Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
(Не)свобода выбора. Британская система кинопроката ‒ артхаус - Искусство кино

(Не)свобода выбора. Британская система кинопроката ‒ артхаус

Недавние изменения в британской системе кинопроката заставляют предположить, что работы многих выдающихся режиссеров никогда не попадут на экраны британских кинотеатров. Авторы статьи провели исследование современного рынка дистрибьюции с целью выяснить, есть ли будущее у фильмов, не подходящих под определение «мейнстрим», и проанализировать ситуацию на современном кинорынке.

«Полет красного шара», режиссер Хоу Сяосень
«Полет красного шара», режиссер Хоу Сяосень

Внедрение цифровых технологий повлекло за собой массу важных перемен. В частности, зритель получил небывалую свободу выбора — он сам решает как, где и когда смотреть кино. Вариантов масса: кинотеатры, DVD, видео на заказ, онлайн-версии фильмов и даже версии для мобильных телефонов. Рынки дистрибьюции и кинопроката должны развиваться и на всех уровнях приспосабливаться к новшествам. Так что же нам предстоит увидеть в кинотеатрах Великобритании в ближайшие два года? И, главное, как мы это увидим? Есть ли шансы выжить у «специализированного» кино, артхауса, независимого авторского и зарубежного кино? Смогут ли они пробиться на широкий экран и сосуществовать со студийным мейнстримом?

«Специализированное» кино, по определению Британского кинематографического совета, «не вписывается в рамки мейнстрима и не является чисто коммерческим продуктом». Стоит упомянуть несколько фильмов этой категории, вышедших на экраны за последний год. Это «Клуб Honeydripper» Джона Сейлса, «Мы вместе» (документальная картина о приюте для сирот в Южной Африке), «Полет красного шара» Хоу Сяосеня, а также «Искупление» Джо Райта. Последний определенно можно причислить и к мейнстриму, однако Питер Бакингем, директор Британского кинематографического совета по дистрибьюции и прокату, утверждает: «Все зависит от того, где вы находитесь. В городке Уэйкфилд „Искупление“ будет воспринято как артхаус, а в Лондоне его сразу заклеймят как мейнстрим».

Формирование репертуара

Кто решает, какие фильмы стоит показывать в кинотеатрах?

В Великобритании насчитывается около 650 кинотеатров, общее число широких экранов — 3300. Но кто определяет их репертуар? Крупные сетевые кинотеатры, такие как Odeon, Vue, Cineworld, а также региональные сети Apollo Cinemas, Showcase Cinemas, Reeltime, Omniplex, Northern Morris, Hollywood Cinemas, Caledonian Cinemas и Silverscreen Cinemas, самостоятельно составляют программы кинопоказов, выбирая коммерчески успешные фильмы, которые могут принести наибольшую прибыль. Некоторые независимые кинотеатры, например Manchester Cornerhouse, Sheffield Showroom, Barbican и лондонский ICA (Institute of Contemporary Arts) устанавливают собственную политику составления кинопрограмм. Киноцентр Британского киноинститута BFI Southbank в Лондоне существует, в основном, за счет своей постоянной аудитории. Однако Джефф Эндрю, руководитель отдела кинопроката, подчеркивает, что основная миссия кинотеатра в том, чтобы «познакомить широкую аудиторию с выдающимися произведениями киноискусства, которые, по нашему мнению, имеют высокое художественное и культурное значение, а также дать людям возможность увидеть большее количество фильмов». Наряду с ретроспективами Вима Вендерса и Цзя Чжанкэ в Киноцентре проходят показы многих лент из архива Киноинститута, а также премьеры некоторых новых картин.

