Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Четвертое измерение - Искусство кино

Четвертое измерение

«Фильмы про коз» — новая категория, куда саркастически настроенные критики помещают образцовые «фестивальные» фильмы с долгими планами, неспешным сюжетом и весомой этногеографической составляющей: от «Тюльпана» Сергея Дворцевого до, если хватит смелости, монотонных герметичных драм Педро Кошты и Лисандро Алонсо. Что далеко ходить — член жюри «Кинотавра»-2010 Иван Охлобыстин, будучи глубоко потрясен темами и методами, которые выбирают авторы российской «новой режиссерской смены», за недостатком в конкурсной программе качественных жен-ских ролей всерьез предлагал отдать соответствующую награду талантливому парнокопытному — из «Явления природы» Александра Лунгина и Сергея Осипьяна или «Другого неба» Дмитрия Мамулии.

«Четырежды» Микеланджело Фраммартино — в буквальном смысле золотой эталон «кино про коз», и дело не только и не столько в том, что снят фильм в родной режиссеру южной провинции Калабрия, где пасущееся на горном пастбище стадо является одним из ключевых элементов пейзажа; последовательно фокусируя взгляд на четырех объектах — старом пастухе, новорожденном козленке, корабельной сосне и печи для заготовки угля, — Фраммартино дает режиссерский мастер-класс в четырех новеллах, доказывая, что главным героем истории может быть не просто кто, но и что угодно: человек, животное, растение, минерал.

Больной туберкулезом пастух ежеутренне выгоняет стадо, а затем идет в храм за порцией церковной пыли, которую в качестве лекарства, размешав в стакане воды, аккуратно принимает на ночь; единожды пропустив прием, он умирает. У одной из его коз тут же рождается козленок — заплутав и отбившись от стада, он ложится спать в лесу, засыпает, умирает. Через некоторое время на этом же месте высится сосна, срубив которую, селяне устраивают некий ритуальный праздник, в конце которого дерево отправляется на переработку в удобрения. В финале фильма, как и в начале, земля курится дымом от заготавливаемого древесного угля — недвусмысленная метафора: не зря Фраммартино настаивает, что на самом деле единственный главный герой фильма летуч и невидим — и это не что иное, как душа.

О лукаво использованных в фильме философских концепциях — от античного метемпсихоза до пантеизма и анимизма — можно говорить долго: действительно, число перерождений в учении Пифагора равнялось именно четырем, а ранние формы религии одушевляли все, что попадалось под руку. Но не в этом дело: снимая фильм, где скудная человеческая речь звучит не громче блеянья козы или шелеста веток, Фраммартино концептуально уравнивает в правах всё и вся: никак не скажешь, что первая, «человеческая», новелла много интересней или сюжетно насыщенней последней, «минеральной»: жизнь равно увлекательна во всех ее проявлениях — как, впрочем, и равно монотонна. «Кинематограф привык помещать в центр кадра человека, — рассуждал режиссер в одном из каннских интервью. — Не пора ли оставить его в покое? Я попытался сосредоточить внимание на том, что обычно служит фоном: флоре и фауне».

Конструируя на экране миниатюрную модель ежедневной работы Вселенной, Фраммартино действительно претендует не только на онтологические обобщения, но и на определенные новации в области киноязыка: как не делит он природу на живую и неживую, а млекопитающих — на обладающих и не обладающих абстрактным мышлением, так не видит и границ между игровым и документальным, сюжетным и вненарративным кино («Действие в моем фильме отталкивается не от заранее прописанного сюжета, но от более или менее случайного перемещения объектов в пространстве. Это стоило мне проблем с продюсерами: никто не хотел запускать проект без сценария»).

