Российская реальность по версии НТВ: Менты, педофилы, убогие, звезды...

Мы из холодной и мокрой Москвы можем только позавидовать вашей погоде.

Ведущие программы «Сегодня»

Телевидение — «реалистическое» средство коммуникации; оно способно представлять на экране изображение, звук и движение максимально достоверными средствами, независимо от того, идет речь о художественных или документальных программах. Занимающие большое время в эфире новости, репортажи, документальное кино, как правило, претендуют на воспроизведение той социально-политической и культурной реальности, которая существует «на самом деле», во внешнем мире, за пределами самих медиа.

В современной отечественной культуре показ «жизни» на ТВ большинством зрителей воспринимается как зеркальное отображение происходящего, с известными поправками на ошибки или предвзятость журналистов и интересы того или иного телеканала. Этому способствует и риторика производителей программ, обычно подчеркивающих, что их задача лишь фиксировать фактически произошедшие события и доносить их до сведения общества.

Конечно, такая позиция наивна, отсылает к самым ранним стадиям понимания природы медиа. Тот факт, что к ней апеллируют многие российские тележурналисты, производители и трансляторы программ, указывает не столько на слабую распространенность теоретических знаний о принципах функционирования медиасистемы, сколько на их нежелание усложнять свою работу решением дополнительных задач. Речь идет о позитивном миросозерцании, о картинах действительности, собирающих атомизированное российское общество в целое.

Многое уже сказано о том, что любое событие, воссозданное на экране, «сделано» камерой, конструировано в языке визуальных образов. За ним всегда — определенная идеология, система взглядов, содержательные приоритеты. Каждый кадр, таким образом, — это учреждение реальности, «факта» или «мнения», а также их интерпретация, ранжирование по иерархии, включение в те или иные контексты.

Телевизионные репрезентации — образы людей и народов, профессий, стилей жизни, стран, мест, исторических событий, идей и идеологий и т.п. — строятся с опорой на подтверждаемое или опровергаемое ожидание зрителей, на разделяемые общеизвестные вещи. Ведь репрезентация — представление одного в другом и посредством другого. Изображение, напоминающее прототип. Чем чаще повторяется знакомое, тем более «нормальной» и «объективной» считается репрезентация. Она обязательно содержит какую-то точку зрения, чей-то взгляд — задает позицию зрителя, особенно если речь идет о систематической трансляции однотипных сообщений: человеку предписывается не только узнавать демонстрируемое как привычный ход событий, но и стилизовать свое поведение в соответствии с нормой, заданной в медиа.

Если отдельные трактовки происходящего порой вызывают у людей сомнения и вопросы, то в целом поток телерепрезентаций формирует у них чувство доверия, воспринимается как нейтральный, естественный. Медиа ведь в основном ссылаются сами на себя, подтверждают показанное все новыми сюжетами и изображениями, ложащимися в общую устойчивую схему.

Рассмотрим, как представлена социальная реальность в вечернем эфире канала НТВ. Он входит в число центральных, вещающих на всероссийскую аудиторию. В последние годы его прайм-тайм, ориентированный преимущественно на мужскую аудиторию, включает в основном выпуски информационных программ, передачи о происшествиях и криминале, милицейские сериалы. В этих программах конструируются образы той реальности, которую зрителям предлагается воспринимать как аутентичную, с которой им предписано соотносить себя и жизнь в целом. Проследим, какими категориями предложено оперировать зрителю для понимания и идентификации происходящего и в какие объяснительные схемы НТВ включает социальную реальность.

Эмпирическую базу для этого case-study составил вечерний эфир с 18.30 до 23.25 канала НТВ за неделю с 30 марта по 5 апреля 2009 года. За это время в эфире было показано 10 выпусков информационной программы, 12 программ с криминальной тематикой (расследования, документальный детектив, скандалы и криминал, происшествия), 6 серий милицейских сериалов, 2 дискуссионные программы-шоу, 2 программы с социально ориентированными репортажами, 7 — про звезд медиа настоящего и прошлого времени, а также 4 художественных фильма.

