Кен Лоуч, Пол Лаверти. Брат шел на брата. «Ветер, что колышет ячмень», режиссер Кен Лоуч
- №7, июль
- Петр Шепотинник
Интервью ведет Петр Шепотинник
Кен Лоуч на съемках фильма «Ветер, что колышет ячмень» |
Петр Шепотинник. Прежде всего, я хотел бы поблагодарить вас за эту картину. Знаете, ведь ваш «Ветер, что колышет ячмень» — очень русский фильм.
Пол Лаверти. Вот как?
Кен Лоуч. Любопытно.
Петр Шепотинник. А до какой степени этот фильм британский или ирланд-ский?
Кен Лоуч. Мне кажется, что он универсален практически во всех отношениях. Иначе не стоило бы его снимать. Это же не научная, не музейная реконструкция событий. В основе картины — рассказ о колонии, вытесняющей империю, и об империи, силой оружия навязывающей колонии свое господство. Империи, которая защищает свои интересы, но губит будущее всех, кто живет на ее территории. Это фильм об оккупационной армии, которая презирает местное население. И о сопротивлении несправедливости. А ведь все эти темы универсальны.
Петр Шепотинник. К сожалению.
Пол Лаверти. Но наш фильм и об отказе от сопротивления. Эта проблема также чрезвычайно актуальна сегодня. Противостояние Давида и Голиафа: простые люди не могут совладать с этой ситуацией. Они считают, что им не хватит сил сопротивляться. Этот страх, неуверенность в себе возникают вновь и вновь — в разных точках нашей планеты. Страх везде и всегда парализует волю. И это хорошо понимают и используют оккупанты. Меняется технология, но психология оккупации и сопротивления остается практически той же, что и прежде.
Петр Шепотинник. Получается, что вы все еще испытываете вину за то, что произошло в 20-е годы прошлого века?
Пол Лаверти. Кто? Я? Нет, я не несу за это никакой ответственности.
Кен Лоуч. Сейчас вы задали очень нерусский вопрос. Ведь вы, журналист из России, должны бы знать о классовой борьбе и понимать, что колонии основывает правящий класс, а рабочий люд подвергается эксплуатации. Так что дело тут во взаимоотношениях между классами. Моих предков эксплуатировали те же политики, которые эксплуатировали ирландцев. То же и с ирланд-скими предками Пола, которых эксплуатировал правящий класс Великобритании. Дело тут в классе, а не в национальности.
«Ветер, что колышет ячмень» |
Пол Лаверти. И не забывайте, что британские солдаты в Ирландии набирались из безработных, в основном — из ожесточившихся ветеранов первой мировой войны. Они нигде не могли найти работу и устремлялись в Глазго, Бирмингем и другие промышленные города. Именно оттуда в оккупационную армию и были завербованы первые добровольцы. Их использовали как пушечное мясо, для самой грязной работы. И придумали все это такие люди, как Черчилль, Ллойд-Джордж, Гринвуд и прочие британские министры. Они относились к солдатам так же, как и предыдущие поколения политиков, хозяев империи. Они эксплуатировали рабочих, они приняли законы, ограничивающие их право на создание профсоюзов. Поэтому мы и говорим, что наш фильм не против Великобритании. Наш фильм против британской элиты. Очень важно отличать одно от другого.
Петр Шепотинник. А что, кто-то уже сказал или написал, что вы сняли анти-британский фильм?
Кен Лоуч. Я думаю, что британские критики обязательно так скажут.
Петр Шепотинник. Когда я смотрел ваш фильм, то вспомнил слова Льва Толстого. Он любил повторять, что зло порождает лишь зло, а добро — лишь добро.
Кен Лоуч. Хотелось бы верить, что так оно и есть. Но вряд ли это правда.
Например, добро может породить… эксплуатацию. Вот ведь какая штука. По-моему, толстовская формула — слишком смелое обобщение. Ее трудно обосновать, подтвердить примерами.
Пол Лаверти. Но все же мысль о том, что одна несправедливость порождает другую, безусловно, верна. Именно поэтому действие нашего фильма происходит сразу же после всеобщих выборов 1918 года. Тогда еще была возможность мирного разрешения конфликта. Большинство населения проголосовало за создание ирландского парламента, независимого от Британской империи. Парламент был образован — и разогнан властями. Депутаты протестовали — и подверглись репрессиям. Появились статьи в защиту парламента — и власти закрыли газеты. В результате началась война за независи-мость. В ответ на несправедливость ирландцы взялись за оружие и пошли убивать. Та же ситуация повторяется и сегодня — в разных уголках мира. Знаете, замечательный ирландский поэт Шеймус Хини писал: «Исследуя прискорбное, ищите прекрасное». Например, Федерация иракских профсоюзов старается, при всем безумии, которое творится в этой стране, предложить гуманный путь выхода из сложнейшей ситуации, чтобы избежать кровопролития. Это, разумеется, чрезвычайно сложная задача. Мне кажется, что когда население систематически подвергается насилию и притеснениям со стороны оккупантов, очень непросто руководствоваться принципами добра и гуманизма.
Петр Шепотинник. Вы приехали из Соединенного Королевства. Насколько сейчас едино это королевство?
Кен Лоуч. Ну, все зависит от того, что вы имеете в виду. Если говорить о футболе (а это сейчас самое важное), особого единства не наблюдается. Здесь у нас с Полом противоречий хоть отбавляй. Пол болеет за Шотландию, а я — за ту команду, которая хорошо играет в футбол, то есть за Англию. Поэтому Соединенное Королевство очень разобщено в вопросах футбола. А в остальном… не могу сказать с уверенностью.
«Ветер, что колышет ячмень» |
Петр Шепотинник. А почему в центр сюжета вы поместили двух братьев?
Кен Лоуч. Потому что гражданская война — это война между семьями. То, что герои фильма братья, — историческая правда, ведь тогда брат шел на брата. Но, кроме того, это еще и метафора — раздора в обществе, в самом народе. Есть разница между пропагандистским фильмом и художественным. Наша картина, я надеюсь, получилась многоплановой, потому что реалии политической борьбы мы стремились преломить через жизненный опыт реальных людей. Мы хотели снять «Ветер…» так, чтобы получился рассказ о личном, пережитом. Через личный опыт, личные переживания героев проступают очертания политической борьбы.
Петр Шепотинник. Как вы выбирали актеров на роли Дэмиена и Тедди? Они ведь должны были быть похожими, играя родных братьев.
Кен Лоуч. Да, мне пришлось это учитывать.
Петр Шепотинник. В 1995 году вы сняли фильм о гражданской войне в Испании — «Земля и свобода». С тех пор что-то изменилось в производстве исторических картин?
Кен Лоуч. Почти ничего не изменилось. Художникам стало труднее воссоздавать интерьеры, находить костюмы ушедшей эпохи. Но в остальном все по-прежнему. Мы все так же зависим от естественного освещения, от графика съемок. Как и раньше, надо создавать идеальные условия для того, чтобы актеры могли на съемочной площадке воспроизвести правду поведения, правду существования своих героев.
Перевод с английского Б. Горелика
Материал подготовлен на основе видеоинтервью, записанного для программы «Кинескоп» (телеканал «Россия»), при участии Аси Колодижнер.
p p
td align=