Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Кинотавр-2012. Блистательная имитация - Искусство кино

Кинотавр-2012. Блистательная имитация

«Кинотавр» корректно собран, прекрасно организован и по праву считается главным кинематографическим событием страны. Разумеется, у меня, как и у других коллег, могут возникать вопросы по поводу тех или иных картин, но, собрав за свою жизнь тридцать пять фестивалей, я прекрасно понимаю, что фильмы включаются в программу не только в силу их художественных достоинств.

Скажем, Канн этого года открылся абсолютнейшей белибердой Уэса Андерсона «Королевство полной луны» — и ничего. Никто не подвергает сомнению высший статус этого киносмотра. В cочинском конкурсе наличествовали несколько фильмов, вызвавших в народе изумление, но, уверяю вас, присутствие этих лент ничуть не пошатнуло престиж главного национального кинопраздника.

Не отразилось на высокой репутации «Кинотавра» и удивившее всех решение жюри. Лента Павла Руминова «Я буду рядом», очевидно, неплоха, но — высшая награда?.. Однако я сразу же могу назвать несколько гораздо худших фильмов, которым улыбнулась фестивальная судьба. Помните ли вы, скажем, претенциозно-бездарную ленту под названием «Где-то», сделанную, а точнее, никак не сделанную копполовской дочкой Софией? А помните «Золотого льва», врученного ей в Венеции бывшим возлюбленным Квентином Тарантино? И что? Кто-нибудь перестал стремиться в сентябре на Лидо?..

Те, кто, подобно автору этих строк, причисляет себя к исчезающему виду под названием «кинокритик», относятся к кинофестивалям, как учили когда-то в институте. Показ достижений, открытие талантов, школ, направлений… Все это в прошлом, дорогие стареющие коллеги.

«Зрители не смотрят российское кино. Почему?» — спрашивали в Сочи организаторы «круглого стола» «Искусства кино». А потому, смею заметить, что российское кино снимается совсем не для того, чтобы его смотрели зрители. Убедиться в этом и помог 23-й «Кинотавр».

Триумфаторы фестиваля Павел Руминов и Василий Сигарев — режиссеры-самоучки. Им никто не рассказывал о том, что фильмы показывают в кинотеатрах, где люди платят за просмотр свои деньги. Про Руминова читал где-то, что он посмотрел тысячу с чем-то фильмов на видео. Лауреата же, в общем, заслуженного режиссерского приза хотелось бы спросить, знает ли он о режиссере по имени Акира Куросава, создавшем в 1953 году киношедевр под названием «Жить»? Или, быть может, Василий Сигарев и его продюсер Роман Борисевич помнят о том, что два года назад на «Кинотавре» показывали ленту молодого и способного режиссера Юрия Быкова. Называлась лента — вы будете смеяться! — «Жить».

Не знаю, ходят ли нынешние режиссеры в кино. Думаю, что нет. В России на рубеже веков было сложно заболеть киноманией. В кинотеатрах продавали корм для кошек, трудящиеся приникли к видеомагнитофонам, Василий Сигарев писал «новую драму», а на страницах «Искусства кино» к юбилею люмьеровского сеанса появилась статья под заголовком «Столетие кинотеатров кончилось».

Когда фильм — это такой маленький кругляшок, который ты вставляешь в агрегат, смотришь пять минут, затем останавливаешь, делаешь «дыр-дыр-дыр» вперед, «дыр-дыр-дыр» назад, а потом и вовсе вынимаешь из агрегата, — сложно представить, что где-то люди надевают штаны и красивые платья, тащатся в кинотеатр, покупают билеты, проходят в зал, рассаживаются, переговариваясь с соседями, и ждут, когда медленно погаснет свет и начнется волшебство…

Поэтому никого не удивляет тот факт, что победитель 22-го фестиваля — фильм «Безразличие» — вообще не вышел в прокат, а для прочих кинотаврических лент сборы в тридцать тысяч долларов — рубеж, до которого почти ни одной не удается дотянуться. Я вовсе не призываю к тому, чтобы фильмы ставил лишь Сарик Андреасян. Хотелось бы, чтобы создатели картин помнили про великую магию кино, которая живет только и исключительно в кинозалах, отдавать которые в полное распоряжение вышеупомянутого господина, а также создателей «патриотических блокбастеров», ей-богу, обидно.

В интервью фестивальной газете Борис Хлебников заявил, что новое руководство «Кинотавра» наконец сделало нормальный, рабочий фестиваль — тогда как раньше в Сочи были только пьянство и разврат. Позволю себе не согласиться с этим утверждением создателя, на мой взгляд, неудачной картины «Пока ночь не разлучит». Во-первых, какой же фестиваль без пьянства и разврата?! А во-вторых, Александр Роднянский продолжает Марка Рудинштейна в главном. В начале 90-х создатель «Кинотавра» дал нам великую иллюзию того, что отечественное кино продолжает «жить»(!). Теперь Роднянский прекрасно и празднично имитирует кинопроцесс, которого в реальности нет. В одном из интервью, а также на церемонии закрытия фестиваля он так и сказал: «Мы занимаемся имитацией».

Но ведь ею занимаются сейчас абсолютно все кинофестивали. Их потому так много, что надо же имитировать прокат качественного кино. Или того, что предлагается считать таковым. Великих фильмов и великих режиссеров больше нет — ну и что! Назначим гениев сами. Журналистов навезем, чтобы светскую жизнь описывали. Критиков оставшихся, чтобы про контаминацию с палимпсестом рассказывали. Александру Котту и Анне Меликян позволим судить и засудить Александра Прошкина, чтобы старье всякое не путалось под ногами в нашем прекрасном, новом киномире…

Хорошо!


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Голубые баптизии

Блоги

Голубые баптизии

Нина Цыркун

По итогам премьерного уикенда триллер «Судная ночь» оказался «спящим хитом» – лидером кинопроката в Северной Америке. О фильме, окупившем свой бюджет более чем в 12 раз, – Нина Цыркун.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Двойная жизнь. «Бесконечный футбол», режиссер Корнелиу Порумбою

№3/4

Двойная жизнь. «Бесконечный футбол», режиссер Корнелиу Порумбою

Зара Абдуллаева

Корнелиу Порумбою, как и Кристи Пуйю, продолжает исследовать травматическое сознание своих современников, двадцать семь лет назад переживших румынскую революцию. Второй раз после «Второй игры», показанной тоже на Берлинале в программе «Форум», он выбирает фабулой своего антизрелищного документального кино футбол. Теперь это «Бесконечный футбол».


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

Киносоюз выступил против «Этической хартии»

01.08.2013

Союз кинематографистов опубликовал официальную позицию по вопросу разработки так называемой «Этической хартии». По мнению авторов документа, опубликованного на сайте Киносоюза, «любая попытка регламентировать искусство аморальна». Напомним, что после того, как президент России Владимир Путин выступил с идеей создания «Этической хартии» для деятелей киноиндустрии и поручил к октябрю 2013 года обсудить ее принятие, была создана рабочая группа по разработке этого документа. В группу вошли режиссеры Марлен Хуциев, Карен Шахназаров, продюсер Леонид Верещагин, киновед Кирилл Разлогов, журналисты Андрей Шемякин, Генрих Боровик, Елена Ямпольская и другие. Возглавил группу первый зампред Союза Сергей Лазарук.