Для более детального разбора был выбран вечерний эфир вторника 31 марта, как обычного буднего дня середины недели. В это время были показаны следующие передачи: «Чрезвычайное происшествие» (18.30–19.00), «Сегодня в 19.00» (до 19.40), сериал «Литейный, 4» (19.40–21.40), «Очная ставка» с Андреем Куницыным (21.40–22.40), «Ты не поверишь» (22.40–23.00), «Сегодня в 23.00» (до 23.25).

Что в этих программах представлено в качестве повседневной жизни россиян за день? Акцент сделаем на нехудожественных форматах как претендующих на большую достоверность и часто прямо прочитываемых зрителями.

Какие сюжеты были показаны в этих программах (оставляем в стороне выпуски рекламы).

1. «Чрезвычайное происшествие»

В Санкт-Петербурге арестована акушерка, владелица частного роддома, обвиняемая в смерти шести новорожденных и причинении тяжелых травм еще двоим.

В Южно-Сахалинске спасателям пришлось освобождать жителей пятиэтажки после обрушения козырька подъезда.

Новосибирск: милиция и инспекторы опеки рассматривают возможность лишения родительских прав двух матерей, пьющих и жестоко обращающихся с детьми.

В Нефтьюганске ОМОН и судебные приставы закрыли шашлычную из-за антисанитарии.

Алтайский край: в роддоме погибла девочка; мать пытается добиться суда над врачом, принимавшим роды.

В США мужчина въехал в супермаркет на автомобиле.

В Алтайском крае наркополицейские провели обыск в пятнадцати местах; в итоге около двух десятков человек задержаны, из них четверо, по мнению милиции, причастны к организации наркотрафика.

В подмосковной Кашире жильцы не могут выселить соседа-алкоголика, превратившего квартиру в свалку мусора.

В Воронежской области родители избивали и пытали своих детей, засыпая им в глаза перец; обсуждается вопрос о лишении их родительских прав.

В Москве задержаны налетчики, ограбившие игровой клуб.

С подъемного крана сорвался груз.

В Нижегородской области охотники вытащили из полыньи лося.

В Бразилии хирурги извлекли из головы пострадавшего аквалангиста гарпун.

2. Милицейский сериал «Литейный, 4»

Серия «Проходная пешка».

3. Программа расследования «Очная ставка»

Тема — «Убить насильника».

В каждой большой истории выделим несколько самостоятельных сюжетов.

Героиня первой истории, убившая при самообороне таксиста-насильника, попала в тюрьму по обвинению в умышленном убийстве; из тюрьмы она была освобождена спустя два года. Героиню бросает муж и пытается лишить ее родительских прав. Она отстаивает свои права на дочь. Повторно выходит замуж и ждет ребенка. Беременную героиню и ее сестру жестоко избивают неизвестные мужчины; выясняется, что они наняты новыми соседями, ошибочно принявшими женщин за проституток; сообщается, что в этой квартире прежде был притон. Героиня боится обороняться от нападающих, опасаясь нового уголовного преследования.

Во второй истории рассказывается о маньяке, насиловавшем детей в Петербурге. Милиция не может вычислить преступника. Его, при попытке ограбить квартиру, задерживает и сильно кусает собака хозяев. В тюрьме преступник пытается подать в суд на хозяев, превысивших пределы самообороны. Хозяйка собаки рассказывает, как ее пес покусал на улице пьяного мужчину, избивавшего женщину. В заключение говорится, что у всех жертв педофила судьба сложилась несчастливо: двое сидят в тюрьме, трое лечатся в психиатрических клиниках, один стал наркоманом — и их родители желали бы смерти преступнику.

Герой третьей истории, фермер, профессиональный мясник, зарезал двух и ранил третьего из грабителей, напавших на его семью. Он был оправдан судом, но с тех пор живет в постоянном страхе, опасаясь нового нападения; у него проблемы со здоровьем; его жена после нападения грабителей получила инвалидность, сыновья стали заикаться.

В финале программы ведущий возвращается к первой истории. Он приводит героиню к экстрасенсу, который советует женщине отказаться от судебного преследования напавших на нее мужчин, родить ребенка и забыть о происшедшем. Героиня решает отложить судебное дело до рождения ребенка.

