Летописцы
- №4, апрель
- Максим Курочкин
— Он что-нибудь сказал?
— Нет.
— Плохо.
— Куда хуже!
— Совсем ничего?
— Абсолютно.
— Намек какой-нибудь?
— Ничего вообще. Говорит, пишите, как было. Пока не напишете, не выпущу.
— А… Все-таки угрожал.
— Да нет, это у него обычная практика. Он всех не выпускает, пока работу не кончат. Мой знакомый храм расписывал, так пока последнего беса в Страшном Суде не закончили, не отпускал.
— Ни разу? Даже подышать?
— Ни разу. Девок прямо в храм водили.
— И нам девок приведут?
— Раскатал губу. Писателям девки не положены. Мы же не про божественное пишем. Мы для него плесень.
— Что он о себе возомнил?
— Ну, патриарх — это мощно.
— А мы — это не мощно? Ты знаешь, что сейчас подъем идет страшный в литературе? Наши ровесники жмут. И мы можем! Мне тут дали английскую пьеску прочитать… Очень сильно чувак пишет.
— Шекспир, что ли?
— Слышал, да?
— Слышал. Только переводы плохие.
— Переводы ужасные. И с опозданием выходят. Это же безобразие: по полгода ждать новую пьесу. Конечно, мы так никогда англичан не догоним.
— И Марло мне нравится.
— Марло хороший. Но уже нафталин немножко.
— Слушай. Нам надо чаще встречаться. Столько общего. Я люблю о современных пьесах говорить.
— Только надо выбраться сперва отсюда.
— Это верно. Давай писать, что ли.
— Какое писать? Мы с концепцией определились?
— А что определяться… Пишем, как было. Так и так… Царствия царя Дмитрия ровно было…
— Царь Дмитрий? Не перебор?
— А как?
— Царь, известный под именем Дмитрия…
— Тогда уж: царь Дмитрий, по одной из версий — монах-расстрига Григорий Отрепьев…
— Эх, знать бы, что Филарету от нас надо!
— Давай не думать об этом. Пишем, как совесть подсказывает. Это же для истории.
Входит дьячок.
— Его Святейшество прислали узнать: как продвигается летопись и нет ли в чем нужды?
— Летопись продвигается зело хорошо. Нужды ни в чем нет. Кормят достойно.
— Не желаете девочек? Преподобный сказал, чтобы писателям ни в чем отказа не было.
— Нет, девочек не желаем.
— Не хотим девочек, не хотим.
— Как знаете!
— Любезный, а нет ли от Его Святейшества особых указаний?
— В смысле?
— Ну, по… По это самому… По…
— По направлению! Вектору, так сказать?
— О чем вы, братья? Филарет выше мирской суеты. Пишите, как было.
Дьячок выходит.
— Удавят нас. Или с живых кожу снимут. Чувствую.
— А может, правда, надо писать, как было?
— Ты с ума сошел? Ты эту рожу видел? Да и когда это в России историки писали, как было?
— Но, может, что-то поменялось?
— Тут ничего никогда не меняется. Я все понял. Давай писать: «Вор и убийца Гришка Отрепьев захватил царский трон и правил на Москве воровским порядком, сея беды неисчислимые, злокозненно замышляя обратить царство в католическую веру».
— Слушай! Никто не поверит. Все же помнят, как было. Вовсе он был никакой не вор. При нем же порядок был. Он же сам по улицам без охраны ходил. Вежливый. Здоровался. И много хорошего сделал. Науку развивал. Боярских детей учиться заставлял.
— На дыбу хочешь?
— На дыбу не хочу.
— Тогда пиши, как говорю.
— Хорошо. Давай тогда к «вор и убийца» добавим «мужелюбец».
— А он разве мужелюбец был?
— Нет, но слово хорошее.
— Давай.
— И еще можно… песий сын, паче кала смердяй, злобесный вместитель гноя.
— Хорошо!
Через три дня Филарет приказал снять с писателей кожу. Живьем. За сочувственное описание правления Самозванца. Рукопись была уничтожена.
Окончательную версию истории написали совсем другие люди. О Шекспире они не слышали.
Совместный проект «Театра.doc» и вроцлавского театра Ad Spectatores