«Еще больше развлечений!» О зрительских предпочтениях

Одним из основных параметров, характеризующих специфику смотрения телевидения в любой стране мира, является средняя продолжительность затраченного на это времени. По данным многолетних исследований, больше всего телевизор традиционно смотрят в США и Японии — около пяти часов в день. В европейских странах на просмотр ТВ приходится примерно три часа. Средний россиянин проводит у телеэкрана около четырех часов в сутки.

На что же мы тратим эту огромную часть нашей жизни?

Спрос и предложение

Оказывается, самые популярные сегодня телепрограммы, на просмотр которых граждане России стабильно отводят почти 70 процентов своего «телевизионного» времени — развлекательные: телесериалы, кинофильмы, юмористические передачи, концерты, мода, шоу со звездами и т. п. (см. график 1).

При этом более подробный анализ динамики зрительских предпочтений по отношению ко всем видам развлекательных программ показывает, что здесь за последние годы произошли существенные изменения с точки зрения самого объема просмотра (см. график 2). Так, по сравнению с другими типами передач увеличилось время просмотра телесериалов (46 процентов в 2008 году против 34 процентов в 2002). А вот объем времени, отводимый на кинопоказ, напротив, заметно сократился (30 процентов в 2008 году против 39 процентов в 2002) — преимущественно как раз за счет роста популярности сериалов. Наблюдается также снижение спроса на все варианты ток-шоу, кроме развлекательных.

Если говорить об иных популярных телевизионных жанрах, то спрос на новости в последнее время остается почти неизменным (см. график 1). При этом количество информационных программ за последние два года из-за прошедших выборов и появления двух новых каналов этого профиля — «Евроньюс» и «Вести» — выросло более чем в два раза (см. график 3). Как результат — при постоянном уровне спроса и увеличении объема предложения новостных форматов — рейтинги и объем аудитории каждой отдельной передачи постоянно и очень заметно снижаются.

Важной составляющей в этой ситуации является и тот факт, что новости, в отличие от других продуктов развлекательного контента, находятся в большей конкуренции с относительно молодым Интернетом, особенно среди социально активной аудитории. Так, если у телевидения классический праймтайм приходится на вечер, то у Интернета — на утро — с 8.30 до 9.30, когда люди приходят на работу. Проверяя почту и заходя в социальные сети, они заглядывают и на информационные сайты. В итоге в Европе интерес к телевидению как к источнику новостей стабильно уменьшается. В России, как уже было отмечено, пока эта тенденция столь четко не прослеживается, но, как показывает опыт, через год-два и у нас в стране будет наблюдаться та же самая картина.

Если сопоставить спрос и предложение на развлекательные программы, то выяснится, что сами зрители готовы смотреть еще больше подобных проектов, чем им это в настоящее время предлагает телевидение. В последние четыре года суммарная доля кинофильмов, телесериалов и собственно развлекательных прграмм — от общего объема вещания российских национальных телеканалов — стабильно составляет около его половины, тогда как спрос, напомним, держится на уровне 70 процентов. Это говорит о том, что телеиндустрия в ближайшем будущем будет продолжать увеличивать долю развлекательного контента, поддерживая тем самым тенденцию смещения зрительского интереса — от разнообразия исключительно в сторону развлечения.

Дополнительным подтверждением популярности таких проектов является активное развитие развлекательных каналов в нишевом сегменте (кабель, спутник, Интернет, мобильные телефоны и т. д.), наблюдающееся в последние годы.

Вместе с тем важно отметить, что мировая практика телепросмотра характеризуется аналогичными трендами.

Сегменты телеаудитории

Одним из основных факторов, объясняющих рост интереса к развлекательным программам, является тенденция существенного увеличения сегмента аудитории так называемых «Любителей развлечений» в той части телезрителей, для которых характерен просмотр каналов. Если пользоваться известной методикой сегментации всего телевизионного сообщества, в основе которой лежат потребности зрителей относительно просмотра и их ожидания от восприятия продукции телеканалов, то совокупная аудитория России в возрасте от 16 до 64 лет делится условно на шесть групп (см. график 4 2). Две самые большие из них — «Любители развлечений» (26.5 процента от рынка) и «Знатоки» (26.3 процентов). Далее в порядке убывания следуют: «Принимающие решения», «Ориентированные на семью и общение», «Ценители гармонии»

и «Любители острых ощущений». Каждое из этих искусственно сконструированных сообществ обладает уникальными характеристиками. Другими словами, зрители, попадающие в одну из этих групп, схожи между собой и отличаются от тех, кто оказался в других.

Сегмент аудитории, который можно обозначить как «Любители развлечений» — один из наиболее конкурентоспособных и молодых. Здесь наблюдался самый большой рост за последние годы, особенно в Москве (почти в полтора раза) (см. график 5). Сейчас как в столице, так и в стране в целом процент таких зрителей практически одинаков. Представителям этой части публики, судя по всему, нужен развлекательный, современный, модный канал. Их «специальные» жанры: неклассическая музыка, мода, шоу со звездами, молодежные и юмористические программы.

Второй крупный сегмент аудитории, особенно в старших возрастных группах, — «Знатоки». В 2002 году ее объем был достаточно скромных размеров — порядка 18 процентов, но сейчас он также довольно интенсивно растет (за счет сокращения группы «Ценителей гармонии»). Эти люди нуждаются в аналитическом, научном, развивающем телеканале, который поможет им продемонстрировать окружающим наличие собственного мнения, компетентность, владение ситуацией. «Специальные» жанры, необходимые для «Знатоков»: аналитика, полемика, познавательные, научно-популярные и исторические программы, кино «не для всех».

