Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Роттердам-2011: воспоминание и рассказ - Искусство кино

Роттердам-2011: воспоминание и рассказ

Роттердамские премьеры  — это в основном дебюты и вторые фильмы. Они же  — самые востребованные и одновременно проблемные участники любого фестиваля.

Где-то
«Вечность», режиссер Сиварой Конгсакул

Забыть об этом, знакомясь с ними, — значит обречь себя на тяжкое испытание, которое не выдерживают даже самые толерантные и добродушные синефилы. В этом году роттердамские отборщики взяли в конкурс четырнадцать фильмов из тысячи — работа непосильная. Но даже среди этих четырнадцати открытий не было. Как и в конкурсе прошлого или позапрошлого года. Как часто бывает не только в Роттердаме, но и на других фестивалях, пытающихся открывать новые имена с нуля (случаи, когда под «открытием» проходит дебют в «большом кино» маститого документалиста или современного художника, не в счет).

 

Как ни странно, ситуацию спасает отсутствие жестких требований к товарному виду дебютов, то есть к их рыночному потенциалу: здешний конкурс не есть фабрика по выпуску ударников артхауса — это, скорее, лаборатория, где главное — наличие художественной интуиции — способности быть художником, не всегда совпадающей с умением им быть. В этом смысле картина нынешнего года выглядит обнадеживающей. Пожалуй, лишь четыре-пять фильмов впечатлили полным отсутствием художественного слуха при наличии компонентов превратно понятого «арта» или «современного кино». К таковым, в частности, все еще относится «экзотическая фактура» — особенно непрошибаемая в индийском трэше «Изображение наступает», наивно соединившем индийскую мифологию с виртуальной реальностью.

По разряду экзотического примитива (но не «примитивного искусства») проходила и шриланкийская лента «Летающая рыба» (режиссер Саньяджива Пушпакумара) — удивительный образец фильма с абсолютно простаивающей историей, в котором функция рассказа даже не отключена, а просто отсутствует. Или — учитывая визуальные амбиции этого произведения — отключенным и не работающим оказывается само изображение: длинные статичные бессловесные планы остаются длинными статичными бессловесными планами, не неся ни сюжетной, ни художественной нагрузки. Хотя, если прочитать либретто в каталоге, можно узнать, что там много всего происходит: гражданская война в Шри-Ланке, армейский рэкет, запретная любовь, отцовская ревность к родной дочери, его самоубийство и прочее и прочее.

Отличным контрапунктом к этой неработающей статике оказался тайский фильм «Вечность» (один из трех равнозначных призеров, режиссер Сиварой Конгсакул). Он тоже состоит из неподвижных бессловесных планов, но тут обратная ситуация: истории нет (она призрачна, эфемерна), зато есть рассказ. На этом же принципе — самом ходовом в актуальном кино — строятся и работы Апхичатпхонга Вирасетакуна, не без влияния которого сделана и «Вечность». Благодаря взаимозаменяемости, почти неразличимости немых кадров-длиннот тут рифмуется прошлое, настоящее и будущее героев, а их воспоминания, нынешняя жизнь и жизнь после смерти склеиваются, буквально не оставляя следов от монтажных склеек, в безопасную непрерывность или — что то же самое — в образ спасительного постоянства. Как и в фильмах дядюшки Джо, рассказ здесь не линеен, подразумевает не одну, а множество комбинаций, версий, сборок. Совершенно не важно, какие фрагменты фильма принимать за будущее или прошлое персонажей, какие — за флэшбэки или «реальность в данный момент»: все они одновременно являются всем и тихо отражаются-исчезают на пленке, словно она речная гладь, по которой — аналог Стикса — герой, то ли живой, то ли ставший призраком, бесшумно плывет на лодке.

Где-то
«Воспоминания о Мусане», режиссер Пак Юн Бам

Подверстав сюда фильмы Джо, можно сказать, что актуальное тайское кино — при всей его бесшовности — это сверхмонтажное искусство или искусство открытого монтажа. Монтируются не просто планы-эпизоды — монтажной гибкостью обладает сама структура: каждый кадр идеально рифмуется с любым другим — интеллектуально, эмоционально, поэтически, и не важно, какой хронометраж их разделяет. Благодаря этой комбинаторике и возникает эффект инсталляции или третьего измерения, а фильм превращается в созерцательный и созерцающий объект, который всякий раз будет восприниматься и работать по-новому — все зависит хотя бы от того, какой кадр (или, вернее, картину) вы выберете в качестве отправного (а им может быть любой — хоть финальный, хоть серединный). На первый взгляд «Вечность» отвечает всем канонам современного фестивального арта, но при этом обладает чувственно-осязаемой природой и свободным дыханием, которые невозможно сымитировать и превратить в клише — вернее, можно, но подмена всегда будет очевидна.

