Алексей Федорченко: Реальный волшебный мир
- №10, октябрь
- Ирина Семенова
Ирина Семенова. Я долго пыталась приобрести кассету или скачать в Интернете ваш фильм «Железная дорога», но мне это не удалось. В прокате я его тоже не встречала. Почему?
Алексей Федорченко. Российское кино не поступает в прокат. Нет денег на рекламу. В рекламу нужно вкладывать больше денег, чем в производство. Телевидение перестало покупать из-за кризиса. Особенно неформатное кино. Или цены упали в пять-десять раз. Если Гордон останется на Первом канале, тогда артхаусное кино еще можно будет увидеть.
И.Семенова. Вы имеете в виду его программу «Закрытый показ»?
А.Федорченко. Да, конечно. После телевидения можно будет продавать кассеты.
И.Семенова. Вы были во многих странах. Где вам больше всего понравилось?
А.Федорченко. Мне не понравилось во Флориде.
И.Семенова. Почему?
А.Федорченко. Во Флориде очень некрасивые люди.
И.Семенова. Но, может, они добрые?
А.Федорченко. Может быть… В Нью-Йорке много красивых людей. И легких…
И.Семенова. А еще где?
А.Федорченко. В Израиле, в Индонезии, в Польше, на Филиппинах… во многих странах. Мне не понравилось в Вене, в Париже…
И.Семенова. Почему?
А.Федорченко. Не знаю, я сам удивился.
И.Семенова. Часто, когда какой-нибудь артист или режиссер получает приз на престижном фестивале, он переезжает в Европу или в
Москву, а вы после успеха в Венеции так и остались жить в Екатеринбурге. Вы не хотели бы переехать в Москву или еще в какой-нибудь центр?
А.Федорченко. Скорее, нет. Я — домосед. Москва вообще не мой город, слишком большой.
И.Семенова. Как вы ухитрились стать кинорежиссером? Ваши родители — врачи, приличные интеллигентные люди. О кино мечтают экзальтированные девушки с рабочих окраин. А вы окончили математическую школу, технический институт. В чем дело?
А.Федорченко. Я пошел в кино из-за лени. После института я работал по распределению в НПО «Автоматик». Там нужно было каждый день вставать в шесть часов и ровно в восемь быть на работе. При входе в НПО висели часы, и ровно в восемь часов одну секунду всех опоздавших фиксировал специальный автомат. В 1989 году появились компьютеры. Я предложил начальству полную компьютеризацию моей деятельности. За это меня отпустили.
И.Семенова. Вас заменил компьютер?
А.Федорченко. Да нет. Вместо меня потом взяли четырех человек.
И.Семенова. На киностудии в те времена, наверное, зарплата была выше?
А.Федорченко. Да нет. В НПО была зарплата 280 рублей, а на киностудии — 130. Для меня тогда работа была, скорее, хобби. Зарабатывал я совсем по-другому. Я был предпринимателем, продавал шоколад, был монополистом по плавленым сыркам. Может быть, я остался бы в бизнесе, если бы это было не так опасно для жизни. В 1993 году на Свердловскую киностудию пришел новый директор, Георгий Негашев. Я захотел работать с ним. Мне показалось, это интересно. Я еще в студенческие времена в комитете комсомола занимался культмассовой работой под руководством Валентины Михайловны Евсеевой. Что она преподавала в УПИ, я уже не помню. Но из тех, кто тогда занимался под ее руководством культмассовой работой и самодеятельностью, многие ушли потом в культуру. Кто-то сейчас в театре работает. Я рано начал читать. И читал много, как моя дочка сейчас. Она читает по одной книжке в день.
И.Семенова. Сколько лет вашей дочке?
А.Федорченко. Семь. Так вот, в школе я прочитал восемнадцать томов Чехова. Очень любил Бунина, Ремарка, Куприна, Гоголя, конечно. Позже полюбил Платонова, японцев, особенно хокку. Сейчас я люблю читать воспоминания Катаева, Олеши, Зощенко, Софьи Федорченко.