Группе зрителей «Принимающие решения» требуется официальный информационный канал, позволяющий им тем самым как бы приобщиться к власти, знать детали экономической, политической, социальной ситуации, принадлежать к определенной статусной группе. Представители этого сегмента аудитории больше других интересуются новостями бизнеса, из фильмов они предпочитают те, которые вызвали общественный и профессиональный резонанс, получили различные награды.

«Ориентированные на семью и общение» предпочитают, с одной стороны, позитивный, оптимистичный и дружелюбный канал. А с другой, в силу того, что телевизор вместе с ними смотрят все члены семьи, он, по их мнению, должен нести одновременно просветительскую и воспитательную функции, транслировать правильные, традиционные ценности. Привлекательные для них жанры: юмор, детские передачи и программы для женщин, пенсионеров, практические советы, отечественные старые фильмы, сериалы-мелодрамы.

«Ценители гармонии» хотят смотреть практичный, спокойный канал с большим количеством полезных прикладных советов, житейскими сериалами и отечественными комедиями.

«Любители острых ощущений» нуждаются в динамичном телевидении. Жанры, вызывающие первостепенный интерес у представителей этого самого небольшого сегмента публики ТВ: спорт, истории успеха, экстремальные шоу, фантастика, мистика. Их выбор — динамичные, захватывающие, психологически воздействующие форматы.

Только в некоторых случаях потребности в телепросмотре коррелируют с демографическими характеристиками. Так, среди «Знатоков» большинство — люди с высшим образованием, а «Любителей острых ощущений» можно скорее назвать мужской, чем женской аудиторией. С возрастом связаны только две группы: «Любители развлечений» и «Знатоки». Первых в старших возрастных группах становится меньше, а вторых — больше.

Что касается динамики развития разных сегментов российской телеаудитории, то исследования показывают, что за последние четыре года группа «Любителей развлечений» по России возросла на 32 процента, а в Москве — почти на 50 процентов.

А вот «Ориентированных на семью и общение» в Москве стало меньше на 43 процента, а в России — на 10 процентов. Опыт показывает, что аудитория России чуть более инертна по сравнению со столичной. Поэтому через год или два такие же цифры будут и по стране в целом. Меньше становится так называемых «Ценителей гармонии».

Как уже отмечалось, различные группы телеаудитории неравнозначны между собой по количеству зрителей. Поэтому существует различие и по уровню конкуренции между каналами за каждый из сегментов потенциальных зрителей. По России в целом где-то на границе между двумя группами — «Принимающими решение» и «Знатоками» — сконцентрированы практически все федеральные каналы, включая «Культуру». А вот канал «Домашний» стоит совершенно особняком и работает на «Ценителей гармонии» и «Ориентированных на семью и общение». Особое положение и у «РЕН ТВ», который конкурирует со всей индустрией сразу, присутствуя своим контентом абсолютно во всех группах.

А вот за «Любителей развлечений» и «Любителей острых ощущений» борются музыкальные, спортивные и развлекательные каналы. В Москве к ним еще присоединяется и канал «2×2». При этом по результатам опросов 94 процента лояльной аудитории развлекательных каналов не смотрят другие мультижанровые программы!

Подводя итог данным телеизмерений в 2008 году столичной и общероссийской аудитории, можно отметить, что уровень зрительского спроса на развлекательные программы существенно превышает предложение со стороны вещателей. В то время как интерес к новостным передачам, напротив, отстает от количества предлагаемых телеканалами в этой области телеэфира.

Возможным объяснением сложившейся ситуации является существенное увеличение количества «Любителей развлечений» в общем объеме населения, тех зрителей, для которых характерен просмотр каналов и форматов исключительно развлекательного типа. Все эти процессы говорят о том, что российская телеиндустрия и в дальнейшем продолжит интенсивно увеличивать долю аналогичного контента, поддерживая тем самым вольно или невольно тенденцию миграции зрительского интереса как можно дальше от аналитических программ, требующих самостоятельного мышления и познавательных интересов.

1 Источник графиков 1-3: проект TV Index, Россия (города с населением 100 000+), население 4+, 05:00-29:00, TTV, ТНС, Россия, 2008.

2 Источник графиков 4-5: проект Needscope, Россия, возраст от 16 до 64 лет, ТНС, Россия, 2008.

Джессика Хауснер: «Я женский режиссер»

Блоги

Джессика Хауснер: «Я женский режиссер»

Наталья Серебрякова

Завершился Венский кинофестиваль, на котором было представлено не так уж много австрийского кино. Но одним из таких фильмов была «Безумная любовь» Джессики Хауснер («Милая Рита», «Отель», «Лурд»). Наталья Серебрякова поговорила с режиссером.

Фильм Сэмюэля Беккета «Фильм» как коллизия литературы и кино

№3/4

Фильм Сэмюэля Беккета «Фильм» как коллизия литературы и кино

Лев Наумов

В 3/4 номере журнала «ИСКУССТВО КИНО» опубликована статья Льва Наумова о Сэмуэле Беккете. Публикуем этот текст и на сайте – без сокращений и в авторской редакции.

Новости

21 августа состоится презентация нового номера журнала «Искусство кино»

09.08.2018

21 августа состоится презентация нового номера «Искусство кино» 7/8 за июль-август, ярмарка старых номеров, открытое обсуждение с ведущими кинокритиками и специальными гостями. Новый номер журнала «Искусство кино» № 7/8 посвящен памяти режиссера Киры Муратовой, событиям майской революции 1968 года и рассказывает о Каннском кинофестивале этого года.