АНКЕТА - Что такое актуальность (окончание)
- №5, май
- "Искусство кино"
1. Чем, на ваш взгляд, сегодня содержание понятия «актуальное произведение» отличается от понятия «современное произведение»?
2. Что для вас является характеристиками актуального в искусстве? Какие явления вы назвали бы актуальными? Приведите примеры.
3. Какие факторы влияют на изменение самого понимания актуальности?
4. Является ли для вас актуальность критерием ваших замыслов и работ?
Анатолий Осмоловский, художник
1. Честно говоря я довольно скептически отношусь к этому термину — «актуальность». В изобразительном искусстве он более или менее адекватно определял то, что делалось в 90-е годы, когда произведения строились на политической злободневности и быстром реагировании. В то время наиболее творческой формой был перформанс, акция, а это быстрые жанры иногда в самом буквальном смысле слова: сделал — сфотографировал — убежал. Так что в данном вопросе скорее произошла задержка восприятия. Сейчас термин употребляется, но искусства, которое бы ему соответствовало, практически нет. Наоборот если судить по последним десяти годам (что будет в новом десятилетии, пока не совсем ясно), то видно стремление к основательности и даже к некоторой классичности. В 2000-е заново стала интересна модернистская парадигма. По крайней мере, целый ряд художников успешно занимались именно этим. Никто не мог в начале десятилетия поверить, что возможна какая-то «новая абстракция», однако прошло несколько лет, и эта абстракция стала отчетливой тенденцией.
2. Отчасти я ответил на этот вопрос. Если актуальность понимать более широко — как стремление всегда быть на пике художественного «прогресса», задавать в искусстве «моду», формировать «тренды», — то на мой взгляд в этом смысле наиболее перспективными в последние десять лет были различные «гностические» проекты. Проекты, связанные со сложными размышлениями о природе человеческой веры, о трансцендентности, о чуде. «Антихрист» фон Триера, поздние работы Хёрста, кураторская деятельность Кулика, мои «Хлеба». Но есть и другие — отрицательные — примеры: «Остров» Лунгина, «Поп» Хотиненко и проч. Почему отрицательные? Потому что подобные проекты отсылают к какой-то якобы понятной и всеми разделяемой вере, религии, которой нет на самом деле. Она стерлась (затерлась). «Гностические» произведения пытаются вытащить эту проблематику из ее анабиозного состояния.
3. Конечно, художник (любого вида творчества) подсознательно или сознательно учитывает реакцию аудитории. В изобразительном искусстве в силу его специфики — создании единичных объектов не рассчитанных на массовое потребление, — эта детерминация слабее, но тоже присутствует. Повальный религиозный «ренессанс» в России, а на Западе страх перед исламским фанатизмом в значительной мере стимулировали возникновение «гностических» проектов. Так что фактор «анонимного» зрителя играет важную роль. В искусстве не менее важную роль играет и существование художественной инфраструктуры. Так возникновение в последние годы художественного рынка (которого не было в 90-х годах) так же в значительной степени повлияло на стремление художников создавать качественные «вещественные» произведения. В то же время все эти факторы не стоит и переоценивать. Художник обладает относительной автономией и способен идти против «течения». Так например «левая» ориентация некоторых наиболее успешных авторов в 90-е годы была явно вне какой-либо конъюнктуры. И здесь уже работает историческая логика самого искусства.
4. На самом деле не является. Вполне могут быть созданы выдающиеся произведения вне какой-либо актуальности. В изобразительном искусстве, вообще, в последние годы идет серьезный пересмотр традиционных авангардистских парадигм отношения к классическому искусству. В принципе, искусство не делимо. На заре модернизма об этом писал Клемент Гринберг. Новейшие идеи еще более радикальны. Модернизм и авангард вписываются в естественный процесс дифференциации искусства (по Луману), дифференциации, направленной на получение большей свободы. Что касается меня, то я склонен больше доверять своему пониманию логики развития искусства, а не, в общем-то, довольно смутной актуальности. Кроме того, актуальность я привык формировать сам (на протяжении двадцати лет я это и делал), а в этом процессе нет никаких стопроцентных рецептов. Обычно такая деятельность наталкивается на противодействие инертной критики, что, надо сказать, повышает азарт и создает интригу.
Георгий Пузенков, художник
Насколько мне известно, музеев актуального искусства не существует, так же как вечно значимых газетных вырезок. «Актуальное» перестало быть прилагательным, теперь это, скорее, междометие: ах! бум! ой! Этакий концептуализм-брендинг. И чем черт не шутит — может быть, это и есть настоящее современное искусство, релевантное ленте в «фейсбуке». Но иногда жалко потраченного времени — ведь его дефицит для нас еще более актуален.
