Реальность «Дома-2»
- №2, февраль
- Вера Зверева
«Я бы долго разговаривала с Собчак и с устроителями проекта, по-моему они не понимают запросов современного телезрителя… или наоборот понимают!»1
Реалити-шоу «Дом-2» |
«Дом-2» не выделялся бы ни эпатажем, ни новизной или качеством, если бы был помещен в иной контекст — телевидения, интенсивно изобретающего оригинальные форматы вещания. Но на отечественном ТВ редко появляются новые идеи. Видимо, поэтому проекту «Дом-2» в российской прессе уделяется большое внимание: он обсуждается в медиа, его обвиняют в безнравственности депутаты, участники шоу становятся героями светской хроники.
Не будем говорить о «Доме-2» как об образце жанра реалити, поскольку, на мой взгляд, это шоу, несмотря на известный успех, является проходным. Создатели продвигают его с большой настойчивостью, как и полагается медиасобытию, оно становится тем более значимым, чем больше собирает откликов, независимо от их содержания. Но за коммерческой состоятельностью программы, за ее способностью нравиться целевой аудитории не обязательно кроется особое качество или философия. Перейдя установленные для нее эфирные рамки, она скорее интересна как культурный феномен. Какую реальность ежедневно конструирует это популярное шоу?
Коммерческий успех шоу
«Дом-2» третий год ежедневно выходит на канале ТНТ; на сайте программы правила описаны так: «В игру вступают 8 одиноких девушек и 7 одиноких парней. Цель игры: найти свою пару, доказать свою любовь и выиграть дом. Каждую среду участники выбирают себе пару. У одиночки есть еще один день, чтобы переломить ход игры и найти себе партнера. Тот, кто не нашел свою любовь, выбывает из игры. Каждый четверг проходит голосование и участники определяют, кто должен покинуть шоу. Вместо выбывшего приходит новый игрок […]. Так, методом проб и ошибок в шоу остаются те игроки, которые действительно любят друг друга. Участники живут в большом Доме. Там все (в том числе и туалет с душем) общее. Но те, кто найдут свою любовь, смогут вселиться в комфортабельный VIP-домик. Жить там может только пара — и молодым людям придется переступить через свою стеснительность, на глазах всей страны приняв решение жить вместе. Но этого недостаточно: нужно еще доказать зрителям свою любовь. Только тогда они заселятся в VIP-домик и — на неделю — получат иммунитет. До финала дойдут три влюбленные пары! В прямом эфире финального шоу зрители сами — SMS-голосованием — решат, кому из героев достанется ДОМ!»2 В кадре участники проекта разговаривают в основном о чувствах и своих взаимоотношениях, отчитываясь о переживаниях и поступках ведущим — Ксении Собчак и Ксении Бородиной.
Программа рассчитана на определенную целевую группу, преимущественно на девушек, школьников, учеников колледжей, на тех, чьи занятия, возраст и интересы сопоставимы с профессиями и возрастом участников «Дома-2». Это молодые люди из разных регионов России, восемнадцати — двадцативосьми лет; как правило, они принадлежат к близким социальным и мировоззренческим группам, часто связаны с низовыми ступенями шоу-бизнеса, медиа или со сферой услуг. Среди их занятий — танцор, стриптизер, клоун, музыкант, актриса, певица, модель, бармен, парикмахер, радиоведущий, менеджер, безработный и другие.
При просмотре программы складывается ощущение, что основные усилия ее создателей направлены на маркетинг, его продвижение в медиа. Шоу изобилует рекламой, кадр насыщается товарными знаками: герои говорят о любви на фоне логотипов фирм, в паузах ведущая произносит рекламный текст («Смотри „Дом-2“ в одежде Savage. Ваша Ксения Собчак»). Вокруг шоу выстроена целая индустрия — продажа футболок, постеров, сувениров, паззлов, рингтонов, сборников «лучших моментов» «Дома-2» на DVD, компьютерных игр и т.д. Зрителей призывают голосовать, поддерживать участников, давать им советы, отправляя платные SMS-сообщения. К ним обращены интенсивные рекламные тексты, сулящие призы за активность.
