Эрик Лажесс: «Бокс-офис делают авторы», Зарубежное кино во французском прокате
- №7, июль
- Татьяна Кирьянова
Беседу ведет Татьяна Кирьянова
Кинопрокатная компания Pyramide была создана в Париже группой французских режиссеров и кинопродюсеров в 1987 году. Среди ее основателей значатся такие известные личности, как Луи Малль и разоблачитель буржуазных нравов, самый провокативный режиссер
«Все умрут, а я останусь», режиссер Валерия Гай Германика |
Татьяна Кирьянова. Некоторое время назад ваша кинокомпания выпустила во французский прокат «Изгнание» Андрея Звягинцева. Рисковали ли вы, принимая это решение?
Эрик Лажесс. И «Возвращение», первый его фильм, и вторая работа «Изгнание» пользовались у французских дистрибьюторов большим спросом. Хотя надо отметить, что «Изгнание» — более трудный фильм с точки зрения проката, чем «Возвращение».
Татьяна Кирьянова. С чем, по вашему мнению, это связано?
Эрик Лажесс. Причина кроется прежде всего в продолжительности: любая картина, которая идет более двух часов, для прокатной компании является проблемой. Я думаю, что именно поэтому «Изгнание»
«Возвращение», режиссер Андрей Звягинцев |
Татьяна Кирьянова. Но бывают и исключения? «Гармонии Веркмейстера» венгерского режиссера Белы Тарра или фильмы Вонг Карвая обладают не меньшей продолжительностью, но это нисколько не мешает им пользоваться огромным успехом у французской публики.
Эрик Лажесс. Да, вы правы. Можно назвать даже трехчасовые картины, которые очень успешны во французском прокате. Однако прежде всего нужны отличные отзывы в прессе, чтобы у зрителя создалось ощущение, что это действительно исключительный фильм, который просто нельзя пропустить. А «Изгнание» французские критики оценили как довольно среднюю работу. Надо заметить, что в нашей стране пресса обладает большим влиянием, особенно в сфере авторского кино. Если критики плохо или средне отзываются о фильме, нельзя рассчитывать на большие сборы в прокате. К тому же, повторюсь, при продолжительности фильма в два с половиной часа отзывы в прессе приобретают еще большее значение, так как конкуренция увеличивается и зритель в любом случае скорее всего предпочтет пойти на фильм покороче.
Татьяна Кирьянова. А какие российские фильмы можно сегодня увидеть во французских кинотеатрах?
«Жизнь других», режиссер Флориан Хенкель фон Доннерсмарк |
Эрик Лажесс. «Изгнание», «Остров» Павла Лунгина, «Все умрут, а я останусь» Валерии Гай Германики. Первые два фильма наша компания выпустила в прокат в начале прошлого года. Но в целом российские фильмы, которые в последние годы входят в репертуар французских кинотеатров, можно пересчитать по пальцам. Несмотря на то что на фестивальных кинорынках я вижу довольно много ваших картин, пробиться в мировой кинопрокат удается единицам.
Татьяна Кирьянова. Вы можете объяснить такую ситуацию?
Эрик Лажесс. Нельзя забывать, что существует понятие «мода». Сейчас, например, в моде фильмы режиссеров «новой немецкой волны» или румынское кино. Несколько лет назад в моде был датский и китайский кинематограф. Одна волна с неизбежностью сменяет другую.
Татьяна Кирьянова. Получается, что успех фильмов практически не зависит от их содержания?
Эрик Лажесс. Нет, конечно же, зависит. Когда на экраны подряд выходят такие картины, как «Гудбай, Ленин!», «Жизнь других», «На краю рая» (кстати, новый фильм Фатиха Акина пользовался большим успехом во французском прокате), у зрителя формируется определенное представление о немецкой кинематографии. Грубо говоря, он думает: «Оказывается, Германия — это не только гестапо. У этой страны есть еще и другая история, где присутствует не только страх, но и иные эмоции». А затем начинает работать механизм привычки. Зритель идет на следующий фильм. Ему становится интересно, он уже не боится разочароваться.
Татьяна Кирьянова. Как вы считаете, есть ли такие же шансы у российского кино?
«Гудбай, Ленин!», режиссер Вольфганг Беккер |
Эрик Лажесс. Несомненно, есть, так как российская кинематография обладает богатой традицией. Фильмы Сергея Эйзенштейна, Михаила Калатозова до сих пор любят и знают во Франции. В свое время большой популярностью пользовались картины Никиты Михалкова «Очи черные», «Утомленные солнцем», «Сибирский цирюльник». Потом появился Павел Лунгин: «Свадьба», «Олигарх», недавно мы выпустили «Остров». Эти фильмы собрали очень неплохие суммы во французском кинопрокате. «Свадьбу» увидели сто тысяч зрителей, «Олигарх» — девяносто тысяч. «Изгнание», для сравнения, к сожалению, посмотрели только двадцать тысяч. «Утомленные солнцем» собрали во Франции четыреста тысяч зрителей.
Татьяна Кирьянова. А что же тогда с российскими блокбастерами, на которые так уповают влиятельные российские продюсеры, надеясь благодаря коммерческим фильмам улучшить имидж российской кинопродукции за рубежом?
Эрик Лажесс. На мой взгляд, это абсолютно тупиковый путь. Коммерческая продукция неанглоязычного производства никогда не сможет пересечь границы той страны, в которой она была создана, — будь то Россия, Южная Корея или любая другая «экзотическая» или неанглофонная страна на мировом кинорынке. Это подтверждают и данные кинопроката: «Ночной Дозор» ничего не собрал во французском прокате, абсолютно ничего.
«Остров», режиссер Павел Лунгин |
Татьяна Кирьянова. Как вы считаете, в чем причина такого невнимания к российской коммерческой кинопродукции?
Эрик Лажесс. Любой блокбастер, и «Ночной Дозор» в том числе, рассчитан преимущественно на молодую аудиторию. Но если вы обратите внимание на пристрастия сегодняшней молодежи, на то, какие фильмы смотрит она во всем мире, то вы увидите, что в подавляющем большинстве случаев этот рынок полностью принадлежит американскому кино. «Властелин колец», «Монстро», «Звездные войны» — вот это, как говорится в молодежной тусовке, «круто». Заметьте, что немецкие фильмы, добившиеся успеха в прокате, не предназначены для молодой аудитории. Они интересны старшему поколению, это фильмы для взрослых. Что, тем не менее, не помешало «Жизни других» собрать в наших кинозалах полтора миллиона зрителей абсолютно разного возраста. А вот, например, «Беги, Лола, беги», более коммерческая картина Тома Тиквера, во Франции прошла незамеченной. И это несмотря на ее огромный успех в немецком прокате.
Татьяна Кирьянова. Значит, на блокбастеры рассчитывать не стоит. А у каких же российских фильмов есть шансы пересечь эту невидимую границу?
Эрик Лажесс. Российское кино — это преимущественно кино авторское. А если фильм снят на любом другом языке, кроме английского, в представлении зрителя это уже авторский фильм. Повторю, что, к примеру, немецкие картины, добившиеся успеха в прокате, не были предназначены для молодой аудитории. Это авторское кино, которое прежде всего интересно для более подготовленной публики всех возрастов. Так что я бы сделал такой вывод: российский фильм, как и любой другой неамериканского производства, чтобы быть успешным в европейском и мировом прокате, должен быть авторским.