо представил некоторые реалии постиндустриального общества, которые по традиции воспринимаются всего лишь как неизбежное зло, а на самом деле становятся сегодня его главной разрушительной силой. В картине схлестнулись два главных игрока на современном политическом поле — большой бизнес и юриспруденция. Героиня Жанна Шарман (Изабель Юппер) — судья, расследующая крупное дело о коррупции и непрофильном использовании активов государственных фондов. Ее главный обвиняемый — президент мощного промышленного конгломерата Юмо (Франсуа Берлеан). Оба поначалу выглядят самоуверенными и победительными, разве что слегка тяготятся мелкими неприятностями: она — перманентной усталостью, он — аллергией. Тем не менее она, гордо неся прозвище Пиранья, всегда сохраняет мину превосходства, энергично натягивая красные перчатки на тонкие пальчики, а он, судорожно почесывая саднящую шею, не забывает каждый день менять дорогие костюмы. Но по мере того как идет следствие, Юмо становится все более и более жалким, и в финале мы видим его в инвалидном кресле в больнице, а Жанна, которую не напугала подстроенная автокатастрофа, но подкосила попытка мужа совершить самоубийство, отказывается от дальнейшей борьбы за торжество закона. Беда Юмо в том, что он оказался одним из звеньев системы, не оставляющей выбора; он просто должен принимать дорогие подарки и распоряжаться благотворительными фондами в пользу коллег по бизнесу, ибо таковы правила игры. Беда Жанны в том, что, идя по следам преступлений, она все глубже увязает в паутине взаимосвязанных ветвей бизнеса и власти, обнаруживая агента их интересов (шпионящего за ней любовника) даже рядом с собой в постели. Судья, ослепленная иллюзией собственного могущества, все это время была пешкой в чужой игре, а в свою очередь те, кто манипулировал ею, тоже оказываются всего лишь марионетками, и эта лестница, имеющая вид карьерной, ведет куда-то в заоблачные выси. А между тем пока Жанне представлялось, что она уверенно шагает по этой лестнице, рушилась ее личная жизнь.
«Сириана», режиссер Стивен Гэген |
Характерно, что Жанна бездетна; но ее семья, и без того неполноценная, распадается окончательно — из-под фундамента классического государства выбивается еще один камень. Государство слабеет, но даже «розовый» Шаброль, по его признанию, верящий в «классовую борьбу», в этом симптоме отмирания государства (о чем мечтают и левые радикалы, и акулы большого бизнеса) видит не провозвестие будущих свобод, а картину болезни.
Бессилие закона стало темой судебной драмы и другого ветерана мировой режиссуры — фильм Сидни Люмета называется «Признайте меня виновным» (Find Me Guilty). Логическое ударение следует ставить на местоимении «меня» — это цитата из последней речи Джакомо Ди Норшио на процессе, длившемся рекордный срок — 21 месяц, где подсудимому предъявили обвинения в разных грехах, которыми славится итало-американская мафия — наркоторговля, рэкет и т.п. В последний день суда Джеки Ди, притворно сожалея, обводит руками зал заседания, заполненный его приятелями-мафиози, имена которых мелькают в речах прокурора и свидетелей, и как бы в подтверждение своей озвученной характеристики доброго семьянина, верного мужа, преданного друга и настоящего католика вступается за их честь: меня, мол, судите, а их не смейте. «Я не гангстер, а гэгстер», — откровенно ёрничает Джеки, взявшийся сам себя защищать и наивными, детскими вопросами, а то и просто анекдотами заваливший аргументы кипевшего благородным гневом прокурора и улики свидетелей, очаровавший жюри присяжных своим притворным простодушием. Живое воплощение американской демократии — двенадцать мужчин и женщин разных цветов кожи, из разных слоев общества вопреки всем усилиям слуг закона легко покупаются на «гэги» прожженного дона мафии. И после того как Джеки, допрашивая своего двоюродного брата, который стрелял в него, не получив обещанной дозы, а теперь против него свидетельствует, со слезой в голосе произносит: «Веришь ли — а я тебя люблю!», эта самая воплощенная демократия, отерев пот со лбов, с облегчением молвит: «Не виновен!»