Реалити-шоу «Дом-2» |
«Алена подралась со Степой, Май вернулся к Солнцу — а ты, как назло, пропустил эфир с этими событиями? Поверь, это не конец света! „Дом-2“ подстраивается под твой распорядок дня! Если ты не успел посмотреть очередную трансляцию реалити-шоу по ТВ, а твои друзья уже вовсю обсуждают последние происшествия на проекте, не рви на себе волосы. Просто зайди на сайт „Дома-2“ и скачай специальную версию эфира за нужное число. Там есть все, что тебе интересно! Смотри эфир „Дома-2“ где угодно! Закачай ролик в формате *.3gp себе на мобильный или КПК. В метро, в автобусе, в институте, на даче — „Дом-2“ всегда будет с тобой! […] Выиграй 5000 рублей! Ответь на вопрос в конце программы! Отправь SMS с номером ответа на 5509. И внимательно читай ответное сообщение. Каждый 10-й — получит фотографию героев на свой мобильный. Каждый 100-й — подарок от Дома-2. Каждый 1000-й — 5000 рублей. Тебе обязательно повезет — количество призов и денег неограничено! *Стоимость SMS — $0,99 без учета налогов»3.
«Дом-2» продолжает свою жизнь в СМИ, на сайтах, DVD, в специализированном журнале: обращение к новым источникам открывает зрителям новые детали, которые остаются за кадром программы. По аналогии с «Фабрикой звезд» участники проекта — несмотря на любительский уровень исполнения вокальных и танцевальных номеров — гастролируют с концертами по России, выступают на радио, позируют для модных и эротических журналов, «раскручиваются» в качестве звезд популярной культуры.
Умножение источников информации помимо основной цели — лучших продаж построенной вокруг «Дома-2» продукции — подтверждает реальность, сконструированную в шоу, делает его героев персонажами большой мультимедийной истории. Этот прием хорошо работает: программу смотрят, о ней спорят, а значит, она привлекательна для рекламодателей. В системе российского телевидения неизбалованная аудитория приучена любить то, что есть в предложении.
Реалити как сериал
«Дом-2» ориентирован на мелодраматический сериал, поэтому его реальность следует правилам организации мира многосерийной «мыльной оперы». С «Санта-Барбарой» его сравнивают и зрители, и участники проекта.
По своей структуре это шоу бесконечно. На экране появляются его главные герои, долгожители программы, и новички, приходящие и покидающие проект. Повествование состоит из переплетающихся линий: по мере того как заканчивается одна, начинается новая, на фоне других историй. В отличие от телевизионного фильма, у «Дома-2» гипертекстовая структура: каждый фрагмент отсылает зрителя к дополнительной информации на сайтах, в журнале, в связанных с ним телепередачах, таких как «Роман с Бузовой», и т.п. Это медленное повествование с концовкой, отложенной в неопределенное будущее. Его сюжетообразующие элементы — «интриги» участников, их «заговоры» друг против друга, сцены любовных свиданий, ссор и примирений. Каждый день разрозненные события прошлой серии подвергаются переводу в форму драматизированных историй — в рассказах, публикуемых на официальном сайте проекта. («Вчера новенький Саша делал девушкам массаж. Сегодня он признался, что больше всего ему понравилось общение с Аленой — уж очень соблазнительно она выгибалась под его руками. Но Саша сомневается. „Алена со всеми тут крутит?“ — спрашивает он у Ромы. „Да“, — безжалостно отвечает тот») 4.
Главное отличие формата «Дома-2» — его невымышленные участники.
С ними связываются идея непредсказуемости в развитии действия и надежда на подлинность происходящего. В реалити-шоу по сравнению с сериалом делается еще больший упор не на события, а на разговор, мысли вслух об «отношениях». В кадре герои говорят только о своих симпатиях и антипатиях к другим участникам проекта, о планах ухаживаний, мести, совместной жизни, о бытовых вещах.
