Карловы Вары-2008. Без интриги

Главный конкурс Карловарского МКФ на сей раз оказался таким, мягко говоря, скромным, что вплоть до последних дней, когда в соревнование вступили явные лидеры — чешские «Карамазовы» и российский «Пленный», единственной интригой был чисто спортивный интерес прессы: как жюри во главе с Иваном Пассером выпутается из этой патовой ситуации.

Алексей Учитель: «Хрустальный глобус» за режиссуру
Алексей Учитель: «Хрустальный глобус» за режиссуру

Животрепещущая тема «Хрустального глобуса» разыгрывалась и на экране, да так остроумно, что только и разговору было, что о четырех трейлерах, каждый из которых предварял очередной фестивальный сеанс. Героями были именитые обладатели главного карловарского приза, а кое-кто и «Оскара». Милош Форман использовал увесистую статуэтку для растирания пригоршни пилюль, выданных женой. Сладко спящий Дэнни Де Вито спасся от раннего телефонного звонка, ненароком опрокинув «Хрустальный глобус» на телефонный аппарат. Веру Хитилову камера застала в тот момент, когда она, очень довольная собой, уже заканчивала латать с помощью скотча треснувший глобус. А Харви Кейтел вернулся из Карловых Вар с призом и в гипсе: «Какой-то идиот уронил мне эту штуку на ногу», — пожаловался он бармену.

Фирменный чешский юмор и самоирония всякий раз восхищают, но нельзя не восхититься и тем анонимным суперпродюсером, который уговорил звезд такого масштаба сняться в клипах — заставках, благодаря которым мне удалось начать текст с оптимистистической ноты.

<

«Доктор Алеман», режиссер Том Шрайбер
«Доктор Алеман», режиссер Том Шрайбер

>

Большинство конкурсных лент повода для оптимизма не давали, напротив, скорее раздражали сюжетной бедностью и отсутствием эстетической актуальности. Возникало ощущение дискурсивной пустыни. Как будто реальность вычерпана до дна и говорить и спорить больше не о чем. Даже обреченный на успех любовный треугольник не сработал в хорватском фильме «За стеклом», а проблемы телевизионной функционерки, поставленной перед выбором между частной жизнью и карьерой, не потянули на заявленную драму, которая и впрямь требует жертв. Замужняя героиня не склонна драматизировать обстоятельства и заводит роман с бывшим мужем, женатым на ее близкой подруге, к тому же беременной (французский фильм «Почти правда»). Неординарный способ снять стресс!

Претензий к отборщикам фестиваля у меня нет — команда Эвы Заораловой славится своим профессионализмом. И в нынешнем году машина фестиваля работала, как швейцарские часы. Просто, видимо, такой выдался кинематографический сезон. Недаром же многие критики негодовали по поводу конкурсов в Канне и Венеции. Вероятно, дело не в отборе, а в мировом законе. Искусство кино переживает очередной кризис, но это отдельная песня.

<

«Шахта», режиссер Чи Чжан
«Шахта», режиссер Чи Чжан

>

В традиционных карловарских программах, включая эксклюзивную «К востоку от запада», были интересные работы. Да и в конкурсной коллекции нашлись стоящие. Моим фаворитом была не отмеченная ни одним призом китайская «Шахта». По своей эстетике — минималистской и квазидокументальной — фильм в противофазе с мировыми китайскими хитами конца 80-х, на долгое время определившими фестивальную моду на экзотическое и заповедное китайское кино. В «Шахте» экзотики нет и в помине. Действие происходит в китайской глубинке, в убогом шахтерском городке, где все население из поколения в поколение работает на шахте. История маленькой семьи — отец, дочь, сын — типизирует обычную судьбу обитателей далекой западной провинции, где нет никаких примет взлета китайской экономики, о котором сегодня твердит весь мир. Цивилизационный взрыв еще не захватил эти широты, лишь его далекое эхо можно угадать в фильме по действиям персонажей. Дочь уезжает в большой город и находит там семейное счастье. Сын тоже пытается последовать за сестрой, но его с приятелями «кидают» приезжие мошенники, обещавшие работу едва ли не в столице. Парень в конце концов отправляется на шахту и заступает на место отца, который уходит на пенсию. В финале семья соберется вместе и отпразднует в их бедном жилище теплый семейный праздник.

«Ужасно счастлив», режиссер Хенрик Генц
«Ужасно счастлив», режиссер Хенрик Генц

Дебютант Чи Чжан далек от социальной критики — его взгляд на жизнь своих героев скорее экзистенциальный, может быть, даже созерцательный. Мол, вот так, по старинке, живут люди, но они самодостаточны: и у них случаются праздники, и радости семейного тепла не обходят их стороной. Из дальневосточных фильмов конкурса жюри больше глянулся индонезийский «Фотограф» (режиссер Нан Т. Ачнас не впервые на КВМКФ), удостоенный специального приза, — чувствительная мелодрама о платонической любви бывшей проститутки и одинокого старика фотографа с трагической судьбой.

