Голубые баптизии
- Блоги
- Нина Цыркун
По итогам премьерного уикенда триллер «Судная ночь» оказался «спящим хитом» – лидером кинопроката в Северной Америке. О фильме, окупившем свой бюджет более чем в 12 раз, – Нина Цыркун.
В 2022 году – то есть совсем скоро, и десяти лет не пройдет – Соединенный Штаты найдут способ справиться с безработицей, войнами, преступностью и обеспечат счастливую мирную жизнь всему населению. Оказывается, для этого нужно совсем немного – всего двенадцать часов в год разрешенного насилия. Тем, кто не желает выплескивать свою агрессию или, наоборот, боится ее, могут оставаться, пока длится «судная ночь», в своих домах, дожидаясь рассвета. С небольшой поправкой: для полного спокойствия им нужно обзавестись надежной системой защиты – ведь не всегда известно, кто точит на вас зуб (и нож). А потому и целая новая индустрия развилась – производство и продажа высокотехнологичных охранных систем. Главный герой фантастического (не научно-, но социально-фантастического) триллера «Судная ночь» Джеймс (Итан Хоук), глава семейства Сэндинов, как раз и занимается этим прибыльным бизнесом, в результате становясь самым богатым жителем округа. Так что у соседей уже есть по крайней мере одна причина его недолюбливать.
«Судная ночь». Официальный трейлер
Тем не менее, состоятельность придает Джеймсу уверенность, а «судная ночь» – источник его богатства, и потому Джеймс даже с неким экзальтированным нетерпением ждет этой ночи, тем более что свой дом, разумеется, оснастил самой совершенной охранной системой. В знак того, что он и его семья одобряют политику государства, «новых отцов-основателей», придумавших этот радикальный метод избыть агрессивность, Джеймс выставляет во дворе ритуальный букет голубых баптизий.
И все было бы хорошо, если бы дети Сэндинов – Зои (Аделаида Кейн) и Чарли (Макс Буркхолдер) не нарушили установленный порядок. Одна привела в дом своего бойфренда, другой позволил укрыться в доме чернокожему бродяге, за которым идет погоня. И дальше, конечно, вся физическая острота действия будет определяться наличием этих «инородных тел», а психологическая – поведением обитателей дома, которым придется делать сложный выбор и как-то рассчитаться и с необходимостью защититься, и с тем, чтобы остаться людьми.
«Судная ночь»
Малобюджетный (3 млн долларов) фильм выстроен автором сценария и режиссером Джеймсом ДеМонако на редкость складно и последовательно, как прямое высказывание, точно очертившее авторскую позицию. Отсюда, конечно, и издержки. Сценарий слишком прямолинеен, и места, а также времени на то, чтобы объяснить сюжетные повороты и оттенки психологических мотивов, не просто не хватает – его изначально не предусмотрено. (Вся психология, в сущности, доверена актрисе Лине Хиде, исполнительнице роли жены Джеймса, Мэри. И она, надо признать, отлично с этой ролью справляется). Зато в силу лаконичности фильма главная мысль прочитывается со всей определенностью: легитимизируя насилие в определенных рамках, вы не укрощаете его. Оно не распространяется, так сказать, вширь, но интенсифицируется, концентрируется в отведенном временном интервале до совершенно безумной степени. Невозможно избыть агрессивность и жажду мстить и убивать – всегда найдется кто-то, кому есть за что позавидовать, кто-то, кто вызывает ненависть – оправданную или безотчетную. Одни ведут охоту в соответствии со своими политическими убеждениями, другие – руководствуясь мелкими житейскими мотивами; результат один. Телевизионные сводки по городам и весям сообщают страшные цифры убитых в эту судную ночь на всей территории страны, в том числе в интеллектуальных центрах и самых материально благополучных местах; если распределить количество жертв по остальным 364 дням и ночам, вряд ли получилось бы меньше.
«Судная ночь»
Молчаливое согласие с политикой властей, подтверждаемое голубыми букетами, на самом деле основывается всего лишь на вере в надежность защиты. Однако насколько оправдана сама эта вера? И неужели согласие с необузданным насилием связано всего лишь с гарантиями личной безопасности? Вопросов, которые рождаются по мере просмотра фильма, возникает все больше, и ответов на них не предусмотрено, да и в принципе в расчете на всех не может быть. Ответы придут, когда облюбовавший именно вас жареный петух прицелится клювом в известное место. Вероятно неслучайно ДеМонако выбрал столь многозначное название для своего фильма – The Purge, что означает не только «чистка», но одновременно и «искупление вины», «заглаживание преступления».
«Судная ночь»