И.Семенова. Федорченко?
А.Федорченко. Это моя однофамилица. Недавно я открыл писателя Эрланда Лу. Из современников мне нравится Алексей Иванов, его книга «Географ глобус пропил». Я дружу и сотрудничаю с Денисом Осокиным. Классику не перечитываю. Зря, наверное. В современной поэзии мне нравится минимализм, а в живописи — примитивизм.
И.Семенова. Вам нравится Руссо?
А.Федорченко. Ну… это великий художник. Он жил давно и очень далеко. Мне ближе современный русский художник Иван Уруев, есть такой. Еще мне нравится Осокин, он живет на Волге, в Юрьевце.
И.Семенова. А что вы любите в кино?
А.Федорченко. Я люблю фильмы на стыке документального и игрового кино. Мне очень понравился «Тюльпан» Сергея Дворцевого, «Свободное плавание» Бориса Хлебникова, «Время жатвы» Марины Разбежкиной, «Ты, живущий» Роя Андерсена, «Безмолвный свет» Карлоса Рейгадаса. Я с большим интересом слежу за творчеством представителей румынской «новой волны». Мне понравился фильм «Смерть господина Лазареску» Кристи Пую.
И.Семенова. Я так понимаю, что из названного русский зритель при всем желании ничего не сможет увидеть…
А.Федорченко. Фильмы Кристи Пую и Карлоса Рейгадаса наверняка можно приобрести на дисках. Из того, что я видел в кинотеатре в последнее время, мне больше всего понравился очень пошлый и очень смешной фильм американского режиссера Ларри Чарлза «Бруно». Когда мы покупали билеты, кассирша предупредила: «Не ходите». Видимо, мы показались ей приличными, солидными людьми. Фильм действительно шокирующий и очень вульгарный. Он построен на провокациях, но совсем другого рода, не так как фильмы других режиссеров, которые работают в этой технике. Прекрасная работа актера Саши Барона Коэна.
И.Семенова. А какой ваш фильм вам больше всего нравится?
А.Федорченко. Мой любимый фильм Алексея Федорченко — «Шошо». Это документальная сказка на марийском языке.
Реальный волшебный мир, особая стилистика — он снят по сказке Дениса Осокина «Новые ботинки». Колдуны, гадалки, боги, эстетизация реальности. Продюсер Алсен Хейл. «Шошо» в переводе с марийского значит «весна». В фильме есть три русских слова: метель, скумбрия, ботинки.
И.Семенова. Фильм на марийском?
А.Федорченко. Да, на марийском. Один день из жизни марийской деревни. Но все понятно. Фишка в том, что это фильм о языческих жрецах (картах). Карты играют сами себя. Это очень интересно, потому что фильм рассказывает об одном из последних анклавов язычества на территории нашей страны1.
И.Семенова. Вы считаете, что кино — визуальное, а не драматическое искусство и имеет культурологическое значение?
А.Федорченко. Нет. И драматическое тоже. И философское.
И.Семенова. И политическое, и публицистическое, и социальное… Вам нравится Михаил Ромм?
А.Федорченко. Я предпочитаю Эйзенштейна. Мне очень нравится Лени Рифеншталь.
И.Семенова. Как вы думаете, гений и злодейство две вещи несовместные? Пушкин был прав?
А.Федорченко. Кажется, нет. Многие гении — очень неприятные люди. И наоборот…
И.Семенова. Что вы намерены делать дальше?
А.Федорченко. Буду работать с Денисом Осокиным. А пока я завис с «Овсянками».
Екатеринбург, 2009
1 Алексей подарил мне кассету с этим фильмом. Сюжет очень прост. Главный герой едет из села в районный центр покупать ботинки. Фильм напомнил мне творчество «Митьков». Я не очень хорошо знаю религиозные обряды марийцев, но все, что я видела, мне показалось еще одной гениальной и остроумной мистификацией Алексея. Это доставило мне эстетическое удовольствие, хотя, конечно, я не поняла ни слова.