Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Пейзаж в сумерках. «Милосердие», режиссер Маттиас Гласнер - Искусство кино

Пейзаж в сумерках. «Милосердие», режиссер Маттиас Гласнер

Вначале черта горизонта резка —
Прямая черта между жизнью и смертью,
А нынче так низко плывут облака,
И в этом, быть может, судьбы милосердье.

Мария Петровых

Как бы ни относиться к современному немецкому кино и его (порой непропорционально активному) присутствию в конкурсе Берлинале, налицо неоспоримый факт: не будь его, мы лишились бы чего-то важного.

Не отличаясь ни изощренным артистизмом, ни захватывающей увлекательностью, оно берет смелостью в постановке неприятных вопросов — тех, о которых хотелось бы забыть хотя бы на время. С упорством профессионального зануды немец возвращает нас к этим вопросам, за что мы в конечном счете остаемся ему благодарны.

О нет, не подумайте, что все немецкое кино столь серьезно: большая часть его старается, как и везде, быть как можно глупее на потребу публике. Существуют всего три-четыре режиссера, имеющих отношение к этой теме (не считая еще такого же количества живых классиков), но они-то и попадают что ни год в программу Берлинале. Маттиас Гласнер — один из таких Berlinale darlings.

Его «Свободная воля» несколько лет назад вызвала шок у фестивальной публики: то была попытка с сочувствием заглянуть в душу серийного убийцы. Потом Гласнер снял картину «Это любовь» — историю «чистой любви» педофила. «Милосердие», новый фильм режиссера, не идет так далеко по пути экстрима, но зато уводит нас на территорию, некогда обжитую скандинавской школой Ингмара Бергмана, а ныне запущенную и поросшую мхом.

В фильмах почившего классика человек представал как микрокосм, несущий в себе такой же взрывной потенциал, что и большая Вселенная. Герои Бергмана, живущие в комфортабельных стокгольмских квартирах, напоминают античных героев в их борениях и диалогах с оставившим их Богом. Мужчины Бергмана предельно эгоцентричны и равнодушны к своим близким. Зато женщины страдают вдвойне — и за себя, и за сильную половину человечества. Но больше всех страдают дети, которые с самого рождения смотрятся в зеркало грехов и мучений своих родителей. Эти хорошо знакомые мотивы мы встречаем и в «Милосердии». Понятно, что Гласнер не Бергман, но дело не только в художественном масштабе. Интересно наблюдать, как меняется сам бергмановский дискурс, будучи перемещен в ситуацию сегодняшней прагматичной и технологичной культуры.

Сюжет «Милосердия» разыгрывается на крайнем севере Норвегии в сезон полярной ночи, длящейся целых два месяца без всякого просвета. Бергману не нужно было забираться в эти географические широты, чтобы ощутить сковывающий жилы экзистенциальный холод (он, кстати, любил лето с земляничными полянами и предпочитал снимать на юге Швеции). Гласнер намеренно отправляет своего героя — инженера Нильса — в длительную командировку на затерянный во льдах и снегах норвежский газовый завод, чтобы вырвать его из привычного образа и ритма жизни: работа — жена и сын — любовные интрижки. В сущности, Нильс намерен воспроизвести эту схему и здесь — но что-то мешает: возможно, постоянные сумерки, проникающие внутрь человека и наполняющие его смутной тревогой. А потом происходит событие, полностью переворачивающее жизнь героя и его семьи.

В роли Нильса выступает Юрген Фогель — постоянный актер Гласнера, игравший у него сексуального психопата в ироническом гротеске «Секси Сэди» и страдающего маньяка в «Свободной воле». За эти годы он вырос из арийского секс-символа в не очень молодого человека с усталым лицом, однако его профессиональная техника и внутреннее наполнение образа позволяют говорить о Фогеле как о большом актере. Вместе с Гласнером в середине 90-х годов они основали кинокомпанию. Сам режиссер еще до этого успел создать себе имя в музыкальных кругах: его группа Home Sweet Home приложила руку и к саундтреку «Милосердия».

Марию, жену Нильса, играет Биргит Минихмайр — типично немецкая актриса, сухая и рациональная. Однако тень бергмановских героинь падает и на нее: недаром Мария работает в хосписе, месте близкого соприкосновения со смертью. Возвращаясь на машине одной непрекрасной ночью с внепланового дежурства, она сбивает какое-то живое существо — или это всего лишь ночной кошмар, спровоцированный усталостью? У нее не хватает мужества остановиться. Когда выясняется, что этой же ночью на дороге погибла девушка, возвращавшаяся с вечеринки, Мария и Нильс оказываются перед выбором: сознаться или промолчать? Эхом этой дилеммы оказывается другая: она встает перед сыном Нильса и Марии — школьником, который совершает анонимный гадкий поступок по отношению к однокласснику.