«Искупление», режиссер Джо Райт
«Искупление», режиссер Джо Райт

Национальная организация Independent Cinema Office, финансируемая государством, в настоящее время формирует репертуар семнадцати кинотеатров. Директор ICO Катарина Де Форж видит основную задачу организации в том, чтобы «расширить аудиторию артхауса и увеличить репертуар кинотеатров, демонстрирующих независимое кино. Наша сила и одновременно слабость — отсутствие финансовых средств. Но мы не стремимся получать прибыль, нам нужно лишь покрывать необходимые расходы». Организация также составляет тематические программы кинопоказов. В частности, недавно в рамках проекта Essentials была выпущена программа под названием Essentials: Dreams, в которую вошли картины Валериана Боровчика, Майи Дерен и Яна Шванкмайера. Марк Косгроув, руководитель отдела кинопроката культурного центра Bristol Watershed, так объясняет свое сотрудничество с ICO: «У нас похожая философия. Наши организации занимаются бизнесом в культурных, а не в коммерческих целях».

В число артхаусных кинотеатров входят Screen Cinemas (располагает семью кинозалами), Curzon Cinemas (пять залов в Лондоне, а также сеть кинотеатров Artificial Eye) и Picturehouse Cinemas (восемнадцать залов, принадлежащих компании City Screen). City Screen также занимается дистрибьюцией фильмов примерно в тридцати кинотеатрах, среди которых Hyde Park в Лидсе, Dukes в Ланкастере, Tyneside Cinema в Ньюкасле и пять кинотеатров сети Curzon. Директор по дистрибьюции Клер Биннс заявляет, что ее основная задача — «убедиться, что кинотеатры успешно осуществляют прокат и демонстрируют фильмы, которые мы распространяем по заказу. В основном это артхаус, однако мы не можем игнорировать бюджет кинотеатров, поэтому должны предоставлять в прокат и коммерчески успешные картины». Для небольших кинотеатров высокая покупательная способность компании City Screen является несомненным преимуществом. Пол Хомер, управляющий кинотеатра Phoenix в районе Ист-Финчли в Лондоне, старейшего специализированного кинотеатра Великобритании, отмечает: «Наше сотрудничество с компанией City Screen можно назвать симбиозом. Благодаря ей мы можем получить любые фильмы в любое время. В свою очередь мы являемся выгодным клиентом, поскольку наш кинотеатр широко известен и мы специализируемся на артхаусе». Но справедливо ли, что репертуар столь многочисленных кинотеатров формируется буквально несколькими людьми?

«Побег из Нью-Йорка», режиссер Джон Карпентер
«Побег из Нью-Йорка», режиссер Джон Карпентер

Безусловно, некоторые дистрибьюторы отмечают, что их продукция доходит до специализированных кинотеатров менее успешно, чем раньше. Том Абел, директор кинотеатра Peccadillo Pictures, заявляет: «Рынок артхауса сегодня построен по голливудской модели, поэтому мелким дистрибьюторам становится все сложнее распространять фильмы в соответствующих кинотеатрах. Сегодня большую часть картин распространяет компания City Screen, причем о многих кинотеатрах репертуар абсолютно идентичен. Это свидетельствует о том, что мы практически лишены возможности выбора, точнее, он стал очень узким. Очень трудно найти кинозалы для проката наших фильмов, когда на всех экранах города идет «Леди Чаттерлей».

Клер Биннс утверждает, что прокат определенных картин всегда полностью согласован с требованиями кинотеатров, сотрудничающих с компанией. «Никто не утверждает, что тот или иной фильм должен попасть на все экраны. Возможно, меня сочтут циничной и слишком расчетливой, но я всегда в первую очередь стремлюсь предоставить зрителю широкий выбор. Например, я организовала прокат картины «Великое молчание». Я знаю, что многие выдающиеся артхаусные картины не нуждаются в моей помощи, но я также знаю, что если ничего не предпринять, множество кинотеатров предпочтет показывать только хиты вроде «Джуно».

Дистрибьюторы

Можно ли остановить тенденцию к переходу в мейнстрим?

