Поэт кинематографа. К 100-летию Сергея Урусевского
- №12, декабрь
- Инга Урусевская
Сергей Урусевский |
ПАМЯТИ ОТЦА
В памяти многочисленных зрителей хранятся незабываемые кадры смерти Бориса: уплывает, словно проваливаясь в бездну, мерцавший за облаками солнечный диск, мелькают в угасающем сознании счастливые мгновения несостоявшейся свадьбы, кружатся березы, и мы вновь ощущаем то, что переживал в свои последние секунды погибающий герой. Сколько бы ни смотрели, каждый раз мурашки по коже... «Летят журавли» получил «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля в 1958 году, а Сергей Урусевский — Гран-при Высшей технической комиссии Франции «За виртуозное владение камерой». После просмотра Пабло Пикассо сказал: «Каждый кадр „Журавлей“ можно рассматривать, как самостоятельное талантливое произведение». 23 декабря 2008 года исполняется 100 лет со дня рождения Сергея Павловича Урусевского, оператора и режиссера, художника-станковиста, оставившего глубокий след в истории искусства. Урусевский — один из самых мощных и новаторских советских кинооператоров, завоевавший мировую славу. Он осуществил переворот в языке киноискусства, утвердил принципиально новое значение изобразительного кинематографа.
Урусевский снял двадцать фильмов. Природа наградила его талантом и самоотверженностью, острым взглядом и тончайшим пластическим мышлением. Если в большинстве случаев работа оператора как бы скрыта для зрителя, заслоняется режиссерскими приемами, то во всем, что снимал Сергей Урусевский, всегда ощущался вклад темпераментного, изощренного автора изображения, заставлявшего камеру быть активной участницей развития событий. Сила воздействия фильмов Урусевского объясняется не только его дарованием — истоки этой силы и в школе, которую он прошел, прежде чем стать оператором. Художник и по призванию, и по образованию, он учился у Владимира Фаворского, Андрея Гончарова, Александра Родченко, Павла Павлинова, Константина Истомина. Именно с ними он разрабатывал ту изобразительную культуру, которую позднее принес в кинематограф. В годы войны Урусевский был оператором фронтовой группы Северного флота. В начале 50-х вернулся к живописи, не оставляя операторскую работу. Он занимался живописью так же самоотверженно и страстно,как и снимал кино. Он не искал в ней отдохновения или отвлечения. Он продолжал все те же — обязательные для себя — пластические эксперименты, но держал в руках кисти, а не камеру. Он стремился познать еще непознанное и неожиданное, что видел в обыкновенной повседневности — не скованный литературным сценарием. «Он рисовал уверенно и твердо, восхищаясь остротой увиденных им в натуре форм, покоряясь силе цветовых сочетаний в их широких и обобщенных силуэтах, особенно ценя их декоративный смысл и видя в цвете и колорите основную структуру живописного изображения», — писал Андрей Гончаров.
Персональные выставки живописи и графики Урусевского с успехом проходили в Москве (1976, 1984), Гаване (1976), Ленинграде (1977), Праге (1978), Софии (1979), Бухаресте (1979). Скромный, сдержанный, он стеснялся почестей и видел смысл жизни только в работе. Он никогда не хотел, да и не делал того, что ему было сделать легко. И в кино, и в живописи он стремился решать труднейшие задачи, преодолевать сложившиеся навыки, отменить готовые стереотипы. Он был артистом в самом высоком понимании этого слова. И настоящим проникновенным художником.