Аннотации научных статей
- №6, июнь
- "Искусство кино"
Олег Зинцов. Непрерывность
Статья посвящена фильму Терренса Малика «Древо жизни» и представляет собой детальный анализ основных компонентов поэтики картины, каждый из которых выделен в отдельную главу: сюжет, пространство, симфония, религия, движение. Критик показывает, как кино Малика рождается на контрапункте фрагментарности памяти и непрерывности движения, как оно фиксирует мгновенные срезы реальности, давая зрителю почувствовать, что мир вокруг находится в процессе постоянного становления и распада.
Поэтика, «Древо жизни», пространство, сюжет, симфония, движение, фрагментарность памяти
Зара Абдуллаева. Сумерки эстетизма
Автор анализирует тонкости режиссерского метода Ларса фон Триера на примере его последнего фильма «Меланхолия», специально останавливаясь на причинах его недовольства своим шедевром, который «великий провокатор» назвал «сливки со сливками». Приходя к выводу, что Триер снял картину не о трагедии грядущего конца света, а о трагедии эстетизма, критик подробно исследует все аспекты и механизмы создания этой «антипотребительской сказки».
«Меланхолия», трагедия эстетизма, разрыв коммуникации, «антипотребительская сказка», конец света
Вика Смирнова. Бесконечная история
Фильм Нури Бильге Джейлана «Однажды в Анатолии» дал возможность автору статьи исследовать эволюцию творчества этого известного турецкого режиссера, заострить внимание на таких его особенностях, как обманчивая случайность сюжетных линий, композиционная близость к жанру фуги и формальное отклонение от привычного разделения на такие жанры, как детектив, вестерн, роуд-муви, документальный фильм. Отдельная тема статьи — влияние Чехова, которое, как признался режиссер, он испытал, и конкретные проявления этого влияния.
«Однажды в Анатолии», эволюция творчества, фуга, жанр, обманчивая случайность
Елена Плахова. Комедия солидарности
В рецензии на новый фильм финского классика-хулигана Аки Каурисмяки «Гавр» автор определяет главные особенности творческого метода режиссера: интерес к персонажам-изгоям, саркастический юмор, движение в сторону минимализма и символизма, мощный гуманистический подтекст его историй.
Персонажи-изгои, минимализм, символизм, гуманистический подтекст
Алексей Медведев. Откуда не возвращаются
В статье анализируется типология творчества самого актуального сегодня кинорежиссера Германии Андреаса Дрезена, выходца из ГДР, сумевшего в своих фильмах претворить опыт своей прошлой жизни и адаптации в новых для себя условиях. Рассматривая фильм «Дальше дороги нет», новую работу режиссера, показанную на Каннском кинофестивале, через призму репутации Дрезена как оптимиста, критик приходит к выводу, что, рассказывая о смерти, фиксируя умирание главного героя, художник продолжает оставаться создателем жизнеутверждающего искусства.
Типология творчества, адаптация, оптимизм, умирание, Дрезен
Ольга Шакина. Сага о викинге
Автор, на примере нового фильма Николаса Виндинга Рефна «Драйв», удостоенного в Канне-2011 приза за лучшую режиссуру, рассматривает этапы творчества этого самобытного датского режиссера и отмечает главные особенности его эстетики — эпичность и одновременно субъективность метода, воспевание маскулинных героев, визионерство, очарованность тем, что уходит навсегда.
Эпичность, маскулинность, «Вальгалла: сага о викинге», визионерство, «Драйв», субъективность метода
Нина Цыркун. Ecce homo
Фильм Нанни Моретти рассматривается сквозь призму двух авторских аллюзий: к роману Германа Мелвилла «Моби Дик» и к французскому режиссеру Жан-Пьеру Мельвилю как авторитетному автору в жанре film noir. Новоизбранный папа римский олицетворяет бессилие ответственной власти, а сам факт его понтификата означает равнодушие Господа к судьбам человечества.
HABEMUS PAPAM, «Моби Дик», Жан-Пьер Мельвиль, film noir, бессилие ответственной власти, равнодушие Господа
Игорь Сукманов. Кожа, в которой он живет
Статья посвящена новой картине Педро Альмодовара «Кожа, в которой я живу». Автор рассматривает как обычные для режиссера мотивы, приемы и образы в присущей ему конструкции лабиринта, так и обнаруживающиеся в этой ленте тупики фирменного режиссерского стиля. Автор полагает, что связано это в первую очередь с тем, что сегодня провокационные эскапады художника, направленные против ханжеской морали, культа мачизма и подавления личной свободы, утратили свой первоначальный бунтарский характер. Превратились из оригинала в пародию на самих себя. Причина — в уступках публике, которая, как уверен Альмодовар, ждет от него только того, к чему он ее приучил.
Конструкция лабиринта, провокация, культ мачизма, пародия, бунтарство
Антон Долин. Имя собственное
Подробный разбор известного критика посвящен последнему фильму Андрея Звягинцева, одного из самых титулованных российских режиссеров, фаворита международных кинофестивалей. «Елена», показанная в Канне-2011 и вызвавшая бурные идеологические и эстетические дискуссии в профессиональной среде, рассматривается автором как отказ создателя «Возвращения» и «Изгнания» от притчи в пользу бытовой социально-психологической драмы.
Социально-психологическая драма, апокалипсис, притча, «Елена», переосмысление понятий
Антон Долин. Молчание козлят
Портрет актуального итальянского режиссера, фаворита синефилов, критики, кинофестивалей Микеланджело Фраммартино. Автор исследования рассматривает важные составляющие поэтики этого певца Калабрии: путешествие как территория банального, минимализм, материализация метафоры «подвешенное время» и, главное, идея о единстве всех элементов природы: человек, умирая, в фильмах Фраммартино перерождается в животное, животное — в удобрение для дерева, дерево обращается в уголь, а уголь греет жилище человека.
Калабрия, территория банального, минимализм, «подвешенное время», единство
Андрей Фоменко. Лаокоон: новый, исправленный
В то время как арт-критик видит в изобразительном искусстве исключительно «знаки», но никак не «вещи» — в том смысле, который вкладывает в понятие «знак» семиотическая традиция, кинокритик рассматривает свой предмет «наивно»: он рассуждает об экранном мире как о мире реальном. По словам автора, эта разница установок носит институциональный и исторический характер. Кинематограф взял на себя ряд функций, которые некогда выполняло искусство, но от которых оно отказалось в эпоху модернизма.
Знаки, вещи, визуальные искусства, семиотическая традиция, язык кино, постмодернизм
Марина Торопыгина. Париж, меланхолия
Критик разбирает примеры того, как пересекаются и совпадают в творчестве разных режиссеров одни и те же темы, образы, мотивы, герои. В данном случае речь идет о фильмах «Меланхолия» Ларса фон Триера, «Полночь в Париже» Вуди Аллена и «Ариран» Ким Ки Дука. Автор статьи рассматривает такие категории, как оппозиция разума и чувства, романтическое столкновение человека и стихии, рефлексия по поводу собственного творчества и другие.
Ларс фон Триер, образ, оппозиция, рефлексия, Вуди Аллен, Ким Ки Дук, герои
Александра Юргенева. Смех и эрос
Комическая сторона эротических изображений в художественной истории и кинематографе; трансформация визуального воплощения сексуального в связи с развитием европейской культуры; природа восприятия смешного в кинематографе как одна из разновидностей карнавализованного действа, где стираются грани между непристойным и комическим, и возвращение к ранним ритуальным традициям.
Ритуальный смех, игровое отношение к сексуальной теме, карнавальная культура, эротическая фотография, коллективное переживание, порнография как отдельный жанр кино