Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Еще глоток Озона. «Ваза», режиссер Франсуа Озон - Искусство кино

Еще глоток Озона. «Ваза», режиссер Франсуа Озон

Поскольку прошло немало времени после завершения Венецианского фестиваля, могу на основе личного опыта засвидетельствовать неожиданный эффект. Большинство фильмов программы, выглядевшей такой интенсивной и амбициозной в фестивальные дни, отодвинулось на периферию сознания. Вдруг выяснилось, что они были значимы скорее в контексте сквозного сюжета фестиваля, почти безраздельно посвященного мучениям человеческого тела не только до, но и после смерти. Post mortem — так назывался один из фильмов, и так можно было бы маркировать весь конкурс. Почти в каждой картине фигурировал минимум один труп, а во многих покойников укладывали штабелями. Главными темами стали голод, каннибализм, некрофилия власти, контакт со смертью и ее связь с эротикой, а главным стилем — некрореализм.

Но стоило выбраться из тронутой тленом Венеции — и морок рассеялся, как дым, как утренний туман. И тем ярче проявились черты самого оптимистичного фильма фестиваля, который на фоне танатологического конкурса казался неприлично легковесным, а на самом деле был едва ли не единственным глотком свежего воздуха в атмосфере тотальной клаустрофобии. Франсуа Озон, словно в пику другим конкурсантам (и даже вопреки собственному правилу, почти обязательному для его прежних фильмов), ухитрился обойтись без единого трупа. И в оправдание заявил: «Легче прибить человека, чем снять комедию». Можно добавить: легче снять комедию, чем добиться ее фестивального признания. Новую работу Озона отверг Каннский фестиваль, а в Венеции жюри несправедливо проигнорировало ее.

По-русски картину за неимением лучшего приходится назвать «Ваза»: альтернативный вариант — «Трофей» — еще более бессмыслен. Только французский оригинал Potiche (дорогая ваза нефункционального назначения) отыгрывается в национальном фольклоре: так называют во Франции «трофейных», или «декоративных», жен, служащих главным образом украшением домашнего интерьера. Роль potiche играет Катрин Денёв, звезда с уникальным в мировом кинематографе непрерывным полувековым стажем.

Любитель женского «антиквариата» Франсуа Озон, десять лет назад уговоривший Денёв возглавить великолепный ансамбль «8 женщин», опять вовлек ее в комедийно-музыкальную авантюру. И позволил сыграть одну из лучших ее ролей — Сюзанну Пюжоль, карикатурную жену промышленника-мачиста, который изменяет ей направо и налево и считает своей собственностью. Однако героиня не так проста и глупа, как кажется: она умеет наставить ему рога, не теряя выражения идиотской невинности на лице. Катрин Денёв, сыгравшая в комедии Жан-Поля Раппно «Жизнь в замке» еще в 1966 году, подтвердила, что комедийное дарование, будучи как бы факультативным для ее имиджа, никогда ей не изменяло.

Когда на фабрике происходит конфликт рабочих с хозяином и он временно теряет дееспособность, Сюзанна, проявив недюжинные деловые и дипломатические качества, заменяет мужа в качестве управляющего предприятием. Вырвавшись из оболочки potiche, она восстанавливает контакт с рабочим-активистом Бабеном (Жерар Депардье), с которым тридцать лет назад ее связала краткотечная любовная афера в кустах. Но самое интересное происходит в конце, когда Сюзанна бросает перчатку и ему тоже. Эфемерная домохозяйка обыгрывает матерого партийца, ветерана рабочего движения на выборах в органы местного самоуправления. Став успешным политиком, она заодно превращается в звезду локального медийного пространства: ее финальный проход — с микрофоном, с песней сквозь толпу избирателей — едкий сатирический комментарий на тему сращивания политики и шоу-бизнеса.

Взяв за основу, но сильно преобразив театральную пьесу Пьера Барийе и Жан-Пьера Греди, Озон, как и в «8 женщинах», всего лишь имитирует водевильную театральность. На самом деле это стопроцентное кино: бравурное, декоративное, насыщенное киноманскими аллюзиями. Когда-то Жак Деми, автор «Шербурских зонтиков», хотел снять мюзикл с Денёв и Депардье о любви рабочего и жены хозяина завода на фоне забастовки. Фильм «Комната в городе» был поставлен, но в нем сыграли другие артисты. Озон возрождает давнюю идею и помещает действие на фабрику зонтиков, давая Катрин Денёв возможность спеть, станцевать, а также пробежаться в спортивном костюме: все это она проделывает с очаровательной самоиронией, которой трудно было ожидать от гламурной дивы, упорно не желающей стариться. В новом фильме, по словам режиссера, она совсем расковалась и пустилась во все тяжкие вместе с Депардье, которому, наоборот, всегда было наплевать, как он выглядит. Парочка уморительно неуклюже танцует; как настоящие бойцы, они вспоминают минувшие дни, разыгрывают всплеск старого чувства и неожиданный мотив соперничества за народную любовь.