Для стороннего наблюдателя «Дом-2» кажется довольно скучной программой, где ничего не происходит. Набор возможных событий в ней ограничен: здесь нет острых сюжетных коллизий игрового фильма, а банальную повседневность разнообразят лишь скандалы. Герои лежат на кровати, слоняются, вяло ругаются в интервалах, когда от них ждут постоянного чувства и действия. Зрители могут получить удовольствие от неспешности, долго обсуждать детали серии: в какой одежде была героиня А., как Б. смотрел на В. Но, судя по реакции фанов шоу, и они устают от этого.
«Уважаемые организаторы шоу, уберите этих двух лохов!!!! Они уже себя изжили и неинтересны! Пора их гнать в шею! Сидят там, как два гриба в своем домике и периодически пованивают! Ни позитива, ни чего-то нового, даже сценарии конфликтов новые придумать не могут!!! Зачем они там нужны?»5 «Безделье их враг. Пора идти работать. Стране нужны певицы, юристы, телеведущие…»6
По сравнению с сериалом структура шоу упрощена: у него отсечены все линии, кроме любовных. Повествование сведено к центральному вопросу: кто с кем в каких состоит отношениях? Кто сегодня «пара»? Популярность программы показывает, что редуцированного сюжета может быть достаточно для того, чтобы ее смотрели. В этом смысле более близкая жанровая аналогия — даже не сериал, а мелодраматический фотокомикс в журнале для девочек.
У этого формата есть особенность, отчасти компенсирующая отсутствие активного действия. Здесь моделируются типовые социальные ситуации, апробируются различные роли, проговариваются варианты поведения, проверяется степень их успешности и допустимости. Что будет, если А., который «строит любовь» с Б., переключится на В., а Б. попробует образовать пару с Г.? Высказывания о каждом герое содержат некие обобщения, подводящие их под определенный узнаваемый тип, поэтому игра в комбинации пар приобретает черты более универсального выстраивания отношений между носителями тех или иных психологических, социальных, культурных характеристик. Эту функцию обычно выполняют и телефильмы, и произведения массовой литературы, романы для девушек и юношей. Здесь то же самое происходит с реальными людьми, с которыми могут соотносить себя молодые зрители, с удовольствием предающиеся «просчету вариантов» отношений.
«Степочка, не ужели ты не понимаешь, какой подарок судьбы — Бонечка. Ты же не простишь себе этого никогда. Ведь видно, что у нее после вашего разрыва глаза потухли, а когда вы были вместе горели. Она любит тебя. А то, что она выкидывала по отношению к тебе это только для того, чтобы ты отреагировал и она получила бы доказательства, что и ты ее любишь. Ведь ты любишь ее, так не бойся, покажи свои чувства. Тогда ей не прийдется флиртовать с другими мужиками. Вы можете быть так счастливы (особенно я считаю повезло Степе)»7.
Язык формул
В «Доме-2» отсутствует сложность, множественность значений, поверхность совпадает с внутренним содержанием до тавтологии (так, в оформлении заставок шоу розовый цвет выбран для обозначения любви). Особенно явно это проявляется в языке, при помощи которого общаются герои и ведущие. Он эклектичен, включает драматические штампы любовного романа, стереотипную сниженную лексику для выяснения отношений, бытовую немоту.
«Я вчера говорю, Леш, говорю, если будут против меня голосовать, ты со мной уйдешь? Он такой, ну ты понимаешь, если у нас будут хорошие отношения, если у нас все будет хорошо… Ну, говорю, как так, говорю, это будет через четыре дня, что есть то есть. Ну, понимаешь, если у нас будут хорошие отношения, все наладится, ныныны… то ладно, то, конечно, уйду. Но это, как мне кажется, не тот человек, который может уйти. Мне кажется, он просто здесь решил протусить»8.
