Роман Гутек: «Нужно двигаться вглубь». О Вроцлаве-2010
- №3, март
- Дина Назарова
Беседу ведет и комментирует Дина Назарова
На одиннадцать дней в году Вроцлав охватывает фестивальная лихорадка. Появляющиеся на это время указатели ведут только на «Эру» (Международный кинофестиваль «Эра. Новые горизонты» — Era. Nowe Horyzonty), городские кинотеатры, опера, театр кукол, клубы и выставочные павильоны становятся на этот период площадками фестиваля, между которыми беспрерывно движется фестивальная публика. И каждый житель 650-тысячного Вроцлава в это время знает, что наступила пора главного артхаусного события Польши. Одновременно в конце июля во Вроцлав прибывает огромное количество киноманов и представителей прессы со всей страны.
Отборщики «Эры» привозят в самое красивое место Польши лучшие фильмы мировых кинофестивалей, а также открывают новые имена и демонстрируют разнообразные визуальные эксперименты — от видеоарта и хэппенинга до заново отреставрированной классики. Здесь показывают картины победителей Канна, Берлина, Венеции, Роттердама, «Санденса», проводят конкурсы фильмов об искусстве, новейших польских картин и ретроспективы классиков.
Об опыте создания главного фестиваля артхаусного кино, системе проката авторских картин в Польше и киноиндустрии в целом рассказывает президент фестиваля Роман Гутек.
Дина Назарова. Международный кинофестиваль «Эра. Новые горизонты» в этом году проходит уже в десятый раз. За это время он сменил три «места жительства» и стал самым значимым ежегодным культурным событием в Польше, в стране уже выросло новое поколение «эроманов». Расскажите, пожалуйста, об истории фестиваля, его эволюции.
Роман Гутек. Главное направление моей деятельности в течение последних лет — дистрибьюция. Моя компания Gutek Film выпускает в прокат авторские фильмы. Компания была основана в 1994 году, и за шестнадцать лет работы мы показали более трехсот самых разных европейских, азиатских, американских независимых лент. Много лет мы с моим коллегой Якубом Душиньским ездили на кинофестивали, кинорынки и видели множество картин, которые в большинстве случаев так и не добирались до Польши, что было очень обидно. Даже сегодня я не в состоянии выпускать все интересные фильмы на широкий экран: в прокат выходит около двадцати лент в год. И тогда возникла идея показывать эти картины на кинофестивале, который впоследствии вырос до размеров настоящего события, привлекающего ценителей сложного, амбициозного авторского кино. Мы показываем картины режиссеров, которые хотят разговаривать со зрителем, воспринимают его как серьезного собеседника.
Благодаря фестивалю в Польше появились фильмы режиссеров, о которых раньше здесь и не слышали: Цай Минляна, Гая Мэддина, Нури Бильге Джейлана, Апхичатпхонга Вирасетакуна, Гаспара Ноэ, Филипа Грандрье, Артура Аристакисяна. Мы впервые провели ретроспективу Александра Сокурова и представили его «Элегию».
Мы искренне любим кино. И для нас было принципиально важно поделиться тем, что мы ценим больше всего. Я верю, что зрители тоже нас любят. Первую «Эру» мы провели в Саноке, маленьком польском городке, куда трудно добраться даже общественным транспортом, и тем не менее на фестиваль приехали двадцать пять тысяч зрителей. В тот год мы не могли бы принять больше публики — люди просто не помещались в кинозалах, не было отелей, мест, где можно остановиться. Наши зрители приехали за нами. С самого начала на фестивале проводились ретроспективы польского кино, позднее появились режиссерские ретроспективы1, потому что для нас важно показывать и историю кино. Без нее невозможно понимать кино современное. Как кто-то, не знающий Годара, может рассуждать о знании кинематографа?
Затем на протяжении четырех лет «Эра» проходила в Чешине, в атмосфере камерного культурного события. Начиная с пятого фестиваля, мы проводим «Эру» во Вроцлаве. Нашим главным спонсором был и остается ведущий оператор сотовой связи «Эра», что позволяет нам организовывать по-настоящему независимый фестиваль, не рассчитывая на государственные или иные источники финансирования2. В основном фестиваль организует Ассоциация «Новые горизонты». Поначалу этим занималась Gutek Film, но затем фестиваль настолько разросся, что компания не смогла справляться с ним в одиночку, и было открыто новое подразделение. В прошлом году мы впервые выпустили DVD-издание, в которое вошли шесть фильмов, показанных на фестивале, среди них есть и «Кислород» Ивана Вырыпаева.
