Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Сюда смотри - Искусство кино

Сюда смотри

Не могу запомнить название этого фильма. «Праздник»? «Подарок»?

В декабре 1999 года телережиссер компании «ВИД» Александр Куприн посмотрел на смерть близко. Она на него, точнее, посмотрела. И прошла мимо: знакомый (о котором никто больше за весь фильм так и не вспомнит) погиб, а Куприн остался жить. Что делает человек, испытавший экзистенциальный ужас? Продолжает его испытывать, конечно. И снимает кино о смерти — то есть снимает-то он просто хронику, день за днем друзья, женщины, посиделки, работающий телевизор, а получается все равно разговор о смерти. Или со смертью. Прошла мимо — для чего? За что такой подарок? Что теперь делать?

Борис Гройс пишет: «Сегодня каждый художник начинает с того, что излагает свою историю. Она может быть версией универсальной истории, политической истории, этнической и культурной, истории личных травм и так далее. Таким образом, история начинает быть уже не тем, что объединяет людей, но тем, что дифференцирует и разделяет их, потому что каждый рассказывает — и вынужден это делать — особую, оригинальную, гетерогенную историю».

Куприн предъявляет зрителю историю личных травм, историю растерянности. Это калейдоскоп, галерея: много красивых и некрасивых автопортретов, много портретов друзей — героев его (неснятых?) фильмов. Вот друг Павел, смертельно больной. Друг Игорь, больной чем-то непонятным. Друг Андрей, ювелир, верит в знаки. Все эти друзья выглядят похожими — более или менее взъерошенные бородатые люди, которые не могут себя найти.

Потому что не там ищут. Все герои заняты проживанием жизни, подготовкой к чему-то важному, мнутся в предбаннике. Куприн бессмысленно болтается, как будто впереди будет что-то новое (праздник? подарок?). Друг Павел ждет смерти и гуляет — ходит от помойки к помойке («Во-первых, это, условно, есть цель»). Друг Андрей говорит, что он, вероятно, влюблен. Мама друга Игоря рассказывает, как в детстве на вопрос, что такое счастье, Игорь сказал, что счастье — это «любов».

Все эти воспоминания и походы по помойкам выглядят как попытка уйти от смерти. Обмануть ее, заболтать. Если не получится — хотя бы подружиться. Куприн еще и еще раз говорит разным случайным подругам: «Не смотри в камеру». Это не только попытка сыграть в неигровое кино, не только подделка правды, поиск красивого кадра — а также немедленное саморазоблачение, предъявление режиссерской кухни, то есть опять игра в правду. Это еще пусть и неосознанная, вывернутая наизнанку, цитата: «Придет смерть, у нее будут твои глаза».

Смерть вообще — важный персонаж фильма, это она изменяет голоса близких, это она смотрит в камеру. По большому счету, именно она и держит камеру. Потому что потом, когда ничего не останется, будет эта вот запись.

Фильм Куприна (кажется, он называется «Правда») — лукавый частный дневник, еще более лукавый, чем, к примеру, концептуальные «Частные хроники...». Виталий Манский в «Хрониках» искусственно соединил любительское видео с закадровой и откровенно литературной исповедью условного представителя последнего советского поколения. Это был тщательно продуманный голос мертвого коллективного бессознательного, постскриптум к эпохе. Зрителя звала по имени мертвая страна, ушедшая на дно. Куприн предлагает закадровый комментарий к своему 2000 году, комментарий вроде бы бесхитростный: «Павел увидел горящую телебашню из окна своей квартиры. Очень расстроился». Или: «Он хочет, чтобы я снял фильм об этом годе и о том, как он в этот год не умрет». Но на самом деле, как и у Манского, комментатор знает гораздо больше, чем говорит, и смыслы рождаются в зазоре между тем, что известно человеку, проживающему какой-то отрезок жизни, и человеку, прожившему этот отрезок.

Это относится и к политической линии фильма, негромкой, но очевидной. Неожиданно фильм Куприна («Постскриптум»?) оказывается чем-то вроде послесловия к эпохе, начавшейся в том декабре 1999 года с «Я устал, я ухожу». Герой фильма находится в постоянной противофазе к тому, что происходит в стране. Его жизнь проходит на фоне новостей, телебубнежа: Путин «в полном одиночестве», как говорит диктор, поднимается по лестнице на царство — Куприн учится ходить на костылях. Тонет «Курск» — герой едет в Ялту на какой-то телефорум, заводит там роман. Горит телебашня — герой получает на телефоруме приз за свою работу. Страна «обсуждает новый гимн», Куприн приезжает в гости к случайной знакомой. И вот эпоха противофазы, эпоха больших официозных событий и параллельных частных хроник — похоже, теперь эта эпоха закончилась. Фильм показывают на «Артдокфесте»-2011 — а страна выходит на митинги против Путина.

Как говорил американский документалист Росс Макэлви в своем лучшем фильме «Марш Шермана»: «Похоже, я снимаю фильм о своей жизни для того, чтобы у меня была жизнь, о которой можно было бы сделать фильм». Куприн снимает то что-то вроде телесюжета (очень часто камера не в его руках, а в чьих — непонятно), то почти сегодняшний видеоблог, пытаясь нащупать главный сюжет.

