Angry Bird
- Блоги
- Нина Цыркун
О приключенческом вестерне Гора Вербински «Одинокий рейнджер», снятом по мотивам одноименного американского телесериала 1949 года, – Нина Цыркун.
Всадник на белом коне – дипломированный юрист и герой техасских прерий, воплощение одних только достоинств, амальгама Зорро и Робина Гуда, которого когда-то звали Джон Рейд, да только имя забылось, и все знают его как Одинокого рейнджера. Человек в маске, изъясняющийся на безукоризненном английском (американском), никогда не бравший в рот сигарету и не прикасавшийся к бутылке и по первому зову «со скоростью света» скачущий на своем белоснежном Силвере помогать тем, кому нужна его помощь. Словом, рыцарь без страха и упрека, простодушно раскрывающий этимологию образа ковбоя, восходящего к рыцарским романам, но уже давно переформатированного в утрированную фигуру национального героя.
В радиосериале об Одиноком рейнджере, впервые вышедшем в эфир в январе 1933 года, его появление на экране анонсировала увертюра Джоаккино Россини из оперы о метком стрелке «Вильгельм Телль», которая используется и в фильме Гора Вербински «Одинокий рейнджер». Здесь заглавного героя играет высоченный (1м 96см) Арми Хаммер; рыцарь в белой шляпе и черной полумаске, ловко сидящий на коне, и следующий за ним по увековеченной Джоном Фордом Долине монументов индеец Тонто (Джонни Депп) в боевой раскраске напоминают Дон Кихота и Санчо Пансу.
«Одинокий рейнджер»
Надо сразу сказать, что трикстер Тонто явно переигрывает героического партнера – неудивительно, ведь играть чистое совершенство безумно сложно, приходится обходиться без выигрышных примочек. Зато у Джонни Деппа все козыри на руках. Чучело ворона на голове сразу же призывает вспомнить, что перед нами переодетый Джек Воробей, освоивший непритязательный постмодернистский код ироничного поведения. Сценаристы Джастин Хейс, Тед Эллиот и Терри Руссио снабдили Тонто его фирменными репликами и подбавили новых, типа «Птица сердится», как и полагается модернизированному персонажу.
Как и в первых тридцати выпусках киносериала об Одиноком рейнджере, вышедших в 1938 году (оригинальных копий не сохранилось; эпизоды из клочков реставрировали в 2009 году), и в сериях конца 1940-х это было в основном кино без женщин. В фильме Вербински появилась любовная линия, но лишь едва намеченная и не имеющая перспективы продолжения: у Руфи Уилсон в роли Ребекки мало шансов появиться в сиквеле, который, судя по тому, что здесь дана лишь экспозиция истории, обязательно должен быть. Зато Хелена Бонэм-Картер, пышноволосая бандерша с расписной костяной ногой, опять же судя по тому, что возникает здесь чем-то вроде «бога из машины», такими шансами располагает. Феминисткам не в чем упрекнуть ни авторов сценария, ни режиссера. Упреки – еще до выхода картины на экраны – посыпались с другой стороны: неужто, мол, так мало в стране настоящих индейцев (или, как их принято политкорректно называть, коренных американцев), что роль Тонто надо было отдать Джону Деппу? А вот сами команчи (к племени которых принадлежит Тонто) что называется не глядя (то есть, до премьеры) официально и по всем правилам приняли Деппа в свою семью, почтя за честь. (Кстати, индейские корни у Деппа все-таки имеются). Так или иначе, трудно не догадаться, что назначая на роль «Пятницы» Одинокого рейнджера такую звезду, как Депп, создатели фильма в свою очередь имели в виду отдать честь индейцам, историческим хозяевам земли американской.
«Одинокий рейнджер»
Надо сказать, что сюжет фильма подан явно с оглядкой не только на американцев (им он в той или иной степени известен; не считая радио- и киносериалов, это уже пятый полнометражный фильм о приключениях Джона Рейда), сколько на мирового зрителя, который получил в картине своего представителя – мальчугана, пришедшего на передвижную выставку истории Дикого Запада. Там, рядом с муляжами бизона и гризли в отдельной витрине выставлен манекен «благородного дикаря в естественной среде обитания», оживающего, чтобы поведать юному зрителю в маске Одинокого рейнджера правдивую историю из эпохи индейских войн. И эта рассказанная «духом» Тонто история приобретает черты мистики, социального реализма (связанного со строительством железных дорог, соединивших страну в единое целое) и, конечно, экшена. Не знаю, задумывали ли авторы соперничать с последним бондовским фильмом, открывавшимся длинной сценой схватки на крыше мчащегося на всех парах поезда, но реально они в это соревнование вступили и выиграли его с большим отрывом. Причем в этом эпизоде поучаствовал не только самолично Арми Хаммер, но и самолично Руфь Уилсон, которая слетела с крыши локомотива прямо на спину мчащейся лошади. Так что не спрашивай, за что голливудским звездам платят такие гонорары; им платят за дело.
«Одинокий рейнджер»