«Ну не верила я, что найду любовь там. Я поняла, что ни с кем там не смогу построить пару, не говоря уж о любви… Пришел Рома. Ну, я не знаю… Понравился. Проскочила искра. Я не оценила трезво, лучше ли он меня, просто проскочила искра. И я влюбилась… Я сразу решила, что всё, мой мужчина, я буду с ним. Соперниц, естественно, я не видела. Просто тянуло друг к другу»9.
Участники шоу разделяют и многократно подтверждают для зрителей распространенные стереотипы о поведении женщин и мужчин.
«Как же мы, девушки, часто заблуждаемся, думая, что лучше нас нет никого на этом свете. Я, кстати, тоже так раньше считала. Но потом поняла, что мужчина устроен гораздо примитивнее женщины — он либо хочет чего-то, либо не хочет. И ведет себя соответственно желаниям. Скорее всего, он не будет делать вид, что ему нравится девушка, потому что «пока на горизонте никого нет, но, может, не стоит пока ее отшивать, вдруг ничего не появится, да и жалко ее»10.
На этом фоне ведущие должны выделяться житейской мудростью. Им нужно выносить более точные оценки, чем те, которые могут сделать участники. Так, разбирая ситуацию, Ксения Собчак предлагает «трезвый» взгляд со стороны, однако оперирует теми же конструкциями, не выходя за рамки привычных базовых слов и логики «здравого смысла»: «Парадокс отношений Солнца и Саши состоит в том, что Солнце искала эту яркость в паре и желание быть лучшей из лучших. Саша искал некую нейтральную позицию. Они оба нашли противоположное, но уже с другими людьми. По иронии судьбы получилось так, что, разойдясь, Саша стал намного ярче… а Солнце с Маем стали намного нейтральнее и спокойнее»11.
В языке шоу происходит соединение высокого штиля, вводящего понятия «судьба» и «счастье», и просторечия, сленга, мата. Участники повышают в своих глазах собственный статус, смешивая ненормативную лексику с «умными» выражениями: «Я позиционирую себя как…», «Дом и семья, чем я живу, несут повествовательно-обучательские функции» и т.п.
В противовес такой бедности в способах выражения чувств создатели разнообразят шоу картинами, которые должны прочитываться как «высокие». Один из постоянных знаков возвышенности отношений — ужин пары за хорошо сервированным столом при свечах. В другом случае перед камерой воспроизводится известная аудитории сцена из фильма «Красота по-американски»: в кадре девушка и юноша целуются в ванне, наполненной лепестками красных роз, за кадром звучит музыка. Что может быть выше цитаты, уподобляющей героев шоу персонажам кино? В телепрограмме происходит вторичное репродуцирование языка, заимствованного из популярных масскультурных текстов.
Другой полюс репрезентации «любви» — балансирующие на грани с любительскими непристойными съемками показы полуобнаженных тел и эротических практик, исполненные не то с недостатком профессионализма, не то со скабрезностью. На Интернет-сайтах, посвященных «Дому-2», разговоры о чувствах перемежаются с предложениями купить порноролики.
«Здравствуйте, уважаемые любители „клубнички“! Порно на теле-проекте „Дом-2“ было всегда, просто раньше его никому не показывали. Теперь, когда меня и еще двух моих коллег канал „ТНТ“ решил уволить, ситуация изменится. Более двух лет, пока мы работали в аппаратной реалити-шоу, был накоплен весьма солидный видео-архив сексуальных утех, которым предаются беззаботные участники…. Естественно, доступ к этому архиву будет платным»12.
Повествование «про чувства» постоянно разрывается коммерческими вставками — рекламой, продукт-плейсментом. Так, обсудив очередные любовные перипетии, две девушки в кадре внезапно начинают рекламировать журнал «Дом-2»: «Слушай, новый выпуск!» — «Дай посмотреть!» — «Ой, какие все здесь прикольные, вообще!» — «Слушай, да-а… Вообще атас!»13 Применяемые вместе на ограниченном пространстве, такие приемы вызывают эффект сильного «снижения планки», профанации слов и гипотетических чувств.