Важным проектом для нас является и выпуск книг. В этом году было издано восемь книг, среди которых — три о Годаре, в том числе и теоретические работы самого режиссера с комментариями Беньямина. Издание осущест-вляется совместно с краковским издательством Ha!Art.
Несколько лет мы сотрудничали с Kino, ведущим ежемесячным киноведческим журналом Польши, и выпускали специальный номер, посвященный фестивальному конкурсу «Новые горизонты». Kino помогает нам до сих пор, является нашим партнером.
Ассоциация «Новые горизонты» также организует собственную образовательную программу. В рамках фестиваля проводятся практические занятия с преподавателями польского языка, мы демонстрируем им, как можно использовать кино в процессе обучения. Эту программу мы организуем вместо Министерства образования в девятнадцати польских городах.
Принципиально важным для нас является то, что фестиваль имеет свой неповторимый и узнаваемый стиль, характер. Мы специально организуем его во время отпусков и каникул, чтобы люди имели возможность приехать сюда, почти на край света, чтобы на одиннадцать дней погрузиться в другой мир, в мир кино, чтобы жить в нем, на время забыв о работе и учебе. В Чешине во время фестиваля на каждом шагу можно было встретить людей, которые разговаривали о кино. Это было фантастически здорово.
Помимо прочего в рамках фестиваля проводятся концерты, инсталляции, выставки, так или иначе связанные с фильмами, которые мы демонстрируем, как бы дополняют их. В этом году, например, братья Куай организовали во Вроцлаве инсталляцию. В прошлом Гай Мэддин представил свой музыкальный проект с участием перкуссионистов. Современное кино часто переплетается с другими видами искусства, и такие проекты, представляющие симбиоз искусств, — неотъемлемая часть фестиваля. Влияние различных визуальных практик на кинематограф ощущается все сильнее. В прошлом году, например, главный приз конкурса «Новые горизонты» получил фильм «Голод» современного художника Стива Маккуина. Сегодня многие художники и деятели искусства снимают фильмы, и, размышляя над этим феноменом, мы придумали программу «Третий глаз». Я вообще воспринимаю кино как часть процесса, идущего в современном искусстве.
Дина Назарова. «Эра» с самого начала была международным фестивалем, или этот статус пришел со временем? И чем теперь он подтверждает это звание: цифрами, фактами, критериями оценки?
Роман Гутек. Конечно, международным он стал не сразу. Прежде всего мы делаем фестиваль для зрителей. И я не ставил перед собой слишком амбициозных задач. Мы не претендовали на международный статус, просто хотели делать фестиваль с особым, хорошо узнаваемым характером. Но «Эра» росла и развивалась, и через какое-то время мы заметили, что она не хуже, чем, на-пример, Лондонский МКФ, фестиваль в Карловых Варах или в Гётеборге.
Со временем стало приезжать все больше гостей из-за границы, представителей международной прессы. И мы дали ему статус международного. Сегодня «Эра» аккредитована FIAPF, Международной федерацией ассоциаций кинопродюсеров, и для нас это важно, потому что конкуренция между фестивалями в Польше довольно большая. Существует Варшавский кинофестиваль, который можно назвать моим детищем, я создал его двадцать шесть лет назад. В 1985 году мы просто организовали киноклуб, который впоследствии превратился в крупный фестиваль Польши.
Дина Назарова. У «Эры» замечательная программа: здесь почти нет «случайных» фильмов, программы составлены на очень высоком уровне, видно, что проводится серьезный отбор. Ваш фестиваль неизменно ассоциируется с высоким качеством. Кто занимается селекцией картин? Как формируется программа?
Роман Гутек. Фильмы выбираем мы сами. Со мной работают мои коллеги: Иоанна Лапицкая, уже девятый год, и Януш Топольский, сейчас он занимается турецким кино3. В основном он специализируется на кинематографе Азии и Ближнего Востока, проводит там много времени. Также Эва Шабловская, историк искусства, она курирует программы «Фильмы об искусстве» и «Третий глаз». Но большинство решений, касающихся выбора тех или иных фильмов для фестиваля, мы принимаем совместно. Для отбора картин на специальные программы приглашаются кинокритики. В прошлом году у нас проходила ретроспектива канадского кино, нам помогал критик из Канады. Два года назад была ретроспектива фильмов из Новой Зеландии, и куратором был критик из Лондона, который написал книгу о кинематографе этой страны. А в 2011 году мы представим программу японских фильмов 60—70-х — Pinku eiga. Помимо зарубежных специалистов мы часто приглашаем к сотрудничеству и польских критиков.
