Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Куда приводят мечты. «Брат», режиссер Марсель Раскин - Искусство кино

Куда приводят мечты. «Брат», режиссер Марсель Раскин

Однажды, когда Хулио был маленьким, они с мамой гуляли по улице и он вдруг услышал странный писк, доносившийся из близлежащей подворотни. Пойдя на звук и думая, что это котенок, Хулио с матерью нашли младенца — так у мальчика появился младший брат, Даниэль. Годы спустя живущее в трущобах Каракаса семейство ведет умеренно благостное существование. Братья с упоением пинают мячик в местной любительской футбольной команде, мама увлеченно болеет у кромки поля, а добродушный тренер под молчаливое одобрение подопечных лазает по ночам к маме в спальню. Конфликт до поры до времени намечен еле заметной, пунктирной линией: идеалистически настроенный Даниэль искренне верит в свое с братом будущее на футбольном поле — плечом к плечу, вместе навсегда. Тем более что мечты его, в общем, небеспочвенны: у братьев имеется заманчивое предложение — шанс, который случается раз в жизни, — прийти в назначенный день и показать себя отборщикам, формирующим профессиональную футбольную команду Каракаса. Хулио, между тем, брата и футбол, конечно, любит, но в будущем себе отказывает. Мечты мечтами, а деньги надо зарабатывать, поэтому Хулио промышляет какими-то околокриминальными делишками вместе с бандой вооруженных, но в целом довольно доброжелательно настроенных охламонов. Этому хрупкому равновесию приходит конец, когда Даниэль становится свидетелем того, как один из друзей Хулио случайным глупым выстрелом убивает их мать. Впереди по-прежнему маячит отборочный матч, и Даниэль решает ничего не говорить брату, понимая, что, сказав, наверняка превратит Хулио в убийцу и тогда уж точно — конец всем мечтам.

Картина Марселя Раскина в лучших традициях латиноамериканских телепроизведений (и потому несколько пугающим образом) начинается с крика новорожденного подкидыша, и далее некоторые сюжетные повороты, а также чрезвычайно экспрессивная манера как изложения, так и общения персонажей нет-нет, да напомнит о тех самых пресловутых традициях. С другой стороны, тут уже и не разберешься — то ли это специфические национальные реалии диктуют специфическую экспрессивность художественного решения, то ли сама богатая сериальная традиция трансформирует под себя окружающую реальность. В данном случае эта экспрессия к тому же приобретает какие-то дополнительные интонации: «Брат» хоть и является в общем и целом фильмом «про любовь», но рассказывает о наиболее редко представленной на экране ее разновидности — любви братской. Эту не самую популярную тему Раскин раскрывает с подкупающей самозабвенностью и невиданным напором. Камера Хесуса Сантьяго, кажется, находится в постоянном, безостановочном движении, выписывая на экране немыслимые фигуры, исполненные, к счастью, не в эстетике окончательно вышедшей в тираж «дрожащей картинки», а вполне классическим почерком. Также в строку к разговору о специфической латиноамериканской экспрессии — ощущение постоянного движения оставляет после себя фильм, наполовину состоящий из разговоров и наполовину из футбола и неумелого махания кулаками и огнестрельным оружием.

Некоторая «разряженность» драматургии, скорее всего, результат авторского недосмотра, а не выверенного расчета, неожиданным образом идет фильму на пользу. Простенький сюжет, где главным оказывается моральный выбор, который неокрепший характером юный герой должен сделать между исполнением мечты и сохранением семьи, постоянно буксует, спотыкается, возвращается на несколько шагов назад, пытается отступить куда-то в сторону. Так что вплоть до самого финала кажется совсем неочевидным, к чему в конце концов ведут авторы. Сами собой напрашиваются тут пара-тройка возможных исходов, но самый-самый «последний» финал оказывается неожиданным — настолько, что совсем уж разуверившиеся в волшебной силе хэппи энда зрители могут трактовать его как фантазию одного из персонажей.

Каркас, на котором закреплена вся сюжетная конструкция, можно определить, перефразировав тэг-лайн из одного известного голливудского фильма: «Никаких игр — только спорт». В фильме Раскина этот принцип соблюден с точностью до наоборот: иллюзорно абстрактные дилеммы автор решает на предельно материальном уровне, на футбольном поле, а герои все более или менее важные вопросы решают путем простеньких дихотомий: играть — не играть, забивать гол или не забивать. Надо отдать Раскину должное, приемом он не злоупотребляет, используя спортивные эпизоды, как говорится, редко, но метко. По-крупному — всего-то два раза. В первом случае — как дуэль характеров между братьями, во втором — в качестве полновесной кульминации, когда на кону уже без всяких натяжек и преувеличений судьба человека, да не единственного.

В том, с каким завидным, почти что юношеским максимализмом в сюжет вброшены старые добрые моральные сентенции, с опорой на такие трогательные драматургические конструкции, как «игра не на жизнь, а на смерть», очевидно, заключается значительная часть обаяния картины Раскина (если вынести за скобки отменно снятые эпизоды игры в футбол, что, как известно, в кино большая редкость). И тот же самый неподдельный юношеский задор, с которым авторы рассказывают экранную историю, определяет и основной посыл, довольно неожиданный для современного кинематографа, перенасыщенного сентенциями о необходимости идти, бежать, ползти за своей мечтой до победного конца. Изящно игнорируя ту часть реальности, где правят бал заветы Дейла Карнеги и его коллег, финал «Брата» указывает принципиально противоположное направление: иногда приходится отказаться от заветного желания, чтобы сохранить более важные вещи. Старомодная и, чего уж там, крайне непопулярная позиция — казалось бы, странная для молодого режиссера, в некоторые моменты заметно злоупотребляющего ультракоротким монтажом. Впрочем, практика показывает, что искусство — возможно, единственная сфера жизнедеятельности, где подобные контрасты и непоследовательность вызывают положительные эмоции.

 


 

«Брат»

Hermano

Авторы сценария Марсель Раскин, Роан Джоунс

Режиссер Марсель Раскин

Оператор Хесус Сантьяго

Художник Майя Олоэ

Композитор Рихель Мичелена

В ролях: Фернандо Морено, Элиу Армас, Али Рондон,

Гонсало Куберо, Марсела Хирон

A&B Producciones

Венесуэла

2010

 


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Что тот шпион, что этот

Блоги

Что тот шпион, что этот

Нина Цыркун

Качественному продукту идут на пользу даже внезапные препятствия вроде бы неодолимой силы. Двойная замена в новом фильме про Джейсона Борна открыла новые перспективы франшизы.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Проект «Трамп». Портрет художника в старости

№3/4

Проект «Трамп». Портрет художника в старости

Борис Локшин

"Художник — чувствилище своей страны, своего класса, ухо, око и сердце его: он — голос своей эпохи". Максим Горький


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

Объявлены победители Берлинского кинофестиваля

17.02.2013

Вечером 16 февраля были объявлены лауреаты главной конкурсной программы 63-го Берлинского международного кинофестиваля. Главная награда форума – «Золотой медведь» за лучший фильм – был присужден социальной драме о взаимоотношениях матери и ее взрослого сына «Поза ребенка» (Pozitia Copilului) румынского режиссера Калина Питера Нецера. Гран-при жюри был вручен боснийцу Данису Тановичу за картину «Эпизод из жизни сборщика железа» (Epizoda u životu berača željeza) о жизни цыган.