Девиз проекта «Построй свою любовь» предполагает постепенное узнавание друг друга и обучение выстраиванию отношений. На практике юношам и девушкам надо почти сразу определяться, с кем составить пару, иначе они рискуют покинуть проект. Такая идея любви с первого взгляда превращается в перебор всех возможных партнеров. Иные герои жалуются, что решение быть вместе не преображает их жизнь и в паре «ничего интересного не происходит». В Интернете постоянно обсуждается вопрос об искренности героев, в которую часть зрителей склонна верить лишь понарошку. Сами участники периодически досадливо восклицают: «Это все для зрителей! Какие могут быть отношения, если все это все время смотрят?!»
В картине любовных отношений, представленной в «Доме-2», задаются полюса: сентиментально-романтическая вечная любовь, выраженная на языке формул «розового романа», или циничный расчет. Середина между крайностями проваливается. В шоу в изобилии представлены неприглядные стороны жизни вдвоем: пары ссорятся из-за продуктов, из-за того, чья очередь убирать в комнате, готовить обед или мыть посуду, предъявляют стереотипные претензии: «Ты очень мало с ней проводишь времени. Тебя все время нет, ты занимаешься своими делами. Так ли для тебя важны эти отношения?» — «Я не вижу, что она нуждается в моем общении». Между тем в подобной программе важна именно эта «середина», состоящая из множественных форм опыта, из несводимых к стандартному набору элементов, поскольку в ней и выстраиваются разнообразные виды отношений и стилей жизни. Иначе говоря, на телеэкране создается образ той тривиальной «любви», которая неизбежно «разбивается о быт».
Идеологии «Дома»
В фантастическом рассказе американского писателя Уильяма Тэнна «Нулевой потенциал» моделировалась ситуация, в которой избиратели страны начинали голосовать не за самого лучшего кандидата в президенты, а за самого среднего, «простого парня». Стертость качеств, отказ от усилия в массовом масштабе в этой антиутопии приводили к постепенному вымиранию человеческой цивилизации и к созданию на ее месте более высокой цивилизации ньюфаундлендов.
В «Доме-2» ничего не выходит за рамки обыденности: в нем изо дня в день показывают не «лучших», «интересных», «выдающихся» молодых людей, но — «средних», «таких, как все». Однако человека «как все» не существует в природе: это конструкция, строящаяся по определенным правилам. В данном случае для построения принят понижающий стандарт. Зрителя призывают узнавать себя в герое с очень узким репертуаром идей, кругозора, желаний, воображения.
Для того чтобы завуалировать такую ограниченность, устроители программы используют понятие «яркость»: в шоу должны оставаться только самые яркие юноши и девушки. Как правило, под это определение подводится способность участника вести себя непредсказуемо, эмоционально реагировать, затевать интриги, веселить или раздражать других членов группы (говоря словами зрителей, «быть прикольным»).
Следует специально отметить одну общую черту в поведении участников шоу. Герои «Дома-2» не умеют (и не знают об этом своем неумении) слушать друг друга, договариваться между собой в случае больших и мелких разногласий, идти на компромисс. В этом шоу образ культуры как системы коммуникаций и договоров непопулярен и практически утрачен. Скорее, ежедневно утверждается иной образ — взаимного непонимания и глухоты, победы в жестком противостоянии интересов (пусть даже на уровне битвы за пельмени или за полку в холодильнике).
Просмотр шоу и чтение зрительских отзывов в Интернете приводят к выводу о том, что желания людей, вовлеченных в проект, связаны с обретением не столько любви, сколько успеха — карьеры в шоу-бизнесе, попадания в обойму поп-героев, подобно артистам проекта «Фабрика звезд».
