Начало. «Стенька Разин» («Понизовая вольница»), режиссер Владимир Ромашков
- №11, ноябрь
- Александр Поздняков
Афиша фильма «Стенька Разин» («Понизовая вольница»), 1908 |
К 100-летию российского кинопроизводства
15 октября 2008 года Россия отметила юбилей — столетие отечественного кинопроизводства. В течение всего года мы публиковали материалы, так или иначе связанные с этой датой: статьи, воспоминания, киноведческие исследования.
Рубрику «Здесь и теперь» в этом номере открывают статья Александра Позднякова о первом российском фильме «Стенька Разин» («Понизовая вольница») и автобиография первого российского кинорежиссера Владимира Ромашкова. Что ж, в России так случается: и в двадцать два года, как Александр Дранков, можно стать основоположником, и в сорок шесть, как Владимир Ромашков, — нечаянно первым (кинорежиссурой он больше не занимался).
Обращаясь к юбилею как к поводу поговорить о важных аспектах нашего кинематографа, актуальных для понимания его сегодняшнего состояния, мы попросили ведущих киноведов и режиссеров ответить на вопросы редакционной анкеты. Их ответы см. в подборке «От «фильмы» — к «продукту».
Александр Поздняков
Начало
Первая русская фильма и ее режиссер
«Стенька Разин» («Понизовая вольница»)
Автор сценария Василий Гончаров
Режиссер Владимир Ромашков
Операторы Александр Дранков, Николай Козловский
Композитор (музыкальное сопровождение) Михаил Ипполитов-Иванов
В роли Степана Разина — Евгений Петров-Краевский
Ателье А. Дранкова
Россия
1908
Электротеатр «Колизей», 1908 |
Как известно, первый русский фильм «Стенька Разин» («Понизовая вольница») был снят летом 1908 года в окрестностях Петербурга и впервые показан на российских экранах 15 октября того же года — эту дату и принято считать днем рождения российского кино и кинопроизводства.
Продюсером (если говорить нынешним языком) «Стеньки Разина» был Александр Дранков (1886-1949) — человек-оркестр, энтузиаст синематографии, восторженный поклонник нового искусства1. А режиссер первой русской фильмы — Владимир Федорович Ромашков (1862-1939). Актер Народного дома в Петербурге, у которого к тому времени уже был опыт постановки пьес в столице и провинции (о чем сам он, правда, упоминал вскользь, видимо, не придавая большого значения тем постановкам), потомственный почетный гражданин, уполномоченный Императорского русского театрального общества, член Агентства Союза драматических и музыкальных писателей, В. Ф. Ромашков после революции играл в Театре музыкальной комедии, а в 1937 году вступил во вспомогательный состав Ленинградского академического театра драмы имени Пушкина, где исполнял эпизодические роли. Скончался он 5 октября 1939 года в Ленинграде, вопреки более поздним слухам о том, что умер в блокаду.
В основу сценария (автор В. Гончаров) их короткой ленты положена знаменитая песня «Из-за острова на стрежень», написанная симбирским поэтом Дмитрием Садовниковым (1847-1883). Второе название «Стеньки Разина» — «Понизовая вольница» — можно истолковать как песнь казацкой анархии в понизовье, нижнем течении Волги, где в XVII веке лихие люди промышляли грабежами купеческих караванов и разорением городов. Когда-то острова лежали посреди Волги близ Симбирска, и струги казацкого атамана не раз выруливали из укромных бухт на стрежень — глубокое место волжского русла, где было самое быстрое течение.
«Стенька Разин» («Понизовая вольница»), 1908 |
15 октября 1908 года в московском театре «Аквариум» Путинцева, а также в Летнем театре состоялась премьера «синематографической пиесы» «Стенька Разин», то есть театрального спектакля с кинофрагментами — картинами (по «сценариусу» Василия Гончарова, он же автор «пиесы» «Понизовая вольница»). И почти одновременно в петербургском кинотеатре «Колизей» прошла премьера фильма «Стенька Разин», смонтированного А. Дранковым из этих кинофрагментов.
«Историческая былина» состояла из шести немых картин, снятых на озере Разлив в популярном тогда жанре «фильм д’ар», — с ряженой массовкой, клееными бородами, подчеркнутой артикуляцией. Семиминутную ленту (224 метра) Ателье А. Дранкова продавало за 120 рублей, ее раскрашенная копия («вираж») стоила на четыре рубля дороже. Проекция сопровождалась музыкой, специально сочиненной композитором Михаилом Ипполитовым-Ивановым.