В этих программах прайм-тайма большой объем времени — около трех с половиной часов из пяти (70 процентов) — занимают сюжеты с криминальной тематикой (включая сюжеты телесериала). В документальных и информационных программах упомянуто минимум об одиннадцати насильственных смертях — умышленных и неумышленных убийствах и смертях новорожденных. Рассказано о шести случаях жестокого обращения с детьми (включая интервью с мальчиком, которого пытали родители, с матерью мальчика, ставшего жертвой педофила, с подростком, которого мучили грабители). Фоном для этих историй часто служат более «проходные» правонарушения и случаиненаказуемой в уголовном или административном порядке несправедливости. Просто — уже привычного взаимного ожесточения людей.

Наиболее часто упоминаемая социальная группа НТВ — сотрудники милиции и судебно-следственной системы, инспекторы опеки, спасатели. Их оценки варьируются от героических (в телесериале), обыденных (фиксация преступления, инициирование расследования в документальных сюжетах) до образов беспомощности (милиция, неспособная быстро найти педофила, защитить людей, вынужденных прибегать к самообороне). Один из постоянных акцентов в такой репрезентации — длительный характер криминального расследования, рутинные действия следственно-судебной системы, медленно и часто неэффективно движущейся в заданном направлении, неспособной оперативно помочь в решении жизненной проблемы. В ряде сюжетов фиксируется противоречие законодательных норм здравому смыслу, препятствующих восстановлению справедливости.

Законы в четырех из десяти сюжетов представлены как малоэффективные или не исполняющиеся вовсе. Герои «Очной ставки» показаны как невинные люди, страдающие от буквального следования закону судебной системы. В этот ряд (в существенно более сниженном тоне) включается и новый законопроект о смене шин автовладельцами (программа «Сегодня»), где внимание привлекается к его заведомой невыполнимости.

Сквозная тема во многих программах — беспомощность граждан перед преступниками и перед органами правопорядка. («Неужели снова суд, тюрьма и унижения? Но как спасти себя и защитить будущего ребенка?» «Как задержать преступника, который терроризирует весь город?») Обычные люди в подавляющем большинстве сюжетов предстают в роли потерпевших, свидетелей или потенциальных правонарушителей и подсудимых.

Симптоматично, что местные власти, милиция, суд не представлены в качестве авторитетной инстанции. Единственное веское слово в документальных программах-расследованиях произносит экстрасенс. Выход за пределы рационального порядка как единственный источник опоры в повседневности вообще стал весьма характерной чертой в нынешних отечественных телепрограммах. Экстрасенс обещает достаточно хорошее будущее героине «Очной ставки», если она откажется от намерения обращаться в суд и добиваться в отношении себя справедливости.

Ясно прописанное послание, которое такие сюжеты транслируют зрителям: ни от чего нельзя зарекаться. При рассказе об обычных и самых экстремальных ситуациях повторяется: «от таких ситуаций не застрахован никто», «случиться может всякое»; человек может «убить маньяка и сесть в тюрьму»; «преступить границы закона очень легко, на языке юристов это называется превышением допустимых пределов самообороны». Если отмечается, что в происшествии «никто не пострадал», то обязательно «по счастливой случайности», на которую только и остается надеяться зрителю.

Относительно спокойная жизнь гражданина изображена как временное состояние. В большом числе сюжетов визуальный фон — это следственный изолятор, тюрьма («Я первый раз в тюрьме»; в тюрьме «избивают, унижают, опускают головой в унитаз») или больница. В документальных программах-расследованиях страдания и страх изображены как неизменные чувства героев-россиян («Он живет в постоянном страхе», «Если забоишься, тебя затопчут, как курицу»).

Таким образом, репрезентация социальной среды на канале НТВ распадается на неравные доли, в которых образы резко контрастируют, но при этом складываются в единое целое.