Вся эта история — из сферы кинематографа «морального беспокойства», как его называли в Польше и других соцстранах, не решаясь назвать вещи своими именами. Протестант Бергман, а за ним католик Кесьлёвский решились отказаться от эвфемизмов. Но с их уходом время открытых вопросов прошло — как прошло и время большого кинематографа. Маттиас Гласнер реанимирует эти вопросы, но помещает их в совершенно другой контекст.

Можно представить, как бы аранжировал подобный сюжет Бергман или даже кто-то из менее гениальных его современников. Наверняка это было бы суровое, аскетичное, черно-белое авторское кино, а если бы даже в него вторгся цвет, он был бы намеренно приглушен и вытравлен. «Милосердие», снятое сверхчувствительной камерой, делает из полярных сумерек потрясающее цветовое зрелище. Это настоящее северное сияние красок и открывающихся за ними эмоций — зрелище настолько чувственное, что равного ему не найдешь в сегодняшнем немецком кино.

Однако эта эмоциональность не способна преодолеть границу между физикой и метафизикой, да, собственно, к этому и не стремится. Современная операторская школа («Милосердие» снимал Якуб Бейнарович) пользуется настолько изощренными технологиями, изображение настолько интенсивно, что первый план перекрывает второй. И потому, в частности, фильмы Звягинцева — Кричмана, обладая массой достоинств, все равно не достигают «тарковской» магии. Потому и «Стыд» Стива Маккуина остается поверхностным дизайнерским фильмом, хотя заявленная тема тянет на куда большую глубину.

Картина Гласнера тоже могла бы называться «Стыд» — как один из фильмов Бергмана. Но если в бескомпромиссном бергмановском мире даже названия фильмов были сущностными и знаковыми («Причастие», «Персона», «Страсть», «Прикосновение»), то милосердие у Гласнера остается прописанным с маленькой буквы. А меланхолический хэппи энд (пробуждение жизни с окончанием полярной ночи) демонстрирует умиротворяющую красоту пейзажей, обработанных в фотошопе и лишенных первозданной суровости.


«Милосердие»
Gnade
Автор сценария Ким Фупц Аакесон
Режиссер Маттиас Гласнер
Оператор Якуб Бейнарович
Художник Клаус Рудольф Амлер
Музыка группы Home Sweet Home
В ролях: Юрген Фогель, Биргит Минихмайр, Хенри Штанге, Ане Даль Торп, Мария Бок и другие
Knudsen & Streuber Medienmanufaktur, Schwarzweiss Filmproduktion, Ophir Film- und Fernsehproduktion
Германия — Норвегия
2012


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Voices - 2014. Парад-ретур

Блоги

Voices - 2014. Парад-ретур

Нина Цыркун

Фильмом закрытия 5-го международного фестиваля Voices объявлен «Поддубный» режиссера Глеба Орлова – за два дня до выхода в прокат. О фильме-биографии всемирно знаменитого русского силача рассказывает Нина Цыркун, посмотревшая картину в рамках ММКФ.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Экзамен. «Моего брата зовут Роберт, и он идиот», режиссер Филип Грёнинг

№3/4

Экзамен. «Моего брата зовут Роберт, и он идиот», режиссер Филип Грёнинг

Антон Долин

В связи с показом 14 ноября в Москве картины Филипа Грёнинга «Моего брата зовут Роберт, и он идиот» публикуем статью Антона Долина из 3-4 номера журнала «Искусство кино».


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

«ИК» предложил задуматься о пределах допустимого

02.12.2013

3 декабря в 17.00 в кинотеатре «Художественный» в рамках фестиваля Артдокфеста состоится круглый стол журнала «Искусство Кино». Тема: «Актуальная документалистика – пределы допустимого». Участники: главный редактор «Искусства кино» Даниил Дондурей, президент «Артдокфеста» Виталий Манский, Жан Перре, куратор программы «Чешский глобус, режиссер Фелипп Ремунда, режиссер Марина Разбежкина, режиссер Алена Полунина, продюсер Марк Франкетти, режиссер Светлана Быченко, продюсер Симона Бауман.