Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Голубые баптизии - Искусство кино

Голубые баптизии

  • Блоги
  • Нина Цыркун

По итогам премьерного уикенда триллер «Судная ночь» оказался «спящим хитом» – лидером кинопроката в Северной Америке. О фильме, окупившем свой бюджет более чем в 12 раз, – Нина Цыркун.


В 2022 году – то есть совсем скоро, и десяти лет не пройдет – Соединенный Штаты найдут способ справиться с безработицей, войнами, преступностью и обеспечат счастливую мирную жизнь всему населению. Оказывается, для этого нужно совсем немного – всего двенадцать часов в год разрешенного насилия. Тем, кто не желает выплескивать свою агрессию или, наоборот, боится ее, могут оставаться, пока длится «судная ночь», в своих домах, дожидаясь рассвета. С небольшой поправкой: для полного спокойствия им нужно обзавестись надежной системой защиты – ведь не всегда известно, кто точит на вас зуб (и нож). А потому и целая новая индустрия развилась – производство и продажа высокотехнологичных охранных систем. Главный герой фантастического (не научно-, но социально-фантастического) триллера «Судная ночь» Джеймс (Итан Хоук), глава семейства Сэндинов, как раз и занимается этим прибыльным бизнесом, в результате становясь самым богатым жителем округа. Так что у соседей уже есть по крайней мере одна причина его недолюбливать.


«Судная ночь». Официальный трейлер

Тем не менее, состоятельность придает Джеймсу уверенность, а «судная ночь» – источник его богатства, и потому Джеймс даже с неким экзальтированным нетерпением ждет этой ночи, тем более что свой дом, разумеется, оснастил самой совершенной охранной системой. В знак того, что он и его семья одобряют политику государства, «новых отцов-основателей», придумавших этот радикальный метод избыть агрессивность, Джеймс выставляет во дворе ритуальный букет голубых баптизий.

И все было бы хорошо, если бы дети Сэндинов – Зои (Аделаида Кейн) и Чарли (Макс Буркхолдер) не нарушили установленный порядок. Одна привела в дом своего бойфренда, другой позволил укрыться в доме чернокожему бродяге, за которым идет погоня. И дальше, конечно, вся физическая острота действия будет определяться наличием этих «инородных тел», а психологическая – поведением обитателей дома, которым придется делать сложный выбор и как-то рассчитаться и с необходимостью защититься, и с тем, чтобы остаться людьми.

purge 7 4 3 13
«Судная ночь»

Малобюджетный (3 млн долларов) фильм выстроен автором сценария и режиссером Джеймсом ДеМонако на редкость складно и последовательно, как прямое высказывание, точно очертившее авторскую позицию. Отсюда, конечно, и издержки. Сценарий слишком прямолинеен, и места, а также времени на то, чтобы объяснить сюжетные повороты и оттенки психологических мотивов, не просто не хватает – его изначально не предусмотрено. (Вся психология, в сущности, доверена актрисе Лине Хиде, исполнительнице роли жены Джеймса, Мэри. И она, надо признать, отлично с этой ролью справляется). Зато в силу лаконичности фильма главная мысль прочитывается со всей определенностью: легитимизируя насилие в определенных рамках, вы не укрощаете его. Оно не распространяется, так сказать, вширь, но интенсифицируется, концентрируется в отведенном временном интервале до совершенно безумной степени. Невозможно избыть агрессивность и жажду мстить и убивать – всегда найдется кто-то, кому есть за что позавидовать, кто-то, кто вызывает ненависть – оправданную или безотчетную. Одни ведут охоту в соответствии со своими политическими убеждениями, другие – руководствуясь мелкими житейскими мотивами; результат один. Телевизионные сводки по городам и весям сообщают страшные цифры убитых в эту судную ночь на всей территории страны, в том числе в интеллектуальных центрах и самых материально благополучных местах; если распределить количество жертв по остальным 364 дням и ночам, вряд ли получилось бы меньше.

purge3
«Судная ночь»

Молчаливое согласие с политикой властей, подтверждаемое голубыми букетами, на самом деле основывается всего лишь на вере в надежность защиты. Однако насколько оправдана сама эта вера? И неужели согласие с необузданным насилием связано всего лишь с гарантиями личной безопасности? Вопросов, которые рождаются по мере просмотра фильма, возникает все больше, и ответов на них не предусмотрено, да и в принципе в расчете на всех не может быть. Ответы придут, когда облюбовавший именно вас жареный петух прицелится клювом в известное место. Вероятно неслучайно ДеМонако выбрал столь многозначное название для своего фильма – The Purge, что означает не только «чистка», но одновременно и «искупление вины», «заглаживание преступления».

purge-
«Судная ночь»


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Экзамен. «Моего брата зовут Роберт, и он идиот», режиссер Филип Грёнинг

№3/4

Экзамен. «Моего брата зовут Роберт, и он идиот», режиссер Филип Грёнинг

Антон Долин

В связи с показом 14 ноября в Москве картины Филипа Грёнинга «Моего брата зовут Роберт, и он идиот» публикуем статью Антона Долина из 3-4 номера журнала «Искусство кино».


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

Широкие и узкие основы культуры. Даниил Дондурей: «Этот проект — модель идеального мира»

22.11.2014

Подходит к концу работа над проектом «Основ государственной культурной политики». Позади десятки заседаний, открытых и закрытых обсуждений. За это время проект «Основ», работа над которым курируется на самом высоком уровне, спровоцировал ряд острых споров, попутно приобретя статус чуть ли не главного документа страны. При том, что никакой законодательной силы он иметь не будет.  


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

Роттердамский фестиваль раздал призы

02.02.2013

2 февраля состоялось закрытие Международного кинофестиваля в Роттердаме. Тремя обладателями главных наград основной конкурсной программы Hivos Tiger Awards с денежным сопровождением в размере 15 тысяч евро были признаны дебютная картина «Солдат Джаннетт» (Soldate Jeannette) австрийского режиссера Даниэля Хёсла, фильм «Мой пес Киллер» (My Dog Killer) словацкого режиссера Миры Форни о молодом скинхеде и антипатриархальная картина Fat Shaker иранского художника Мохаммеда Ширвани.