«Вестник кинематографов» от 25 октября 1908 года сообщал: «Из новинок за прошлую неделю отметим картину "Стенька Разин". В техническом отношении она исполнена прекрасно. Видно, что г-н Дранков в совершенстве постиг дело фотографирования, жаль только, что лента коротка — сюжета хватило бы на несколько сот метров. Прекрасно снят вид на Волгу и флотилия лодок с разбойниками; очень интересна картина в лесу, а также и последний момент, когда Стенька бросает княжну в Волгу».
Электротеатр «Колизей», в котором состоялась петербургская премьера первого русского игрового фильма, открылся на Кронверкском проспекте, 11, между Конным и Дункиным переулками, напротив Александровского парка. На пустопорожнем месте, принадлежавшем Вере Яковлевне Ратьковой-Рожновой, был возведен деревянный кинотеатр по проекту замечательного петербургского архитектора Якова Гевирца (1879-1942). К сожалению, театр просуществовал всего один сезон. (Нынешний «Колизей» на Невском проспекте получил свое название только после Октябрьской революции.)
«Стенька Разин» демонстрировался во втором отделении короткометражных лент, которое начиналось мазуркой из оперы «Жизнь за царя».
«Стенька Разин» («Понизовая вольница»), 1908 |
«Картина эта до известной степени делает эру в истории русского кинематографического театра. В ней впервые наш кинематограф вступает на национальную почву, в ней впервые он дает роскошную и выдержанную в историческом колорите картину. Театр «Колизей» благодаря своему огромному экрану (самый большой в России) и прекрасной аранжировке смог блестяще поставить эту картину. Не останавливаясь ни перед какими затратами, он пригласил хор певчих, которым будут исполнены «Вниз по матушке по Волге» и «Из-за острова на стрежень», — писала газета «Сцена» 20 октября 1908 года.
Однако дела в «Колизее» шли не очень успешно — несмотря на фильмы про индейцев, комическую «Теща-шоффер» и «поющую» картину «Пикколо-дуэт». Вестибюль оказался тесноват. 1 ноября 1908 года «Вестник кинематографов» отмечал: «Театр "Колизей" по-прежнему собирает много публики, а так как фойэ не соответствует залу, то во время антрактов происходит совсем не желательная давка в швейцарской и у выходов. Вину за это следует отнести на строителей здания, так как "Колизей" занимает не случайное помещение, а специально построенный для него театр. Программа составлена довольно интересно, есть много хороших номеров, хотя есть и повторения».
Известный своими неоклассицистскими постройками Яков Гевирц решил свой кинотеатр в стилистике модерна. Кстати, через год, в сентябре 1909 года, здесь уже работал новый цирк под директорством И. Дукандера, получивший позднее название «Модерн» (построен по проекту гражданского инженера Н. Ф. Романченко), находился здесь и скетинг-ринк. В 1917-1918 годах в этом цирке проходили революционные митинги (выступал и Ленин), а в начале 1919 года деревянное здание пострадало от пожара и было разобрано на дрова. На этом месте в 1932 году возвели студенческое общежитие (архитектор Г. А. Симонов).
Жизнь театрального актера Владимира Ромашкова, вошедшего в историю отечественного кино как режиссер первого русского фильма, не блещет событиями. Все они уместились в короткой автобиографии, написанной в 1928 году. В записке, адресованной артисту Александринского театра Д. Х. Пашковскому (1879-1929) и приложенной к рукописи, неизвестный автор называет Ромашкова «тем черноземом, на котором вырастал русский театр и отменные мастера».
Оригинал публикуемой ниже автобиографии В. Ф. Ромашкова хранится в РГАЛИ (фонд 89, опись 2, № 118).
Благодарю Петра Багрова за ценные советы и замечания, а также Германа Гевирца за предоставленную фотографию электротеатра «Колизей».
Александр Поздняков (р. 1952) — киновед, историк кино, автор и режиссер фильма «Свет в павильоне» (2007). Почетный кинематографист России. Президент Петербургской федерации кинопрессы. Работает на «Ленфильме» с 1982 года.
1 О нем подробнее см.: Я н г и р о в Р. Одиссея рыжего «арапа», или Опыт жизнеописания Александра Дранкова. — «Искусство кино», 1995, № 1.
Дранков окончил свои дни в Сан-Франциско, найдя упокоение в городе мертвых Колма.
Об этом см.: П о з д н я к о в А. Вечное пристанище Александра Дранкова. — «Киноведческие записки», 2001, № 50.
/p