Большую часть времени занимает представление обычной жизни россиян через образы и темы социальной неустроенности. Так, в сюжетах «ЧП» преимущественно показаны проблемные семьи, алкоголики, бомжи, люди, балансирующие на границе с криминалом, растящие детей в нищете («постельное белье цвета земли», «в меню для детей только хлеб»). Общий фон для репортажей — бедность, убогость жилья и быта («повсюду грязь, мусор, всюду затоплено»). И в раздражении, и в приподнятом настроении люди матерятся в кадре (сами кадры с характерным «бипом» оставлены в сюжетах, видимо, для остроты и реалистичности). Средний класс, как правило, остается вне репрезентации.

Из проходных, брошенных вскользь, а также из специально выделенных ударных фраз в программах («врачи не смогли спасти ребенка», «у медиков волосы встали дыбом: сальмонеллу здесь подают прямо в тарелке», «спасти от мамы», «синяки на теле девочки», «она просто задушила новорожденную», «все в доме залито кровью», жильцы «живут как на пороховой бочке», «недобросовестные строители», «Алексей Нилов не доверяет гастарбайтерам», «грузчики не свое ведь носят: где-то что-то ударят, где-то что-то сломают обязательно», «рубка „Курска“ гниет уже пять лет», «ни денег, ни желания у местных властей искать их не нашлось») складывается образ социального распада и своего рода длительной агонии. Перечисление разных российских городов и населенных пунктов в сюжетах только усугубляет картину общей бедности и бедствия, увиденную как всеобщее естественное состояние, на котором уже привычно не фиксируется специальное внимание.

Постоянный герой (точнее, антигерой) таких ситуаций — «неизвестные лица», которые повинны во многих осуждаемых в кадре поступках и преступлениях. («Герой России, против которого на родине возбудили три уголовных дела, был убит в субботу»).

Отношения между обычными людьми чаще всего изображены как основанные на взаимном недоверии («дочь погибла из-за денег... погоня за длинным рублем», «их стеклянные глаза... это звери, фашисты»), разобщенности («коллеги обвиняемой, как это обычно бывает, на ее защиту не встали»).

Хотя в большинстве сюжетов говорится о документировании происшедшего, они снимаются с участием тележурналистов, и люди в кадре говорят на камеру. В ряде случаев, как в «Очной ставке», используется прием игровой реконструкции события. Театрализация и художественные приемы повествования смещают стилистику рассказа о жизни в сторону большей сенсационности, надрыва и скандальности. («Зачем собаке хватать вора за половой член? Я не вижу смысла, когда есть другие части тела». В кадре преступник описывает, что чувствует человек, когда его грызет собака.) Зрителю неоднократно демонстрируются кадры избиения беременной женщины, попытки изнасилования, убийства, следы крови в квартире. Эффект усиливается при помощи броских фраз («вот он, нож, которым я их зарезал, вот он, спаситель мой», «школьника пытали за двойки»...).

В завершение информационной программы ставится сюжет, призванный создать хорошее настроение зрителям: об «антикризисном оазисе», выставке ювелирной продукции в Базеле. Тем же зрителям, которые полчаса назад смотрели на картины отечественной беспросветной нищеты, предлагается мечтать о недосягаемом («бриллиантово-рубиновый браслет «бегемот», «ценность в природной естественности», «разбавить барочный жемчуг черным турмалином»).

Другую часть репрезентации можно назвать официально-официозной; она представлена в основном в новостных и аналитических программах. Это мир первых лиц государств, министров, депутатов, церковных и бизнес-иерархов, отчасти — самих корреспондентов, допущенных в эту высокую среду.

4. «Сегодня» (19.00)

Противоречивые данные об убийстве Сулима Ямадаева в Дубае.

Встреча Дмитрия Медведева с Ангелой Меркель в Берлине; обсуждение сотрудничества стран в условиях мирового финансового кризиса.

В Мурманске на металлобазе обнаружена рубка подводной лодки «Курск»; у местных властей нет денег и желания изменить ситуацию.

В Госдуму внесен противоречивый законопроект, запрещающий автомобилистам ездить на шинах не по сезону.

В Москве начинается эксперимент с имитацией полета на Марс.

По прогнозу Организации экономического сотрудничества и развития

в 2010 году в Европе и Америке ВВП снизится, безработица вырастет на 10 процентов. В России же безработица вырастет лишь на 8 процентов, и пик уже пройден.

