Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
В ракурсе антиподов. «Да здравствуют антиподы!», режиссер Виктор Косаковский - Искусство кино

В ракурсе антиподов. «Да здравствуют антиподы!», режиссер Виктор Косаковский

 

Виктор Косаковский снял не один документальный фильм, получивший международное признание, и всегда в основе его работ лежало плодотворное столкновение замышленного концепта и случая, для которого словно и предназначалась режиссерская затея. Жизненный цикл не только определял сюжет, но становился главным условием художественного приема, будь то судьба и смерть ученого или самоидентификация впервые увидевшего себя в зеркале ребенка. Его фильмы разматывали, сопоставляли линии изначальных узлов, сюжетных параллелей — внутри семьи или другого человеческого сообщества. Так биографии ровесников, родившихся в один с режиссером день и друг с другом незнакомых, составили инвариантный портрет поколения, а уличные происшествия, снятые из окна собственной квартиры, дали автору материал для панорамы текущей жизни с позиции романтического уединения. Совершенно гофмановский прием. Рассказ Гофмана «Угловое окно» можно рассматривать как мировоззренческую и эстетическую инспирацию фильма «Тише!», хотя минимализм приема возник из-за того, что у режиссера не было средств на более затратные съемки.

Показ разнополюсности мира и его нераздельной целостности определил замысел полнометражной документальной картины Виктора Косаковского А vivan las Antipodas! («Да здравствуют антиподы!»). Этим фильмом открылся 68-й Венецианский кинофестиваль, а на фестивале «Послание к человеку»-2011 в Санкт-Петербурге этот фильм был признан лучшим документальным полнометражным фильмом.

Эпиграфом к нему взята цитата из Льюиса Кэрролла: «Что будет, если проткнуть землю насквозь» — эта фраза Алисы из Страны чудес, раскрытая с географической буквальностью и кинематографическим размахом, формулирует изобразительный рефрен фильма. Оказывается, на земном шаре совсем немного мест, прямо противостоящих друг другу, потому что мировой океан по определению не стоит на месте, а суши не так уж много, чтобы ее нельзя было объехать для сопоставления с ее противоположностью по ту сторону центрирующей оси мира. Совмещая два изображения на экране, режиссер создает виртуозные картины-перевертыши и, в сущности, разрабатывает исконную задачу кинематографа: открыть неохватываемые человеческим глазом полярные стороны мира с помощью дзигавертовского «киноглаза» и свести их монтажным стыком в панораму бытия. Одного на всех и повсюду. И так же, как великий предшественник, создатель авангардной традиции документальной кинопоэзии, Косаковский играет с изображением, превращая его в строительный материал своей кинофрески. А чтобы добыть уникальный материал, автору часто приходилось совершать профессиональные подвиги. Прежде всего, по сбору денег на фильм.

Территориальные антиподы — это заявка на большой объем повествования и повод к широкому обзору мира. Такой замысел потребовал больших расходов на снаряжение экспедиций в места вовсе не близкие. И хоть режиссер и оператор — это одно лицо (к тому же, он еще и монтажер), все же путешествие в страны-антиподы Россия (Байкал) — Чили, Испания — Новая Зеландия, африканская Ботсвана — Гавайи, Аргентина — Китай тянет на бюджет документального блокбастера, который Косаковский и снял. В результате многих вложений продюсеров и сопродюсеров, а также помощи коллег в разных странах, бюджет картины составил 1 миллион 600 тысяч евро. Рекорд для документального кино. Кинофонды Германии, Японии, Аргентины, Голландии, телеканалы APTE и отечественный СТС в лице его прежнего руководителя Александра Роднянского участвовали в грандиозном проекте. Поскольку вся гуманитарная затея не имеет никакого политического подтекста, такое сотрудничество можно отнести на счет дипломатических способностей и транслируемой вовне силы убеждения автора.

Работа над фильмом не раз входила в зону реальной опасности, и часто дух захватывает от развернутой на экране картины. Извергающаяся лава на Гавайях снята с такой близости, что непонятно, как уцелел от ее жара камерамен. Застывшая в трещинах магма, по которой можно ходить, похожа на морщинистую кожу африканского слона, открывающуюся в тактильной доступности. Увиденная с вертолета панорама саванны могла быть снята только на открытом воздухе, в котором повис оператор, а уж как запечатлен вплотную сквозь тонкую границу трав отдыхающий лев, остается только догадываться.