Наш фестиваль особенный еще и потому, что привлекает очень молодых зрителей, у нас самая молодая публика по сравнению с другими кинофестивалями Польши. Наш зритель интересуется инновациями, событиями, происходящими в мире, кинематографом и современным искусством, — это киноман, причем не важно из большого он города или из маленького местечка. К нам приезжают студенты-киноведы, отслеживают тенденции кинематографа. Ядро нашей публики — люди от восемнадцати до тридцати лет, большинство — женщины, мы специально проводим исследования аудитории. Обращая внимание на их результаты, формируем программу.
Фестиваль «Эра» — это и огромный выбор картин, их хватит на несколько разных фестивалей. Те, кто предпочитает авангардные картины, выбирают основной конкурс «Новые горизонты», те, кто стремится посмотреть все фестивальные новинки этого года, — «Панораму», некоторые смотрят только ретроспективы, в этом году кто-то приехал исключительно на Годара.
В 2009-м количество зрителей на фестивале — сто двадцать две тысячи человек. В этом году еще больше. Но я не хотел бы, чтобы «Эра» становилась еще шире, мне кажется, теперь нужно двигаться вглубь.
Дина Назарова. При выпуске фильмов в прокат и на DVD, к сожалению, почти всегда возникает проблема пиратства. Как вы боретесь с ней? Существует ли в Польше какая-то законодательная база по борьбе с пиратами?
Роман Гутек. В Польше нет подобного законодательства. Хотя проблема, конечно, налицо. Впрочем, у этой медали две стороны. Иногда Интернет дает доступ к чему-то, чего иным путем просто нельзя найти. Конечно, он должен быть легальным, но этого не всегда удается добиться. Хотя пиратство в большей степени проблема продюсеров, которым необходимо узаконивать возможность распространения фильма в Сети. Однако разрешение этой проблемы должно произойти на международном уровне, Россия или Польша не могут в одиночку с ней бороться.
Дина Назарова. Как обстоит сегодня в Польше ситуация с независимым кино?
Роман Гутек. Не уверен, что в Польше сейчас есть действительно независимое кино. Вот уже пять лет в сфере кино действует новое эффективное законодательство. Теперь у нас в шесть раз больше финансовых средств, чем раньше. И эти деньги приходят напрямую с рынка. Кинотеатры платят полтора процента с доходов, мы, дистрибьюторы, — с продажи DVD, коммерческие телеканалы — с рекламы. В настоящий момент государство уже не выдает деньги на производство. Благодаря такой системе налогообложения мы имеем сто двадцать миллионов злотых на поддержку и развитие кинематографии4. И это постоянный, стабильный бюджет, который позволяет поддерживать кинопроизводство.
Кроме того, раньше наш парламент, Польский сейм, самостоятельно принимал решение о размере квоты. Пять лет назад бюджет на ту же самую индустрию составлял всего пятнадцать-двадцать миллионов злотых. Теперь же у нас появился Польский институт киноискусства (PISF). И существуют очень четкие, прозрачные механизмы получения денег на создание фильмов. С другой стороны, есть законы рынка. Возможно, найти деньги на интересный проект не так уж трудно, но таких проектов сегодня в Польше мало. Есть ощущение, что режиссеры не очень ясно представляют, чем можно заинтересовать зрителя. Некоторые из них берут за основу американский опыт, пытаются снимать типовые коммерческие проекты. Но ведь очевидно, что в этой сфере нам никогда не превзойти американцев. Кажется, что современные польские режиссеры потеряли чувство темы. При коммунизме все было ясно: с кем бороться и против чего, выходили фильмы, анализирующие современность, было, например, «кино морального беспокойства», и публика хотела эти фильмы смотреть. А потом, когда пришел капитализм, развился свободный рынок, режиссеры перестали понимать, чем можно привлечь своего зрителя.
Появилось новое поколение режиссеров, и прошлогодний фестиваль в Гдыне5 был действительно важным событием. Там были показаны несколько знаковых для нас картин. «Реверс» Бориса Ланкоша, который участвовал в конкурсе в Москве; «Злой дом» Войцеха Смажовского. С молодыми режиссерами другая проблема: они стремятся снимать полнометражные картины с большим бюджетом. Однако производственная система PISF организована таким образом, что на фильм можно достать довольно большие деньги, но их может и не хватить. Нужно искать спонсорские ресурсы, в том числе на телевидении.
Продюсерам и режиссерам, желающим снимать авторские фильмы, труднее найти под них деньги. У института киноискусства, конечно, существуют специальные программы. И хотя там предпочитают коммерческое кино, всегда выделяются средства и на дебюты, и на независимые проекты. Кроме института существуют и другие организации, выдающие средства на авторские проекты, например Институт имени Анджея Мунка, который получает деньги от Ассоциации польских кинематографистов (SPF), института киноискусства и Министерства культуры. Существуют открытые конкурсы. Однако проблема дефицита интересных сценариев от этого не исчезает. Словом, деньги у нас есть, но необходимо время, чтобы новая система начала приносить свои плоды.