«Реалити-шоу как будто специально придуманы для тех, кто хочет изменить свою жизнь — рутину скучной, однообразной работы сменить на яркое приключение. В конце концов, вернуться к рутине и скучной работе можно всегда. Она никуда не денется. А шанс стать звездой выпадает не так часто. Посмотри на участников — многие из них уже начинают свою карьеру в шоу-бизнесе. […] Реалити — это для тех, кто хочет, чтобы его таланты увидело как можно больше людей, в том числе и известные продюсеры»14.
За пределами медиа повседневность мыслится как серая и непривлекательная. Вместе с тем считается, что одного таланта мало или он вовсе необязателен: для успеха необходима «раскрутка».
Идеал, потолок мечтаний для героев и зрителей в этом смысле представляет ведущая Ксения Собчак — не как человек из плоти и крови, а как персонаж, созданный в СМИ. Составляющие этого образа — известность, гламурность, богатство, красота, независимость, возможность «жить в свое удовольствие».
На сайтах, сопровождающих шоу, поклонники программы делятся своими мнениями относительно того, как сложится дальнейшая судьба участников «Дома-2». В этих небольших историях прочитываются представления их авторов об удаче, счастье или неуспехе. И в оптимистических, и в пессимистических сценариях говорится о том, что многие пары расстанутся. Позитивные сценарии так или иначе связывают героев проекта с шоу-бизнесом и перспективой жизни в Москве.
«Рома станет ди джеем на радио, или ведущим шоу… Солнце выпустит свой альбом, Май тоже. Будут ведущими на TV, или ди джеями на радио. Зайчёнок збежит от Настеньки, будет или танцевать, или займётся бизнесом. Настя выйдет замуж за москвича, если повезёт». «Алена пристроится к какому-нибудь Вахтангу или просто „кошельку“, возможно, попробует себя в качестве фотомодели, Солнце раскрутится и будет выпускать пластинку, за пластинкой».
Негативные версии будущего героев «Дома-2» также ассоциируются с медиа — со скорым зрительским забвением, жестокостью шоу-бизнеса, а также с необходимостью возвращения к рутинной жизни.
«Никто ни с кем не будет! и никем они не будут, помелькают месяц от силы на телевиденье и все про них забудут! Вспомните „За стеклом“, „Голод“. Просто они будут думать, что они все мега-звезды, а на самом деле до них никакого дела! Умные дядьки и тетьки придумают еще какое-нибудь реалити-шоу и все туда разом переключатся!»
В этих рассказах любовные отношения занимают меньше места, их ценность уже не так очевидна. Брак рассматривается или как средство социальной мобильности, или как не слишком увлекательная составляющая повседневности. Мысль о том, что после проекта герои могут создать семью, вернуться в свой город и работать по специальности, у зрителей не вызывает энтузиазма. Большинство полагает, что мысли и действия участников «Дома-2» направлены не на «построение любви», а на то, чтобы любыми средствами удержаться в шоу, ради чего они готовы идти на унижение и обман. Проект мыслится не как самореализация или последовательность достижений, но как результат встраивания в систему, приобретение умения «попасть в обойму» и в ней удержаться.
Привлекательность шоу
«Дом-2» привлекает зрителей тем, что он позволяет выстроить комфортное пространство, соизмеримое с его реальным временем. Некоторые утверждают, что смотрят эту программу, чтобы «просто быть в курсе», знать, что произошло в серии, и телевизор включен в фоновом режиме. К героям привыкают; они — как знакомые и друзья — приходят в дом несколько лет подряд в одно и то же время. Зрители наделяют экранных персонажей своими смыслами, видят в них собственные отражения или свою противоположность, потенциальных друзей, партнеров или соперников, вкладывают в них мечты, страхи, желания, достраивают будущие сценарии счастливой или несчастной жизни.
«N.! Ты самая самая, самая неповторимая девушка на этом проекте, остальные просто меркнут)». — «N. дура! Самая тупая и отстойная тетка проекта, чего вы ей восхищаетесь она же лошадь». — «N., ну побольше бы нам таких как ты, милая, умная, красивая, обаятельная, сексуальная всё время весёлая и улыбающиеся девушка»15.