«Комедия власти», режиссер Клод Шаброль |
Почти полвека назад Люмет снял судебную драму «12 разгневанных мужчин», где Генри Фонда в роли присяжного полтора часа экранного времени убеждал своих коллег пересмотреть обвинительный вердикт против парня, подозреваемого в убийстве. Теперь же Вин Дизель в роли Джеки шутя обвел вокруг пальца всю дюжину, и ни один из них не усомнился в своей правоте — решение было принято единогласно. На протяжении всего фильма молчащее жюри выглядит декоративной массовкой, бессловесными статистами, безмолвствующим хором на сцене, где царствует разгулявшийся мафиозо, открыто глумящийся над законом, загнанным в тупик.
Самое страшное, что эта безысходность, безвыходность поражает людей в самых, казалось бы, удобно устроенных для житья и соответствующих прав человека условиях. Главный герой немецкой «Свободной воли» (Der Freie Wille) Маттиаса Гласнера — маньяк Тео, брутально изнасиловавший нескольких женщин, отбывший девять лет в психушке, выходит на свободу, где ему уготовано место в чистеньком доме с фитнесом и баней, в красивом саду, и работу ему дают — живи не хочу. Но его глаза с такой тоской смотрят на этот уют, и копящаяся агрессия никак не выходит паром в сауне и потом в тренировочном зале. И говорить ему трудно, слова не идут, а актер Юрген Фогель (он получил «Серебряного медведя» за вклад в фильм) передает оттенки чувств и состояний дыханием — то прерывистым животным, то детским, почти всхлипывающим, то ровным, умиротворенным, то нервно напряженным и наконец затухающим в смертельной агонии в финале, когда Тео умирает на руках полюбившей его женщины, прижавшей его к себе в иконографии Пьеты. Жаль, что по сценарию Тео действительно болен; антураж фильма красноречиво свидетельствует о том, что припадки немотивированной агрессии могут посетить самого здорового и лояльного обывателя, заблудившегося в стерильных, напоминающих музейные выгородки интерьерах.
«Признайте меня виновным», режиссер Сидни Люмет |
Много смертей в финалах, очень много. Персонажи выбрасываются из окон («Комедия власти» Клода Шаброля, «Тоска» Валески Гризебах), вскрывают себе вены («Свободная воля» Маттиаса Гласнера), умирают от передозы («Кэнди» Нила Армфилда) или болезни («Реквием» Ханса-Кристиана Шмида), бросаются под поезд («Зима» Рафи Питтса), стреляют в себя («Тоска»), других («Охранник» Родриго Морено) или сами падают замертво от чужой пули («Невидимые волны» Пэн-ек Ратанаруанга). В ряду немногочисленных исключений — «Офсайд» и «Дорога на Гуантанамо» с их благополучными финалами.
«Офсайд» — история о том, как иранские девочки-подростки правдами и неправдами (больше неправдами, одеваясь по-мальчишески) пытаются пробраться на футбольный матч сборных Ирана и Бахрейна, как их арестовывают за этот непозволительный поступок, как они понемногу находят общий язык со своими тюремщиками и как все заканчивается всеобщим ликованием под фейерверк в честь победы иранских футболистов.
В фильме довольно красноречиво изображается неравноправие мужчин и женщин в мусульманском мире, но общий пафос фильма оптимистичен.
А между тем иранские диссиденты провели пикет возле Берлинале-Паласт, протестуя против показа иранских картин на фестивале, ибо сам этот факт якобы вселяет в зрителей ложные иллюзии о существовании свободы творчества и вообще свободы в их стране.