В 2007 году на экраны Великобритании вышло 525 картин, больше, чем в остальных странах Европы. Практически столько же фильмов выходит ежегодно в США. Кейт Джерова, руководитель отдела дистрибьюции в компании Soda Pictures, отмечает: «Главным фактором, влияющим на нашу работу, является возросшая конкуренция, в результате которой мы не можем выпустить фильм в том количестве кинозалов, какое было доступно пять лет назад». В 1980-е один и тот же фильм мог идти в кинотеатре около полугода, а сегодня картины сходят с экрана уже через несколько недель. Марк Бейти, председатель Ассоциации кинодистрибьюторов, поддерживает это мнение: «Основная задача не столько в том, чтобы выпустить независимый фильм на экраны, сколько в том, чтобы он занял достойное место в репертуаре кинотеатра и продержался в прокате достаточно долго. Фильм станет популярным, если его успеет оценить определенная аудитория, а для этого его должно посмотреть большое число зрителей».

«Персеполис», режиссеры Винсент Паронно, Марианн Сатрапи
«Персеполис», режиссеры Винсент Паронно, Марианн Сатрапи

Влияет ли такой дефицит экранного пространства на фильмы, которые отбирают для показа дистрибьюторы? Хэмиш Макэлпайн, финансовый директор компании Tartan Films, заявляет, что по-прежнему уделяет большое внимание разнообразию на экране, отбирая как необычные и очень специфические фильмы, так и коммерчески успешные картины и блокбастеры. Тем не менее Макэлпайн признает, что в последние годы Tartan выпускает все меньше низкобюджетных картин и работ неизвестных авторов. Крупная компания Optimum Releasing, специализирующаяся на независимом кино, в 2006 году перешла под контроль компании StudioCanal, что позволило ей выйти на более высокий уровень и работать с крупнобюджетными картинами таких авторов, как Стивен Содерберг, а также с коммерчески выгодными лентами вроде «Пусть это случится» и «Побег из Нью-Йорка».

Компания Dogwoof была основана пять лет назад, главным направлением ее деятельности было зарубежное кино, которое демонстрировалось с субтитрами. Однако директор по продажам и закупкам Анна Годас отмечает, что «компания постепенно переходит к работе с англоязычной продукцией». Soda Pictures по-прежнему стремится работать с определенными категориями фильмов, однако шаткое финансовое положение вынуждает ее все чаще приобретать качественную продукцию, которая обеспечит гарантированную высокую прибыль. Французский анимационный фильм «Азур и Азмар» компания дублировала на английский, в результате чего лента оказалась доступна широкой аудитории и стала более популярной в прокате, чем все предыдущие работы компании. Optimum Releasing выпустила «Персеполис» в дублированной версии и в оригинале с субтитрами, как и фильмы «Унесенные призраками» и «Ходячий замок». Компанию Artificial Eye, выпустившую в прокат работы таких авторов, как Бела Тарр, Нури Билге Джейлан и Андрей Тарковский, в 2006 году приобрели Филип Нэчбулл и Роджер Уингейт. «Безусловно, мы будем стремиться поддерживать успешную работу Artificial Eye на высоком уровне, ведь эта компания действует на рынке уже около тридцати лет, — заявил Нэчбулл. — Однако мы пытаемся вести стабильный бизнес, а потому должны ориентироваться на прибыль. Наряду с другими картинами мы будем приобретать одну-две работы, которые принесут нам высокий доход». Тем не менее, чтобы сохранить статус и имидж компании, коммерческие картины будут распространяться отдельно, под другим лейблом. Нэчбулл убежден, что «сегодня система кинопроката изменилась и независимым дистрибьюторам все труднее работать». Отметим, что ранее Нэчбулл приобрел и компанию Curzon Cinemas. Некоторые забеспокоились, что теперь кинотеатры сети Curzon будут демонстрировать лишь фильмы, выпущенные Artificial Eye, но Нэчбулл подчеркнул, что репертуар, заказанный Artificial Eye, составит лишь 15 процентов от общего репертуара, поскольку никто не сможет избежать общей конкуренции.