Комплекс чувств у аудитории «Дома-2» сложен, «меня тошнит при их виде, но в целом шоу нравится»16.
На сайтах, посвященных «Дому-2», много агрессии. Основная часть «негатива» связана с ощущением молодых зрителей, что их сверстникам успех достался даром. В обсуждении героев шоу соседствуют восхищение, зависть к легкому «возвышению», к хорошей одежде, еде, праздности, злорадство по поводу неудач и стремление доказать, что во всем остальном «они» хуже «нас». По этой логике: хотя герои шоу преуспевают, зато их любовь — «по расчету», они никогда не смогут обмануть «нас» своим показным блеском.
Способы обсуждения «Дома-2» в форумах напоминают об отзывах поклонников на другие реалити-шоу, сериалы и даже на спортивные передачи. Фаны продлевают жизнь шоу, дискутируя о том, что осталось за кадром, о мире, который можно додумать в отношении «реальных людей». Они предаются коллективным грезам о том, каковы на самом деле их герои и антигерои, что собой представляет их душевный склад, в каких отношениях они состоят друг с другом. В переработку идут интервью экранных персонажей, случайные упоминания в прессе, слухи, интерпретация их внешнего вида, манера общения, поступки. События на экране часто становятся поводом для утверждения своего авторитетного голоса, получения сильных эмоций от контактов с друзьями и пикировки с противниками, то есть для бесконечной насыщенной коммуникации.
Тексты массовой культуры позволяют встраивать в них образы «должного» — того желанного жизненного мира, к которому хотело бы прийти общество. И хотя в настоящее время в российских развлекательных программах, таких как «Дом-2», дидактические задачи ставятся редко или мыслятся как нечто необязательное по отношению к успешному проекту, именно в них осуществляется колоссальная работа по освоению противоречивой российской реальности. Ведь никакие позитивные преобразования в культуре не совершаются сами по себе. Формат молодежного реалити-шоу содержит огромные потенциальные возможности для представления аудитории взглядов и образцов, которые социум считает для себя важными. Такие сценарии программного моделирования действительности отрабатываются в ряде европейских и американских телевизионных развлекательных проектов. Тем не менее образы настоящего и будущего, которые предлагаются в «Доме-2», позволяют говорить о пока еще не реализованных возможностях российского телевидения содержательно обращаться к широкой аудитории.
1 Запись на зрительском сайте в Интернете. http://www.ihfr.ru/phorum/viewtopic.php?t=908.
Во всех цитатах со зрительских форумов сохранена оригинальная орфография и пунктуация. Здесь и далее текст в цитатах выделен автором статьи.
2 http://dom2.refus.ru/
3 http://www.dom2.ru/about/casting/
4 http://www.dom2.ru/journal/hron/#?id=14860
5 http://forum.dom2.ru/topic/index.do;jsessionid=EF706E9AF90D8E721B2DFFE5C74C7E7A?topicId=293235
6 http://forum.dom2.ru/theme/index.do?themeId=561
7 http://forum.dom2.ru/topic/index.do?topicId=322322
8 Расшифровка с видеозаписи «Дома-2».
9 Расшифровка с DVD «Дом-2», сюжет «Любовь и ложь». 10 http://www.dom2.ru/journal/?id=994
11 Расшифровка с DVD «Дом-2», сюжет «Влюблен по собственному желанию».
12 http://www.dom2sex.info/
13 Расшифровка с видеозаписи «Дома-2».
14 Официальный сайт проекта: http://www.dom2.ru/about/casting/
15 http://forum.dom2.ru/topic/index.do?topicId=204481
16 Запись на зрительском форуме: http://forum.dom2.ru/topic/index.do;jsessionid=EF706E9AF90D8E721B2DFFE5C74C7E7A?topicId=293235