Не видит Фраммартино разницы и между профессиональными и непрофессиональными актерами: единственным артистом-профи на площадке, по признанию режиссера, была пастушья собака, ответственная, должно быть, за самую смешную в «Четырежды» сцену: облаивая религиозную процессию, пес не дает ей пройти через улицу, гоняя ряженых, словно отару овец, а потом еще и выдергивая из-под стоящего поблизости грузовика камень, который не давал ему катиться под гору. Машина трогается с места, рушит ограду, местные хоругвеносцы убегают в панике — здесь высок соблазн намекнуть на отношение режиссера-анимиста к традиционной религии. Эпизод снят одним планом, густота и концентрированность внутрикадрового монтажа — для современного кино беспримерная, характерная скорее для комедий, которые делались на заре кинематографа. Получается, Фраммартино ставит жирный знак «равно» еще и между немым и звуковым кино — недаром один из американских критиков назвал «Четырежды» «немым кино со звуком»: диалогов здесь почти нет, есть только ритм, в разных частях задаваемый упомянутыми уже мемеканьем, шелестом и кашлем — так же, как дыхание и биение сердца задают биологический ритм любой жизни. В единую кашу мешаются и жанры: здесь и трагедия (старик умирает), и фарс (стадо берет власть в доме умершего пастуха, прыгая по столам и стульям, опрокидывая посуду), и зарисовка с канала Discovery о ритуалах и обычаях жителей глухих калабрий-ских деревень.

В прошлом художник, Фраммартино долгие годы занимался видеоинсталляциями, а они всегда интерактивны: это искусство незавершенное, глядя на них, зритель-соучастник в некотором смысле доделывает их сам, его восприятие — важная составляюшая идеи. Тем же образом режиссер предлагает воспринимать и свой второй полнометражный фильм (первый — Il Doho — тоже повествовал о жизни в Калабрии, правда, в менее концептуальной форме): «Мое кино слеплено из простых, по сути примитивных кадров — и, чтобы собрать их в единую картину, требуется некое интеллектуальное усилие. В каком-то смысле, чтобы увидеть фильм целиком, вам надо мысленно побыть немного и оператором, и монтажером. И завершить фильм самостоятельно, взяв на себя ответственность за финал. Поэтому я бы назвал «Четырежды» даже и политическим фильмом, поскольку он оставляет зрителям выбор. В отличие, скажем, от итальянского телевидения, по природе своей агитационного и категоричного».

Неудивительно, что главный приз фестиваля «2morrow» получил именно этот фильм — реальное кино будущего, безупречно универсальное полотно, где каждый найдет нужный ему штрих, а если не найдет — то дорисует.

 


 

«Четырежды»

Le quattro volte

Автор сценария, режиссер Микеланджело Фраммартино

Оператор Андреа Локателли

Художник Мэтью Бруссар

В ролях: Джузеппе Фуда, Бруно Тимпано, Надзарено Тимпано

Vivo film, Essential Filmproduktion, Invisibile Film, Ventura film

Италия — Германия — Швейцария

2010

 


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Как ни странно, как часы

Блоги

Как ни странно, как часы

Алексей Медведев

По мнению Алексея Медведева, Каннский кинофестиваль в очередной раз проявил себя хорошо отлаженной машиной, в которой сбоев почти не бывает. 


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Двойная жизнь. «Бесконечный футбол», режиссер Корнелиу Порумбою

№3/4

Двойная жизнь. «Бесконечный футбол», режиссер Корнелиу Порумбою

Зара Абдуллаева

Корнелиу Порумбою, как и Кристи Пуйю, продолжает исследовать травматическое сознание своих современников, двадцать семь лет назад переживших румынскую революцию. Второй раз после «Второй игры», показанной тоже на Берлинале в программе «Форум», он выбирает фабулой своего антизрелищного документального кино футбол. Теперь это «Бесконечный футбол».


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

Национальное общество кинокритиков США выбирает «Любовь»

06.01.2013

Триумфальное шествие картины Михаэля Ханеке по планете продолжается. Драма «Любовь» стала лучшей картиной 2012 года по итогам голосования Национального общества кинокритиков США. «Любви» присуждены также и две других награды: за режиссуру (Михаэлю Ханеке) и за исполнение главной женской роли (Эмманюэль Риву).