«На краю рая», режиссер Фатих Акин
«На краю рая», режиссер Фатих Акин

Киноцентр Британского киноинститута тем временем продолжает работать с такими фильмами, как, например, «Натюрморт» и «Томление», на которые другие кинотеатры смотрят с опаской. Роберт Бисон и Пэм Энгел, много лет возглавлявшие компанию Artificial Eye, объявили о запуске проекта New Wave Films, в рамках которого в Великобритании был выпущен фильм братьев Дарденн «Молчание Лорны». Робин Грбич, глава новой дистрибьюторской компании Trinity, организовал выход фильма «Импорт-экспорт» в Великобритании. «Прокат картины „Импорт-экспорт“ оказался для меня не менее тяжелым процессом, чем сами съемки, — заявил он. — Ульрих Зайдль потратил на эту картину много сил, и, думаю, мы потратили не меньше.

Но фильм оправдывает все наши усилия — подобные работы оказывают на людей очень глубокое воздействие. Именно это поддерживает режиссеров и дистрибьюторов, придает им силы».

Однако далеко не все настроены так оптимистично и преданы своему делу. Джастин Марсиано, исполнительный директор дистрибьюторской компании Revolver, подчеркивает, что «кинотеатры сталкиваются с финансовыми проблемами, а потому предпочитают демонстрировать коммерчески успешные картины. При этом вовсе не обязательно отбирать посредственные картины. Но важно, чтобы фильм мог принести хорошую прибыль. Если говорить о независимом кино, то предпочтение будет отдаваться таким картинам, как, например, „Не говори никому“, которые не пострадают от проката в больших мультиплексах». Поддерживает это мнение и представитель компании Optimum Releasing Уилл Кларк: «Прокатчики хотят заполучить блокбастеры и скандальные картины, и мы должны учитывать их интересы. Артхаус в его традиционном понимании ушел в прошлое, и это печально. Сегодня зрители считают артхаусом «Дневники мотоциклиста» и «Лабиринт Фавна».

Цифровые экраны. Современные средства кинопроката

«Жизнь в розовом цвете», режиссер Оливье Даан
«Жизнь в розовом цвете», режиссер Оливье Даан

Картины Вальтера Саллема и Гильермо дель Торо, имевшие коммерческий успех, — яркий пример кинопродукции, продвижением которой занимаются участники проекта Digital Screen Network Британского Совета по кинематографии. Цель программы, запущенной в 2005 году, состояла в том, чтобы оборудовать 240 залов в 210 кинотеатрах современной цифровой техникой.

В программе участвовали как мультиплексы, так и независимые кинотеатры. В свою очередь, кинотеатры должны были обеспечить показ определенного числа специально отобранных фильмов.

Мнения дистрибьюторов и кинопрокатчиков разделились. Марк Бейти, член Ассоциации кинодистрибьюторов, настроен скептически: «Это своеобразный вызов, проявление зависти к Европе. Несомненно, это смелый, решительный, даже рискованный шаг». А Ник Варли, представитель компании Park Circus, которая занимается прокатом киноклассики, воспринял нововведение как высший дар. «Такие картины, как „Леди исчезает», «Все о Еве», «Это чудесная жизнь», раньше могли выйти лишь в немногих кинотеатрах. Несколько копий переходили бы из одного кинотеатра в другой, в некоторых городах эти фильмы шли бы всего пару дней. А благодаря новым цифровым системам кинопоказа мы можем выпустить картину Капры «Это чудесная жизнь“ одновременно более чем в ста залах. Отклики прессы и реклама также играют нам на руку».

