Кино + ТВ = телефильм? Юрий Арабов: «Не говорить о желтом на языке желтой прессы»
- №10, октябрь
- Екатерина Самылкина
Екатерина Самылкина. Каким должно быть литературное произведение, чтобы из него получилась хорошая телеэкранизация?
Юрий Арабов. Современное телевидение держится на двух принципах: релаксация и занимательность. Российское телевидение со времен Влада Листьева рассчитано исключительно на расслабление. И поэтому чем хуже пишешь сериал, тем лучше; чем хуже первоисточник, тем больше у экранизации шансов на успех. Увы, такова практика. Как только сценарист начинает работать с серьезным материалом, он слышит упреки в том, что выламывается из рамок общепринятой телепродукции. Я противник подобных тенденций современного российского телевидения, поэтому те три сериала, которые я сделал за последнее время (больше писать для телевидения не буду, надеюсь, никогда), исходят из противоположных этим тенденциям принципов.
Первый — качественные первоисточники, второй — качественная работа на уровне драматургии и третий — отказ от стремления развлечь и расслабить зрителя.
Е. Самылкина. Что вы называете качественным первоисточником?
«Доктор Живаго», сценарий Юрия Арабова, режиссер Александр Прошкин |
Ю. Арабов. Литературу, которая имеет эстетические и философские параметры, серьезное смысловое наполнение и ощутимое культурное значение. Например, произведения Марининой с точки зрения этих критериев сильно уступают произведениям Пастернака. При этом сериал «Доктор Живаго» по роману Пастернака — работа не в контексте российского телевидения, а в контексте кино. То же самое с сериалами по «Мертвым душам» Павла Лунгина и рассказам Варлама Шаламова, которые экранизирует Николай Досталь. «Доктор Живаго» Александра Прошкина вообще снимался на кинопленку. Я отношусь к созданию сериала, как к созданию большого хорошего кино. Только так я понимаю задачи сценариста, пишущего для телевидения. Следование этому принципу во многом обрекает произведение на неуспех. Потому что работы или замалчиваются, как «Мертвые души», или же попадают в общий телевизионный формат, то есть перебиваются то и дело рекламой, которая во многом сводит впечатление от целого на нет, что-то подобное произошло с «Доктором Живаго». Я считаю, что на современном российском телевидении кинодраматург не имеет никакой возможности работать качественно.
Е. Самылкина. Недостаток телеаудитории «Доктора Живаго» восполнен за счет выпуска дисков.
Ю. Арабов. Тем, кто посмотрел «Доктора Живаго» по телевидению, если есть такие, нужно просто давать ордена. Я не смог досмотреть ни одной серии, потому что реклама разбивала и забивала картину. Этот сериал можно смотреть только на диске. Любая серьезная продукция, которая попадает сегодня в тандем с рекламой, обречена на провал. Я искренне завидую Панфилову, который добился показа «В круге первом» без рекламы.
Е. Самылкина. Должен ли сериал быть сиюминутным. Должен ли кинофильм быть таковым?
Ю. Арабов. Никто никому ничего не должен. Однако в нынешнем контексте «сиюминутность» российского сериала — естественное явление. Что-либо серьезное почти не имеет шансов на качественный прокат и вообще на какую-либо массовую положительную реакцию. Скажем, в 80-х годах, когда мы с Прошкиным делали сериал «Николай Вавилов», задачи у телевидения были другие — быть может, более пропагандистские, но далекие от пустой развлекательности.
«Доктор Живаго» |
Е. Самылкина. Сериал может стать произведением искусства?
Ю. Арабов. Да, если он будет сделан не в параметрах масскульта, если не будет говорить о желтом на языке желтой прессы. «Скорая помощь» и «В круге первом» — произведения искусства.
Е. Самылкина. А шедевры на телевидении возможны?
Ю. Арабов. Теоретически — да, практически — нет.
Е. Самылкина. Теоретически — благодаря чему?
Ю. Арабов. Таланту автора и попаданию в настроение общества.
Е. Самылкина. То есть сиюминутности?
Ю. Арабов. Отчасти да. Должен быть баланс между культурой, вечным и сегодняшними устремлениями зрителя.