Засилье таких подмен в фестивальном мире уже давно требовало какого-то ответного художественного действия. На такой жест вроде бы претендует испанский фильм «Край света» (еще один призер, режиссер Серхио Кабаллеро) — нерадикальный, слишком дружеский пастиш или шарж на фестивальное кино со всеми его штампами и энтропией — от пресловутых медитативных планов до абстрактного символизма, от герметичности до эстетской бедности (она же «минимализм»), от бессюжетицы до поэтической атмосферы. Герои — парочка закутанных в простыни призраков, двигающихся по красивой пустынной местности навстречу новой жизни и попутно произносящих на русском идиотские патетичные фразы. Но самоиронии в фильме недостаточно, чтобы изобличить квазиарт его же методами и не наступить на те же самые грабли. Да и вообще издеваться над ним излишне, потому что еще чуть-чуть и объект пародии сам станет автопародийным  — взять ту же «Песнь птиц», последний фильм наиболее эстетически близкого к «Краю света» каталонца Альберта Серра, в котором трое волхвов медленно и молчаливо прозябают на дальних планах пустынной местности, претенциозно убивая свое и наше время.

Где-то
«Летающая рыба», режиссер Саньяджива Пушпакумара

Другая линия Роттердамского конкурса, возобновляемая из года в год, — это дебюты о дебютантах, то есть фильмы о подростках и их традиционных проблемах, вполне попадающие в мейнстримный сектор Coming of age stories. Открылся фестиваль греческой «Пропащей молодостью» (режиссеры Аргирис Пападимитропулос и Ян Фогель). Это еще один (после «Клыка» и «Аттенберга») фильм о «другой Греции», достигшей дна финансового и экзистенциального кризиса. Кризисы, впрочем, — дело рук совершенно неавторитетных, зато очень авторитарных взрослых, а не отчужденных от них детей, которым для счастья и душевного здоровья нужно совсем немного — скейт, секс, тусовки и чтобы от них отстали их фрустрированные родители. Фильм основан на реальном инциденте из истории современных Афин и повествует об одном дне молодого скейтера, который оказывается его последним днем: среди ночи обаятельного и довольного жизнью парня застреливает полицейский-задрот — просто так, вернее, ради снятия стресса. Но если линия подростка удалась благодаря очень органичному исполнителю и автономным сценам в стиле «скейтерского видео», то сюжет с копом — импотентом и лузером — чересчур предсказуем и однообразен. Тем не менее дыхание города, плавящегося от жары и готового взорваться, в фильме есть, несмотря на всю искусственность и схематичность конструкции в виде двух прямых, развивающихся параллельно и предсказуемо сталкивающихся в финале.

Два других конкурсных фильма об убитой молодости оказались куда более «подростковыми», в смысле — ученическими. Иранский «Сезон дождей» (режиссер Маджид Барзегар) примечателен лишь тем, что снят ручной камерой (хотя для иранского кино это не новость) и показывает, что современные иранские подростки ничем не отличаются от своих европейских и американских сверстников, и никакой режим, никакая религия им не указ. А корейская «Холодная ночь» (режиссер Юн Сун Хин) — драма о школьной травле, чей инициатор в какой-то момент становится жертвой своих жертв и в искупительном порыве кончает с собой, — утопила неплохой сюжет в чересчур болтливом и вязком сценарии. Зато другой корейский фильм — «Воспоминания о Мусане» (третий призер, режиссер Пак Юн Бам) — компенсировал все недовольства по поводу конкурса и оказался лучшим на фестивале (если говорить о премьерах). Пожалуй, это единственное открытие в программе этого года.

В основе картины — реальная история, произошедшая с другом режиссера. Выходец из Северной Кореи, он приехал в Южную гастарбайтером, не имеющим никаких прав и обреченным на тотальную дискриминацию не столько из-за статуса нелегала, сколько из-за своего «северного» происхождения (конфликт двух Корей рассмотрен в картине на клеточном уровне — как форма биологического фашизма). Чужой среди чужих, он скитался по «капиталистическому раю» (действие происходит в Сеуле), перебивался мелкими заработками, потом у него обнаружили рак и ни одна из больниц ему не помогла, потом он умер (кажется, чуть ли не на улице). Режиссер стал свидетелем его судьбы, реконструировал чужой и одновременно свой опыт (так как свидетелю достается тоже) и сам сыграл главную роль, назвав героя именем прототипа, потому что никакой актер не смог бы сыграть то, что ему — как очевидцу — пришлось видеть вблизи каждый день. Пак Юн Бам — бывший ассистент Ли Чан Дона, и «Воспоминания о Мусане», как и «Поэзия», — тончайшая режиссерская конструкция, держащаяся на чистой нюансировке без расстановки каких-либо акцентов и подсказок. Как и в фильмах Ли Чан Дона, бездна деталей и смысловых, экзистенциальных подробностей облечена здесь в незаинтересованную, охлажденную форму — не трагедия в виде зрелища, а именно ее реконструкция в качестве документа или свидетельского показания. Или — нестираемое воспоминание о трагедии, которое куда тяжелее, чем само событие в момент, когда оно происходило. Потому что тогда еще было место катарсису, а сейчас — в ретроспекции — его уже нет. И чем больше временная дистанция между событием и воспоминанием, тем безысходнее.