Компания City Screen воспользовались новой технологией, чтобы через спутниковую связь организовать интерактивную беседу зрителей с режиссерами в нескольких кинотеатрах. Но представители большей части независимых кинотеатров убеждены в том, что максимального эффекта можно будет достичь лишь при условии, что цифровые проекторы появятся во всех залах. В настоящее время цифровая техника применяется лишь в самых больших кинозалах, в которых демонстрируются популярные фильмы, привлекающие широкую аудиторию. В малых залах, где идут артхаусные картины, по-прежнему используются традиционные проекторы. Не имея цифровых технологий во всех без исключения залах, кинотеатры не могут оптимально согласовывать репертуар с требованиями аудитории.

«Фальшиво-монетчики», режиссер Штефан Рузовицки
«Фальшиво-монетчики», режиссер Штефан Рузовицки

Британский Совет по кинематографии также обеспечивает работу фонда Prints and Advertising Fund (фонд P&A), годовой бюджет которого составляет 4 миллиона фунтов. Этот фонд предоставляет поддержку в распространении и продвижении «специализированной» кинопродукции. Но Марк Бейти убежден: чтобы повысить интерес публики к артхаусу, нужны значительно большие средства. Как правило, дистрибьюторы получают на продвижение фильма не более 5 тысяч фунтов, в то время как фонд P&A готов предоставлять финансирование в размере до 200 тысяч фунтов. Принятие решения о финансировании зависит от двух главных факторов. Необходимо определить, способен ли фильм собрать достаточную аудиторию и понравится ли он зрителю вообще. Питер Бакингем сделал ставку на такие картины, как «Вожделение», «Приют», «Персеполис», «Контроль», «Фальшивомонетчики», «Жизнь в розовом цвете» и «Не говори никому», однако пренебрег картиной «4 месяца, 3 недели и 2 дня», поскольку счел ее «слишком неформатной».

Правила кинопроката. Как кинотеатрам удержать аудиторию?

Безусловно, кино сегодня можно посмотреть не только в кинотеатре. Недавно компания Artificial Eye запустила в прокат «На краю рая» Фатиха Акина, использовав систему «двойного проката». Фильм выйдет на экраны кинотеатров Curzon и City Screen, а также будет доступен постоянным пользователям портала Sky.com. Сегодня постоянными пользователями портала Sky.com являются пять с половиной миллионов человек. Под брендом Sky также выходит журнал о кино с самым большим тиражом в стране. Нет сомнений, это очень мощный инструмент маркетинга. И кинотеатры всерьез обеспокоены тем, что промежуток времени между премьерой фильма в кинотеатрах и его выходом на других источниках становится все короче.

По словам Фила Клэппа, исполнительного директора Ассоциации кинопрокатчиков, «прокатчики стараются сделать все, чтобы предотвратить сокращение этого промежуточного периода. Строго определенный период проката фильма в кинотеатрах обеспечивает максимальную выгоду и поддерживает стабильность всей системы кинопроката». Однако Нэчбулл уверен, что принял правильное решение, выпустив «На краю рая» в двойной прокат.

«Я хочу показать, что общественный и частный (домашний) кинопоказ становятся синонимичными понятиями. У многих людей нет возможности посещать местные независимые кинотеатры, а дома они могут смотреть кино, используя современные широкоэкранные телевизоры».

Большая часть «специализированных» фильмов приносит наибольшую прибыль уже после проката в кинотеатрах. Например, сборы компании Tartan от кинопроката составили лишь десятую долю прибыли, полученной от продажи DVD. Компания Optimum выпустила на DVD фильм «Лабиринт Фавна», и за год было продано около 650 тысяч копий. Однако немалую роль в этом сыграл успех фильма в кинотеатрах, а также многочисленные рецензии и награды. Марк Бейти убежден, что существуют веские экономические и культурные причины для выпуска фильмов в первую очередь на широкий экран. «Кинотеатр — это витрина киноиндустрии. Без традиционного кинопроката труднее будет привлечь внимание зрителей к той или иной картине». Многие профессионалы в области киноиндустрии видят главный аргумент в том, что выход фильма на большой экран — прежде всего знак качества, а не просто часть рекламной кампании, приуроченной к выпуску на DVD.