Дина Назарова. Расскажите, как в Польше работают со сценариями.
Роман Гутек. У нас есть институт экспертной оценки сценариев, но нынешняя система требует изменений, она несовершенна. Всего в этой сфере работают шестьдесят экспертов, каждый раз над отдельным проектом трудятся пять-шесть человек. Но часто все равно непонятно, по каким критериям происходит оценка. Недавно проходили серьезные дебаты на эту тему, и, думаю, в ближайшее время все должно измениться. Я член совета PISF, и вместе с моими коллегами мы проанализируем плюсы и минусы, выявленные за пять лет существования новой системы, и постараемся сделать то, что не успели за это время.
Когда-то в Польше существовали кинообъединения, в каждом был свой мастер, ведущий педагог. Теперь молодые режиссеры остались без опеки, наедине с собой. Часто начинающий режиссер полагает, что написал свой лучший сценарий, а помочь ему по-настоящему разобраться в тексте некому.
Дина Назарова. Как устроена экономика артхаусных кинотеатров? Как осуществляется помощь организациям, занимающимся распространением и прокатом артхауса?
Роман Гутек. У государственной фильмотеки есть подорганизация — «Сеть студийных кинотеатров», которая занимается вопросами поддержки и организации работы артхаусных кинотеатров. Подобных студийных кинотеатров сегодня в Польше около пятидесяти. Кроме того, им помогают государство и институт киноискусства, выделяют деньги на реставрацию или переоборудование кинотеатров. А «сеть студийных кинотеатров», в свою очередь, дает средства на проведение показов, фестивалей польского и зарубежного кино. Режиссеры и продюсеры артхауса могут получить средства для проведения рекламной кампании фильма. Как и в других странах — членах Евросоюза, в Польше действует сеть кинотеатров компании Europa Cinemas, которая также выделяет бюджет на развитие образования в сфере кино, на расширение репертуара и рекламные кампании.
Дина Назарова. Как в стране формируется так называемая «качественная аудитория»? Играют ли здесь роль фестивали, киноклубы, телевидение?
Роман Гутек. В Польше существуют разные фестивали артхаусного кино и их очень много: один заканчивается, другой начинается. И польский зритель привык в период отпуска или каникул ездить по фестивалям. А вот киноклубов, к сожалению, мало. Не то что в годы ПНР, когда в стране действовало около пятисот клубов. Мой роман с кино начался как раз в киноклубе при Варшав-ском университете, где я тогда учился. В 1977 году мы стали показывать кино в рамках собраний клуба. Именно так в 1985 году возник Варшавский кинофестиваль. Это был очень важный, при этом совершенно независимый фестиваль, ведь всюду царила монополия государства, цензура, спонсоров не было. И в таких условиях мы создали фестиваль, который быстро развился в крупнейший кинофестиваль Польши.
Дина Назарова. Как вы оцениваете телевизионную политику в сфере кинематографа? Как вообще строятся отношения телевидения и авторского кино?
Роман Гутек. Телевидение не делает ничего. Если говорить о формировании аудитории, в этом могут помочь только некоторые специализированные каналы. Один телеканал, например, проводит программу о кино, на Canal+ тоже существует своя программа. Однако нам не удается продавать интересные авторские картины на общественное телевидение, которому они не выгодны. На ТВ показывают в основном коммерческие фильмы. Иногда телевидение выделяет средства на производство документального кино, но игровому поддержки не достается. Наше телевидение сегодня пребывает в острейшем кризисе, иногда ему просто не хватает финансов. Главная проблема в том, что телевидение контролируют политики. Телевидение в Польше служит политикам, а не кинематографу.
1 Ежегодно на фестивале представляют полную ретроспективу какого-либо режиссера, в этом году ретроспектива «Годар и о Годаре» объединила около ста фильмов, включая фильмы самого Годара и работы других авторов, игровые, документальные и короткометражные. — Здесь и далее прим. Дины Назаровой.
2 В одном из интервью Гутек признался, что Польский институт киноискусства, ведущая организация по кино в стране, оплачивает только четыре процента бюджета фестиваля.
3 В этом году на «Эре» проходила ретроспектива турецкого кино, объединившая более тридцати картин последних лет.
4 Около одного миллиарда трехсот миллионов российских рублей.
5 Главный национальный киносмотр Польши.