Где-то
«Край света», режиссер Серхио Кабаллеро

Из фактов и мелочей, лежащих в основе этой безыскусной и несентиментальной картины, можно было бы создать современный «достоевский» роман о человеке как абсолютной жертве, которой за ее страдания уже ничего не полагается.

Задворки Сеула, где герой пытается обжиться, потому что центр города для него — еще большая окраина. Но индустриальные пустыри уже заняты другими нелегалами, не терпящими новичков. Его товарищ по несчастью — тоже северный кореец —  перебивается тем, что на каких-то семинарах рассказывает недружелюбным южнокорейцам об ужасах коммунизма на примере города Мусан, из которого он бежал, и сквозь зубы превозносит их капитализм, от ужасов которого ему бежать уже некуда. Заработанное он пытается переправить родственникам в Северную Корею, а сделать это можно только нелегально через третьих лиц в Китае, берущих, естественно, процент… Главный же герой, найдя последнее пристанище в католической церкви — на собрании таких же отщепенцев,  признается, как от голода толкнул в Мусане человека, не хотевшего делиться с ним хлебом, и на следующий день понял, что случайно убил его, потому что человек так и остался лежать на земле, и лежал так еще несколько дней… Его товарищ в корыстных целях покупает ему пуховик Nike — недоступную одежду «капиталиста». В ней можно более или менее почувствовать себя человеком и устроиться официантом в караоке-бар. Но куртку распарывают ножом конкуренты героя по расклеиванию афиш (все территории для расклейки давно поделены). Смиренный и не способный на ответное насилие, он продолжает стоять на месте, из него летит пух. Потом он заклеивает эти порезы скотчем, чтобы пойти на работу… Но в финале все-таки ломает свое непротивление злу — предает того, кто предал его, и, купив на чужие деньги свой первый костюм, начинает уже поперек себя встраиваться в систему, которая его отторгает и в которой он никогда не будет своим. Двойное отчуждение — уже не только от безальтернативной реальности, но и от человеческого в себе, которое осознанно приносится в жертву элементарному выживанию.

Где-то
«Пропащая молодость», режиссеры Аргирис Пападимитропулос и Ян Фогель

По степени безыллюзорности и честности это кино может сравниться с лучшими фильмами о человеческой природе, обусловленной, конечно же, социальными обстоятельствами, но еще более страшной, чем любой капитализм или социализм. И, уж конечно, такое болезненное и неразрешимое (а не просто диагностическое) искусство без признаков «искусства» (какого-либо эстетизма, в том числе и самолюбования собственной «бедностью») есть сегодня единственно возможный и действенный ответ псевдолевому, вполне реакционному в своей комфортности арту, занимающему девяносто девять процентов фестивального пространства.

 


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Warning: imagejpeg(): gd-jpeg: JPEG library reports unrecoverable error: in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/gk_classes/gk.thumbs.php on line 390
По тонкому льду. «Перформер», режиссеры Матей Собешчаньский, Лукаш Рондуда

Блоги

По тонкому льду. «Перформер», режиссеры Матей Собешчаньский, Лукаш Рондуда

Зара Абдуллаева

Еще один любопытный фильм, показанный на фестивале «Завтра/Tomorrow», но не попадавший ранее в поле зрения обозревателей ИК (в отличие от большинства других хитов этого форума), представляет собой «результат тесного сотрудничества» кинематографа и современного искусства. Замысел его авторов, режиссеров и сценаристов Матея Собешчаньского и Лукаша Рондуды попыталась разгадать Зара Абдуллаева.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Проект «Трамп». Портрет художника в старости

№3/4

Проект «Трамп». Портрет художника в старости

Борис Локшин

"Художник — чувствилище своей страны, своего класса, ухо, око и сердце его: он — голос своей эпохи". Максим Горький


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

Студия Disney приобрела LucasFilm Ltd

31.10.2012

30 октября 2012 года студия Disney объявила о приобретении компании LucasFilm Ltd, единственный, теперь уже бывший владелец которой – Джордж Лукас, создавший на ее базе шесть эпизодов фантастической франшизы «Звездные войны».