Несмотря на то что благодаря DVD многие артхаусные фильмы стали доступны для домашнего просмотра, они по-прежнему выходят на экраны в рамках таких фестивалей, как Viva! в Манчестере, Spanish Film Festival, International Documentary Festival в Шеффилде и International Film Festival в Эдинбурге. Сандра Хеброн, креативный директор фестиваля Times BFI London Film Festival, отмечает: «Мы стараемся выпускать фестивальное кино в самых известных кинотеатрах, чтобы привлечь внимание широкой аудитории».

Однако для того, чтобы предоставить зрителю более широкий выбор, отношения между дистрибьюторами и прокатчиками должны стать более гибкими. «Мы должны внести изменения в существующую систему кинопроката, нарушив привычную схему — 28 показов в неделю, — заявляет Клер Биннс. — Но убедить дистрибьюторов пойти нам навстречу очень непросто».

Во время написания данной статьи в кинотеатре Curzon Soho в Лондоне, где в основном демонстрируются артхаус и независимое кино, шли «Джуно», «Нефть» и «Старикам тут не место». Те же фильмы были в репертуаре кинотеатра Cineworld, что находится на той же улице, буквально в трех шагах от Curzon Soho. В расположенном неподалеку Odeon Covent Garden, шли все те же фильмы. Возникает вопрос: не лучше ли расширить репертуар кинотеатра, хотя бы и сократив частоту сеансов?

Лиз Розентал — руководитель проекта Power to the Pixel, проходящего в рамках Лондонского кинофестиваля. Цель проекта — объединить людей, разрабатывающих новые методы продвижения независимого кино. Розентал считает, что традиционная схема, предусматривающая 28 показов в неделю, уходит в прошлое. В скором будущем основой кинодистрибьюции станет широкое распространение фильмов через различные источники. Сейчас права на распространение кинопродукции предоставляются лишь избранным компаниям и на довольно длительный срок.

Сегодня все заинтересованные стороны пребывают в ожидании, пока не станет ясен положительный или отрицательный результат внедрения цифровых технологий в систему кинопоказа на всех уровнях. По словам представителя компании Soda Pictures, «мир, где любой фильм доступен в любом формате, будет прекрасен. Но его время еще не пришло. Сегодня мы находимся в ситуации, которая напоминает мне ожидание автобуса ночью на остановке: неизвестно, когда он придет и придет ли вообще. И, возможно, стоит плюнуть на него и пойти домой пешком».

Sight & Sound, 2008, April

Перевод с английского Елены Паисовой


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Warning: imagejpeg(): gd-jpeg: JPEG library reports unrecoverable error: in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/gk_classes/gk.thumbs.php on line 390
Внутренний мир

Блоги

Внутренний мир

Зара Абдуллаева

Зара Абдуллаева – о неигровой картине «Великий музей» Йоханнеса Хольцхаузена, которая будет показана на московском фестивале «Новое кино Австрии».


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Экзамен. «Моего брата зовут Роберт, и он идиот», режиссер Филип Грёнинг

№3/4

Экзамен. «Моего брата зовут Роберт, и он идиот», режиссер Филип Грёнинг

Антон Долин

В связи с показом 14 ноября в Москве картины Филипа Грёнинга «Моего брата зовут Роберт, и он идиот» публикуем статью Антона Долина из 3-4 номера журнала «Искусство кино».


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

«Эксперименты» разыгрывают билеты на «Зидана»

09.07.2018

Как мы уже писали, с 13 июня в течение всего лета каждую среду в Garage Screen проходят показы программы «Эксперименты», разработанной в сотрудничестве с Музеем современного искусства «Гараж». В центре программы — авангардные и экспериментальные фильмы, которые расширяют границы кино и сближают его с современным искусством. Желающие попасть на ближайшую премьеру «Зидан. Портрет XXI века» бесплатно должны первыми ответить правильно на четыре не самых сложных вопроса.