Франсуа Озон опирается на давний творческий альянс двух «Д» французского кино, которые вот уже тридцать лет изображают на экране роман буржуазки и простолюдина, заставляя даже скептиков поверить в его реальность. Режиссер не просто имитирует, а заново создает стиль интерьеров и одежды 70-х годов: в эту эпоху он переносит действие «Вазы». Озон — по-следний из режиссеров-стилистов, обладающих вкусом и аппетитом к такому интерьерному, постановочному, костюмному кино в элегантном европейском варианте.

При этом фильм, в отличие от развлекательно-синефильских «8 женщин», обладает актуальностью и остротой. Катрин Денёв, чья героиня освобождается от пут домашнего рабства и становится политическим лидером, изображает живой манифест феминизма, а Фабрис Лукини в роли ее мужа, играющий домашнего деспота в стиле Луи де Фюнеса, — пародию на Саркози и Берлускони. Впрочем, феминизм здесь обоюдоострый: ведь во Франции ярлык potiche пристал и к сопернице Саркози популистке Сеголен Руаяль.

Фильмы Озона стали фактами биографии целого поколения, а сам он — культовым режиссером конца 90-х — начала нулевых годов. До сих пор повышенным спросом пользуются его ранние игривые короткометражки с бисексуальными сюжетцами. Начав как маргинал-провокатор, Озон быстро вплыл в мейнстрим и на пороге нового века отметился звездным мюзиклом «8 женщин». Он подарил эффектные роли едва ли не каждой из самых популярных французских актрис. Но чем дальше он двигался в сторону «нормального» кино, тем больше вылезали наружу его травмы и внутренний надлом. Ставя детектив или костюмную мелодраму, он порой чрезмерно перегружал их своими рефлексиями и болевыми ощущениями.

В «Вазе» Озону, быть может, впервые удается достичь гармоничного баланса между стилем и жанром, темой и сюжетом. В картине много легкомысленного хулиганства, едва не доходящего до грани капустника, и вместе с тем нет ничего лишнего, все элементы идеально пригнаны один к другому, каждый из них работает. Взять хотя бы второстепенного в общей драматургической схеме отпрыска семейства Лорана Пюжоля в исполнении Жереми Ренье. Бессмысленный на вид парень оказывается игрушкой в руках интриганки-судьбы. Сначала его отношения с девушкой приводят в ужас папу, который знает, что девушка — его внебрачная дочь. Мама же сохраняет полное спокойствие, ибо знает, что у парня другой отец, высокопоставленный чиновник, с которым ее некогда связал еще один «краткотечный роман» в служебном кабинете. Но от инцеста не уйдешь раз он на роду написан: и вот Лоран (успевший сменить сексуальную ориентацию) появляется в обществе «голубого» юноши — к несчастью, сына того самого чиновника.

В общем бравурном строе фильма эту сюжетную линию легко пропустить и не заметить. Для Озона она важна как знак самоидентификации, воздушный поцелуй своему прошлому. Но общего впечатления от фильма это не меняет: перед нами возмужавший режиссер, способный подняться от интимного авторского кино к национальному жанру комедии, сохраняя присущий ее классическим образцам интеллектуальный блеск и очищая от присущего современным опытам привкуса вульгарности.

 



«Ваза»
Potiche
По пьесе Пьера Барийе, Жан-Пьера Греди
Автор сценария, режиссер Франсуа Озон
Оператор Йорик Ле Co
Художник Катя Вишкоп
Композитор Филип Ромби
В ролях: Катрин Денёв, Жерар Депардье, Фабрис Лукини,
Карен Виар, Жюдит Годреш, Жереми Ренье
Mandarin Films, FOZ, France 2 Cinema, Mars Films,
WildBunch, Scope Pictures
Франция
2010


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Kinoart Weekly. Выпуск 59

Блоги

Kinoart Weekly. Выпуск 59

natalia

Наталья Серебрякова о 10 событиях минувшей недели: больше о Бастере Китоне; новый фильм Алена Гироди; Романек снимет триллер об ограблении; Роб Зомби возьмется за мемуар о Граучо Марксе; Кеннет Брана переснимет «Убийство в Восточном экспрессе»; Хана Махмальбаф – о матери-одиночке; Дойл и Казинс снимают про Стокгольм; Элизабет Мосс в адаптации Чехова; «Гравитация», но с романом; трейлер «Королевы пустыни» Вернера Херцога.  


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Экзамен. «Моего брата зовут Роберт, и он идиот», режиссер Филип Грёнинг

№3/4

Экзамен. «Моего брата зовут Роберт, и он идиот», режиссер Филип Грёнинг

Антон Долин

В связи с показом 14 ноября в Москве картины Филипа Грёнинга «Моего брата зовут Роберт, и он идиот» публикуем статью Антона Долина из 3-4 номера журнала «Искусство кино».


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

Стал известен победитель конкурса на бесплатное обучение в сценарной лаборатории МШНК

27.09.2018

В августе Московская школа нового кино совместно с журналом «Искусство кино» объявили прием заявок на участие в творческом конкурсе, победитель которого будет получит грант – возможность бесплатно учиться в сценарной лаборатории МШНК (мастерская Олега Дормана).