На церемонии закрытия фестиваля во время вручения «Серебряного медведя» Майклу Уинтерботтому и Мэту Уайткроссу на сцену бодро взбежали звезды «Дороги на Гуантанамо», так называемая «типтонская тройка» — Асиф Икбаль, Рухель Ахмед и Шафик Расул. Крепкие накачанные бородатые парни в рельефно обтягивающих мускулистые тела футболках плохо походили на изможденных пленников одиозного лагеря для военнопленных, которыми они предстали в фильме. Этот самый шокирующий фильм фестиваля был встречен шумной овацией зала и, конечно, стал самым скандальным за последнее время событием в жанре докьюментари. Авторы настаивают на абсолютной достоверности изложенных в нем фактов, отчасти высказанных на камеру самими участниками событий, отчасти реконструированных и разыгранных профессиональными актерами. Согласно версии трех пакистанцев, проживающих в английском городке Типтон, они прибыли в Пакистан на свадьбу одного из них, затем по просьбе имама мечети в Карачи отправились «на помощь» собратьям в Афганистан, попали под американскую бомбардировку под Кандагаром, были арестованы и отправлены в лагерь военнопленных на Кубе. Там их жестоко истязали, выбивая признания в сопричастности к Аль-Каеде. Все показанные в картине пакистанцы выглядят сущими безгрешными ангелами (флэшбэки показывают их то с птичкой в руке, то радостно плещущимися в воде, то танцующими на дискотеке), а все без исключения англичане и американцы — тупыми безжалостными негодяями (они то пытают несчастных узников, то пинают ногами Коран, то выдвигают узникам нелепые обвинения).
Если верить фильму, выходит, что все полторы тысячи содержавшихся в Гуантанамо пленных были схвачены случайно, все они мирные, ни в чем не повинные люди, а вся борьба с терроризмом — бессмысленный бой с тенью, непонятно зачем (видимо, для какой-то собственной выгоды) затеянный силами коалиции. Следуя за великим манипулятором Майклом Муром, Уинтерботтом и Уайткросс подают события настолько тенденциозно и однозначно, с такой убеждающей силой, что зритель, расчувствовавшись и воспылав ненавистью к карателям, невольно теряет способность сопоставить и проанализировать факты, которые на самом деле при более или менее пристальном рассмотрении представляются не столь несомненными. Во всяком случае, в интервью, опубликованном в пресс-буклете, Уинтерботтом уклоняется от прямого ответа на вопрос, зачем все же «типтонская тройка» отправилась накануне свадьбы в Афганистан: «Спросите меня, например, почему я поставил свой фильм, и я могу ответить вам сейчас так, а потом иначе, а затем и еще как-нибудь. Трудно определить, какие мотивы движут человеком. Как они сами говорят в фильме, им просто интересно было увидеть Афганистан и хотелось помочь людям». Каким людям и чем конкретно помочь — неясно. Но их откровения перед камерой были предварительно обговорены с адвокатом. К тому же это не была спонтанная речь; целый месяц сорежиссер фильма Мэт Уайткросс беседовал с молодыми людьми и застенографировал 650 страниц, после чего и начались съемки. «Я не хочу комментировать, что они чувствовали или не чувствовали, — говорит Уинтерботтом. — Но мы сказали им, что наша идея заключается в том, чтобы они сами рассказали свою историю, потому что у них это получается очень эффективно».
Буквально накануне оглашения решения жюри ООН приняла резолюцию о необходимости закрыть лагерь в заливе Гуантанамо. Повлияло это на присуждение фильму «Серебряного медведя» или нет, но само совпадение знаменательно. Как знаменательно и то, что уже после вручения главной награды — «Золотого медведя» фильму дебютантки из Боснии Ясмилы Жбанич «Грбавица» (Grbavica) в мировой прессе появилось (правда, потом опровергнутое) сообщение об аресте находящегося в розыске сербского генерала Ратко Младича, обвиняемого в геноциде во время войны в бывшей Югославии. Так что фильм, рассказывающий о последствиях этой войны, которые еще долго — на протяжении жизни целых поколений — не будут изжиты, оказался на самом гребне злободневных политических событий.
Вряд ли картины, отмеченные наградами Берлинале в этом году, надолго останутся в истории киноискусства. Но, несмотря на их весьма скромные художественные достоинства, они в обозримом будущем, бесспорно, сохранят свою актуальность в качестве политического или социального высказывания. Пока на то держится мода.