Премьер-министр Владимир Путин обсудил с министром здравоохранения и соцразвития Татьяной Голиковой цены на лекарства.

Строительство газопровода Северный поток не прервется из-за кризиса и не связано с конкуренцией транзиту через Украину, Белоруссию и Польшу.

Газпромбанк, выдавший в условиях кризиса кредиты на 553 миллиарда рублей, направляет деньги на поддержку реального сектора.

Российские писатели объединились для благотворительного проекта — выпуска книги для сбора средств хосписам.

Патриарх Кирилл провел заседание св. Синода; реформы в синодальной организации; церковь расширяет свое присутствие в жизни общества.

Британия полностью выводит войсковой контингент из Ирака.

Продолжение расследования предполагаемого убийства С.Ямадаева.

Выставка часов и ювелирных изделий в Базеле.

Россияне во всех ситуациях (не только на канале НТВ) изображены как объект заботы со стороны властей, пассивно ожидающие добрые решения сверху. «Сегодня» представляет политиков, полностью контролирующими ситуацию в условиях кризиса, но не дающими целостного и ясного плана совместной деятельности (консультант министерства: «До сих пор воз и поныне там, к сожалению»). В то же время критическая рефлексия по отношению к важнейшим государственным решениям в аналитических и общественных программах совершенно отсутствует.

Сквозная тема в этой части телетрансляции — отношения России с другими государствами — дана, как правило, через противопоставление российских интересов интересам других стран. Если речь идет о сотрудничестве (сюжет с визитом Дмитрия Медведева в Берлин), то — несмотря на взаимную «симпатию» — через преодоление противодействий. Например, в кадре председатель Восточного комитета немецкой экономики немотивированно — фраза дана вне контекста — произносит: «Нельзя проводить политику, направленную против России». Эта риторическая фигура противопоставления (как, скажем, «предпочтение отдается импортным лекарствам, а не нашим того же качества») служит своеобразным стержнем, на который нанизаны разнородные темы и сюжеты.

Ясная идеологическая линия в этой картине — противопоставление «себя» («нас») США. В связи с этим обществу предлагается набор высказываний для негативной солидаризации против Америки. Например, сюжет «Сегодня» о плановом выводе британских войск из Басры открывается словами: «Сегодня американская армия лишилась своего главного союзника в Ираке». В репортаже используется прием советской журналистики 70—80-х годов: интервью с британским пацифистом, протестующим против войны, проклинающим в кадре правительства и США, и Великобритании и, несмотря на вывод войск, подозревающим их в разжигании конфликта в каком-либо ином месте, в частности в Афганистане. В этом же репортаже неназванный человек в Ираке произносит в камеру: «Британцы вели себя лучше, чем американцы; они не такие варвары. Они уважали людей, а не стреляли по ним без порядка, как некоторые».

Третья часть представления российского общества самому себе на канале НТВ — репрезентация звезд шоу-бизнеса.

5. Новости из жизни звезд шоу-бизнеса в программе «Ты не поверишь!»

Филипп Киркоров отрицает, что его голос обладает целебной силой.

Лолита Милявская временно уходит со сцены и пробует себя как режиссер мюзикла.

Лада Дэнс строит себе новую квартиру и лично построила свой дом на Рублевке.

Богдан Титомир думает о женитьбе на девушке, с которой познакомился в клубе.

Илья Олейников и Ольга Аросева репетируют спектакль.

Сергей Безруков с женой едут отдыхать на Северный полюс.

Солист группы «Уматурман» чуть не погиб на отдыхе.

Тимати записал песню с американским рэпером и рассказывает о дороговизне этого проекта.

Алексей Нилов не доверяет гастарбайтерам из-за пожара в его квартире во время ремонта.

Участница группы «Город 312» переехала на новую квартиру в Москве.

Александр Маршал готовит сына к эстрадной карьере.

Солист группы «Ногу свело!» выпускает книгу.

Солист группы «Океан Ельзи» задумывается о том, что материальное — не главное в жизни.