Следующий барьер, блестяще преодоленный режиссером, — это самодостаточная замкнутость объектов — людей, привыкших к контакту только с немногими окружающими, но не готовых открываться перед кинокамерой. У Косаковского они не то что не смущаются, а вовсе не принимают съемочную группу за нечто отдельное от своей обычной жизни. И никакой скрытой камеры. Кино стало просто ситуацией их быта. Да и неодушевленные объекты — животные, насекомые, растения, почва и вода — точно загипнотизированы кинокамерой или она зачарована ими. Философский смысл фильма — раскрытие микрокосма в континууме мироздания, где все имеет свою оборотную сторону. И где противоположные стороны, в конце концов, подобны или дополняют друг друга.

…Два брата из Аргентины живут точно на семи ветрах в неухоженном домике на шаткой лестнице — на курьих ножках. Машина, добираясь на этот край света, буксует в пыли. Они каждый день в своих сомбреро провожают и встречают пылающее солнце, шутят с собакой, друг с другом, и мир их неспешен, неприхотлив, неизменен. А в краю-антиподе, в шумном индустриальном Шанхае, все движется и катится в бурном гуле деловой суеты. У ворот на паром металлическое жужжание мотоциклов перекрывает все остальные звуки, не слышно слов, здесь можно увидеть животное только в виде освежеванной туши, притороченной наперевес у руля мотоцикла, а восточную экзотику угадать в чьей-то конусообразной шляпе-каса. Обособленность и одиночество могут иметь и такие коллективно-агрессивные формы.

Одинокий индеец из Чили, полупустой дом которого посещают только кошки со всей округи, а женские имена он произносит, адресуясь к стаду овец. На другой стороне мира, в России, у озера Байкал собирает капусту с поля светловолосая женщина, потом в уютной кухне она перебирает ягоды вместе с юной дочерью, которая вдруг скажет, что хотела бы в новой жизни быть не животным, не человеком, а водой.

Вода, разделяющая и соединяющая материки и острова, полушария и континенты — женское лоно мира. В фильме она появляется как смертоносная среда. Океанской волной на берег выброшено тело кита. Вот еще шевелится его хвост, но он уже не живой. Чтобы зарыть в песок мертвую неподъемную массу, его разделывают пилой на части, роют яму и прячут все, что осталось от мощного млекопитающего. На ком, по древним поверьям, стояла земля. Этот эпизод, снятый в несколько этапов, тот самый случай, который подарен автору судьбой. Не зря Косаковский говорит, что ему кажется, будто этот фильм кто-то снимал вместо него. Но случай — не только антипод закономерности. Это еще и воздаяние за напряжение творческой воли художника, главного законодателя кинореальности.

 


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Kinoart Weekly. Выпуск 126

Блоги

Kinoart Weekly. Выпуск 126

Наталья Серебрякова

Наталья Серебрякова о 10 событиях минувшей недели: Майкл Сицински о Питере Хаттоне; Джон Уотерс – об "Изнанке долины кукол"; Уэс Андерсон берет интервью у дизайнера, открывшего кинотеатр; Кеннет Брана набрал звездный каст; Рейчел Вайс сыграет мятежную дочь; новый фильм по роману Макьюэена; Ли Дэниелс снимет мюзикл о себе; телевизионный спин-офф "Реальных упырей"; Терри Гиллиам вновь приостановил фильм о Дон Кихоте; трейлер "Джеки". 


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Двойная жизнь. «Бесконечный футбол», режиссер Корнелиу Порумбою

№3/4

Двойная жизнь. «Бесконечный футбол», режиссер Корнелиу Порумбою

Зара Абдуллаева

Корнелиу Порумбою, как и Кристи Пуйю, продолжает исследовать травматическое сознание своих современников, двадцать семь лет назад переживших румынскую революцию. Второй раз после «Второй игры», показанной тоже на Берлинале в программе «Форум», он выбирает фабулой своего антизрелищного документального кино футбол. Теперь это «Бесконечный футбол».


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

Главный свидетель отказался от показаний против Олега Сенцова

31.07.2015

Главный свидетель в деле Сенцова — Геннадий Афанасьев, уже осужденный за подготовку в Крыму терактов, — на суде по делу украинского режиссера Олега Сенцова отказался от собственных показаний, данных во время следствия. Геннадий Афанасьев заявил, что давал показания под давлением. Это заявление оказалось неожиданным не только для обвинения, но и для защиты.