Вердикты жюри со стороны часто представляются иррациональными, почтем за благо их не обсуждать и уж тем более не порицать. То, что лучший, на мой вкус, конкурсный фильм — «Карамазовы» Петра Зеленки удостоился всего лишь специального упоминания большого жюри, еще можно объяснить принципиальной позицией дирекции фестиваля не давать самые лакомые призы своим. (Приз ФИПРЕССИ Зеленка получил!) Однако вовсе непонятно, почему Гран-при ушел датскому сюрреалистическому хоррору «Ужасно счастлив» (режиссер Хенрик Генс) про полицейского, сосланного за профессиональную провинность в заштатный городишко типа Зеро и вступившего в конфронтацию с монструозными обывателями.

<

«Карамазовы», режиссер Петр Зеленка
«Карамазовы», режиссер Петр Зеленка

>

Петр Зеленка, лидер современного чешского артхауса, снял экранную версию знаменитого в 50-е годы спектакля Пражского Дейвитского театра, поставленного Лукашем Хлавицей. Мы получили пронизанное токами высокого напряжения авангардистское действо, разыгранное в циклопическом пространстве заброшенного сталелитейного комбината «Новая Гута» — в свое время промышленного гиганта социалистической Польши.

Фактуры мертвого металла, уходящие в небо стальные балки — монологи главных героев о Боге, вере и неверии, о страдающих детях, о грехе отцеубийства на фоне столь семантически значимых окаменелостей обретают иную, остросовременную энергетику. Актерский ансамбль фильма превосходен. Тем не менее «Глобусы» за лучшие роли достались молодым актерам из другого чешского конкурсного фильма — «Дети ночи» (режиссер Михаэла Павлатова ) — Марте Иссовой и Иржи Мадлю. Незамеченным остался молодой немецкий актер Аугуст Диль, звезда «Доктора Алемана» — фильма Тома Шрайбера. Актер просто вытянул на своих плечах картину — без его участия это был бы традиционный экшн про то, как европейский доктор приезжает работать в коррумпированную Колумбию, заводит роман, в одиночку борется с мафией и даже стреляет в главного мафиозо.

«Фотограф», режиссер Нан Т. Ачнас
«Фотограф», режиссер Нан Т. Ачнас

Российские режиссеры неплохо выглядели на фестивале и увезли большую корзину престижных наград. «Пленный» Алексея Учителя, не оцененный в родных пенатах, получил «Хрустальный глобус» за лучшую режиссуру. Знаменитый документалист Сергей Дворцевой был удостоен Гран-при конкурса «К востоку от запада» за свой игровой дебют «Тюльпан» (уже награжденный главным призом программы «Особый взгляд» в Канне), фаворитка Санденса «Русалка» Анны Меликян признана лучшей в конкурсе «Независимая камера», а приз зрительских симпатий достался михалковским «12», показанным вне конкурса. Никиту Михалкова ждали, но не дождались. Неприезд российской знаменитости кое-кто воспринял как политический жест, как реакцию на подписание — как раз во время фестиваля — чешско-американского соглашения об установке радара ПРО на территории Чехии. Мотив радара прозвучал и на церемонии закрытия в анимационной заставке, где фигурировали и русский самолет, и ракета, почему-то маркированная давно неактуальной аббревиатурой «СССР». Самое смешное, по идее, что ракета перехитрила радар, прорвалась в Карловы Вары, и вот карловарский гранд-отель «Пупп» снова называется «Москва» — как в соцлагерные времена... Такой вот футурошок. Шутка юмора. Досадно только, что она прозвучала много громче, чем сорокалетие «Пражской весны».

На эту дату активно отреагировали либерально-демократические круги мирового сообщества. Разумеется, Карловарский фестиваль в стороне не остался. Лидеры чехословацкой «новой волны» 60-х — Иван Пассер, Душан Ханак и Юрай Якубиско получили по «Хрустальному глобусу» за вклад в киноискусство, и каждый из мастеров показал избранную ретроспективу своих работ.

-2images/archive/image_4565.jpg

Что скрывает ложь

Блоги

Что скрывает ложь

Нина Цыркун

Сначала начинаешь думать: что за жанр избрал Барт Лейтон для своего фильма «Самозванец»? Документальный ли это фильм, в чем убеждают размытые, расфокусированные кадры и бесхитростно снятые фрагменты интервью? Или мокьюментари, на что указывают некоторые абсолютно неправдоподобные эпизоды?

Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

№3/4

Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

Вероника Хлебникова

20 июня в Музее современного искусства GARAGE будет показан фильм Сергея Лозницы «День Победы». Показ предваряют еще две короткометражных картины режиссера – «Отражения» (2014, 17 мин.) и «Старое еврейское кладбище» (2015, 20 мин.). В связи с этим событием публикуем статьи Олега Ковалова и Вероники Хлебниковой из 3/4 номера журнала «ИСКУССТВО КИНО» о фильме «День Победы». Ниже – рецензия Вероники Хлебниковой.

Новости

Миндадзе, Роднянский и Учитель получили гранты Фонда кино

15.10.2012

Проекты Александра Миндадзе, Алексея Учителя, а также совместный проект Сергея Мелькумова и Александра Роднянского получат гранты Германо-российского фонда развития совместного производства.