Максим Фадеев взялся продюсировать экс-солиста группы «Hi-Fi».

Популярные и успешные музыканты и актеры мелькают в нарезке светских новостей, которые зрителю предписано переживать («Ты не поверишь!»). Новости их частной жизни, связанные с масштабом потребления, заработком и тратой денег напоказ, демонстрацией сверхблагополучия, представлены как общезначимые и потенциально волнующие миллионы людей события. («Лада Дэнс погружена в разработку уникального проекта ее же собственной квартиры на Балтийском побережье»: «Дом, в котором я живу на Рублевке, я построила сама, вот этими руками». Тимати: «Мои часы говорят за себя, также моя машина и мое видео говорят за себя. Люди, которые понимают, понимают, сколько это может стоить и сколько стоило снять это видео».)

Звезды посылают и идеологические послания, адресованные широкой аудитории. Например: «Иосиф Кобзон лично занимается патриотическим воспитанием своих внучек». «Иосиф Давыдович не позволит своим детям отправить внучек на учебу за границу... Главное качество, которое хочет воспитать в них Кобзон, — это любовь к своей родине» (в кадре Кремль и купола соборов).

Все эти патриотические слова приобретают новый смысл в контексте всего того, что было показано на телеэкранах тем же зрителям пару часов назад.

Представители «другого» мира, который можно было бы назвать «обычным», появляются на НТВ лишь в трех сюжетах: в репортаже о российских писателях, издавших книгу в поддержку хосписов (писатели, врачи, «спокойное и достойное отношение к хосписам»), о расследовании ситуации с останками подлодки «Курск» (моряки и представители общественных организаций) и о миссии на Марс (ученые и испытатели).

В целом рассмотренные программы вечернего эфира НТВ (31.03.09) оставляют открытым ряд вопросов. При этом следует помнить о том, что телевидение поставляет смысловые и визуальные послания аудитории в виде нерасчленимого потока. Поэтому важные, социально значимые вещи (как расследование ситуации с «Курском») легко смешиваются с желтыми, скандальными интерпретациями происшествий и с идеологическими штампами.

По отдельности многие сюжеты смотрятся иначе, чем вместе, но эффект выстраивания сплошного контекста в разбираемых программах, к сожалению, не учитывается.

И тем не менее именно целостное представление реальности на НТВ оставляет ощущение радикальной социальной поляризации (бедствующий народ, самодостаточные политики, роскошествующие звезды) и катастрофического положения с обыденной жизнью российских граждан в своей стране. Зрителям предлагается соотносить себя с такой повседневностью, с которой невозможно идентифицироваться, не испытывая при этом психологической травмы.

Нормальная, «человеческая» жизнь, социальное доверие, связи между членами общества, пути улучшения собственной жизни, равно как и обычные радости, и ощущение значимости жизни, прожитой не только в преодолении угроз и бедствий и не только для потребления, — все это не попало в объектив телевизионной камеры в изученных программах. В то же время именно осмысленная работа ТВ по конструированию повышающего образца, реалистичной, но желанной проекции себя как общества в будущее представляется основной миссией телевидения как средства массовой коммуникации.

 

Просто-напросто

Блоги

Просто-напросто

Зара Абдуллаева

В Роттердаме проходит 43-й международный кинофестиваль. Спецкорреспондент ИК Зара Абдуллаева об одной из премьер форума – постдокументальной «Реймоне» аргентинского режиссера Родриго Морено. 

Фильм Сэмюэля Беккета «Фильм» как коллизия литературы и кино

№3/4

Фильм Сэмюэля Беккета «Фильм» как коллизия литературы и кино

Лев Наумов

В 3/4 номере журнала «ИСКУССТВО КИНО» опубликована статья Льва Наумова о Сэмуэле Беккете. Публикуем этот текст и на сайте – без сокращений и в авторской редакции.

Новости

В Центре Мейерхольда состоится премьера спектакля «Хочу ребенка»

22.09.2018

26 сентября в Центре Мейерхольда состоится премьера спектакля драматурга Сергея Третьякова «Хочу ребенка» в постановке режиссера Саши Денисовой.