Раньше было просто: классическое — направо, а современное — налево. И вдруг — актуальное! В старые добрые времена еще не умершее современное плавно переходило в классическое. Актуальность претендовала лишь на роль почтальона в театре искусств, где искусство — способ отчуждения реальности в ее репрезентативном выражении.
До конца 70-х годов ХХ века у искусства еще хватало средств линейного отчуждения и жеста стилевого приема. Последним урожаем этого поля стал концептуализм. Постмодернистский букет «всех цветов» уже почти полвека является, по сути, попыткой синтетического декорирования засыхающей почвы искусства. За это время мы увидели художников четырех декад, которые к сегодняшнему дню стали совсем трудно различимы в полифоническом оркестре симулякров. Стало отмирать то, ради чего художник занимается искусством, — форма, которая, говоря словами Мандельштама, слагается из «изобретательности и воспоминания». Хотя изобретательность, в неофитском понимании трюкачества, еще осталась.
В родном ландшафте потомки формалистов, всё сломав, пытаются в темпе стакатто заменить актуальным искусством contemporary art, оставляя будущему только пыль.
Россия — страна намерений. Не мера, не измерение, а указание на меру как указание флюгера на направление ветра. Вспомним, что суть ветра сама по себе вторична — причина коренится в температурной разнице тепловых зон — она и создает ветер.
Актуальное — это то, чего сиюминутно не хватает и от чего отказываются мгновенно после его получения. Современное искусство претендовало на отрезок времени хотя бы в пять — десять лет. Оно было «present perfect continuous», удаленным от настоящего дистанцией осмысления — тем самым мандельштамовским «воспоминанием». Классика в этих рамках была «present perfect simple». Таким образом, актуальное искусство сквозь призму английской грамматики предстает незаконченным действием «present continuous», которое еще продолжается, жарится, как яичница, но может еще и подгореть.
Актуальное искусство выражает свое время сейчас, в текущую минуту-момент. Оно стремится не прозевать изменение поворота электрона в пульсе YouTube, отличается всеядностью, нежеланием обобщать, рассчитывает на любителей новостей. В нем информация равна действию, форма которого не так важна, ибо сразу же за ним предполагается следующая «актуальная акция».
Художники искали дух времени, что и определяло основу их творчества. Ритм, фактура письма, темп и композиция были очень важными инструментами в остранении образа по отношению к прототипу реальности. Раньше это был клуб избранных и желающих быть избранными в этот клуб. Люди хотели получать удовольствие от игры виртуоза-скрипача, а не звонаря на актуальном пожаре.
Сто лет назад рейди-мейд Марселя Дюшана заявил новый способ выражения времени, адекватный теории относительности Эйнштейна. Изменение позиций текста и контекста изменило собой формальную суть. Нарративная и декоративная составляющие были минимизированы до предела — их заменил предмет. Но тем не менее это был месседж не «о писсуаре», а белый стих «о бытие» и диалектике перехода низкого в высокое.
За эти сто лет концептуализм и рейди-мейд превратились в салонное искусство, в общее место. Арт, как ему и предрекали, умер или целиком превратился в классическое явление. Искусством стало самопродвижение искусства, брендинг художника и его произведений. Вступили в бой изощренные методы социально-критических пугалок, ставших мотором перемещения сквозь страх и сенсацию, как в теленовостях. Шок от формы более не действует. Публика готова ко всему, срабатывает только пугающая актуальная новость или актуально высокая цена — тоже важная новость, гипнотизирующая, как удав кролика.
Но, как сказано: «Не дай Бог дожить до того дня, когда все будет так плохо, как об этом пишут газеты».
Василий Сигарев, драматург, режиссер
Я вообще не верю в понятие «актуальное искусство». Это что — предвыборная пьеса? Любая невечная составляющая существования человечества живет две недели, а потом ее сменяет другая: теракт — кризис — цена на нефть. Это все газетные материи, актуальные и неинтересные. А есть вечные вещи: любовь, страх, ненависть, отношения отцов и детей, понимание и неприятие смерти и прочее. И вот из этого состоит настоящее искусство, а признаки времени (актуальные явления) делают произведение современным. Другое дело, что является для зрителя, читателя актуальным. То есть востребованным. Здесь мы видим картину, лишенную жажды вечного: «водка, ебля, телевизор». Хотя, может быть, эти «три кита» современного потребителя уже давно перешли в ранг самого вечного и вместе с тем актуального. Ведь почти два века назад были написаны такие строчки: «Покуда мира стройный вид нам философия хранит, землею правит всею — любовь и голод с нею» (Иоганн Шиллер. «Мудрецы»).