Можно ли, спрашивает один из героев, составить цельную картину жизни из разрозненных семейных фотографий? Разрозненных явно недостаточно, но сегодня и фотографий, и личных видеохроник стало гораздо, неизмеримо больше, чем даже десять лет назад, они перестают быть разрозненными, вбирая в себя всю человеческую жизнь. И оказывается, что цельная картина может быть составлена лишь из разрозненных семейных фотографий и частных видеозаписей. Только после отбора, монтажа и позднейшего комментария фрагменты жизни становятся целым.

«Загляни в будущее» — этот рекламный баннер не зря мелькает в финале фильма; в нашей жизни ничего не мелькает зря.

В фильме вообще много сквозных сюжетов — с зеленой зажигалкой, на-пример: это такая сумбурная история, которую рассказывает один из героев, про зеленую зажигалку и про то, что, «видимо, я влюблен». Не однажды появляются в фильме музыканты, сопровождая какие-то важные и неважные события подходящей (или неуместной) мелодией. Много и часто говорится о религии. Навязчиво вылезают какие-то штампы, банальности — салют над Красной площадью или дурацкий монолог лежащего в постели автора.

Банальности оправданы: Куприн показывает жизнь, а она состоит из банальностей, сквозных сюжетов, дурацких монологов, мыслей о смерти.

Можно решить, что это фильм о жизни и смерти, но заканчивается он словами»: «когда человека любят, он счастлив». Можно решить, что это фильм о любви, но эти слова записаны на магнитофон умершим другом Куприна. Можно решить, что это фильм о дружбе, но на самом деле он, конечно, о великой силе звуко- и видеозаписывающей аппаратуры.

Прямо перед новым, 2001-м, годом автор, разругавшись со всеми женщинами, решает встретить Новый год в лесу, наедине с камерой. Он провозглашает тост номер один — за здоровье друга. И тут же — прыжок во времени на несколько лет вперед, друг жив, разговоры ведутся все о том же. Никто из героев так и не разобрался ни в своей жизни, ни в своей смерти, они просто жили и дожили до следующего дня.

И тут наступает время для тоста номер два — за кинематограф. «Весь мир, — говорит Куприн, — все время снимает огромный фильм сам про себя. Миллионы людей снимают, как они живут сами, как они женятся, там, умирают, на свои бытовые камеры… солдаты снимают, как они в атаку бегут… такой огромный фильм, его никто никогда не увидит. Он его снимает, мир, этот фильм, и тут же уничтожает. А это такое основное документальное кино нашего времени».

Весь мир — огромное немонтажное кино, поток информации, video stream. Каждый человек делает свое кино, выхватывая из этого потока какие-то кадры, монтируя с тем, что осталось в его памяти, накладывая поверх всего этого закадровый (хорошо, если не загробный) голос «ну я же говорил». Важнейшим из искусств оказывается любовь, важнейшим из учителей — одиночество, единственным собеседником — ты сам, каким ты был в 2000-м, ты сам, каким ты будешь в 2020-м, ты сам, когда решишься себе ответить.

Победить смерть можно разными способами — научиться с ней жить, принять ее, перестать бояться. Можно начать любить — работу, женщину, ребенка, жизнь. А можно включить камеру. Или магнитофон. И тогда услышишь живой голос умершего друга. Или наоборот — мертвый голос, всего лишь шумы на пленке. Время застынет, любовь никогда не закончится, слово «счастье» будет звучать еще и еще раз. Смертию смерть поправ.

Победа.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Warning: imagejpeg(): gd-jpeg: JPEG library reports unrecoverable error: in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/gk_classes/gk.thumbs.php on line 390
Вперед, в славное прошлое!

Блоги

Вперед, в славное прошлое!

Елена Стишова

Комментируя итоги 27-й премии Национальной Академии кинематографических искусств, Елена Стишова убеждена: «Ника» голосует сердцем.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Фильм Сэмюэля Беккета «Фильм» как коллизия литературы и кино

№3/4

Фильм Сэмюэля Беккета «Фильм» как коллизия литературы и кино

Лев Наумов

В 3/4 номере журнала «ИСКУССТВО КИНО» опубликована статья Льва Наумова о Сэмуэле Беккете. Публикуем этот текст и на сайте – без сокращений и в авторской редакции.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

«Флаэртиана» привезла в Прагу документальное кино

25.06.2014

В Праге прошел Фестиваль документального кино, организованный командой пермского фестиваля «Флаэртиана». Европейскому зрителю была представлена программа из двенадцати отечественных документальных фильмов последних лет, среди них «Горланова, или Дом со всеми неудобствами» (реж. Алексей Романов), «Урал впервые» (реж. Дмитрий Заболотских), «Крутая Римма» (реж. Владимир Левин), «С.П.А.Р.Т.А. – территория счастья» (реж. Анна Моисеенко) и другие.