Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Венеция-2012. Там, за горизонтом - Искусство кино

Венеция-2012. Там, за горизонтом

69-й Венецианский кинофестиваль пережил смену куратора, повлекшую радикальное переформатирование параллельных программ.

Новый куратор кинобиеннале Альберто Барбера — человек старых взглядов. Во всяком случае, в том, что касается формирования основного конкурса и программы «Горизонты»: большие вычурные фильмы в одной секции, фильмы «поскромнее» в другой, но все соответствуют традиционным пред-ставлениям о кино. Предшественник Барберы Марко Мюллер потратил три последних года на превращение «Горизонтов» в нечто, как сказали бы шутники из труппы «Монти Пайтон», совсем другое.

Второй конкурс есть у всех уважающих себя фестивалей, включая Московский: в его «Перспективах» царит эклектика, впрочем, часто выигрывающая на фоне консервативного до одури конкурса основного. Каннский «Особый взгляд» часто привечает картины очень больших мастеров, не вписавшиеся в концепцию главного конкурса, фильмы более неординарные (пусть и более несовершенные) и более камерные или же смелые дебюты — приглашение их в «Особый взгляд» служит своеобразным авансом на будущее. В Локарно «Режиссеры настоящего» ориентируются исключительно на первые и вторые работы с чуть большим креном в экспериментальность, чем позволено участникам основного соревнования (приходится считаться с тем, что «основных» показывают в аудитории, рассчитанной на три с половиной тысячи человек). А Марко Мюллер делал из «Горизонтов», по сути, отдельный фестиваль внутри фестиваля. Программу без границ, в которой какой-нибудь трехминутный видеоарт запросто соседствовал с восьмичасовым кинороманом. Фильмы, сохраняющие верность повествовательному сюжетосложению, и опусы, которые невозможно пред-ставить в кинотеатрах — только в галереях современного искусства. Документальное кино, подвергшееся радикальным метаморфозам, экспериментальная анимация, сделанные едва ли не на коленке фильмы-клипы — все мыслимые и немыслимые достижения визуальных искусств, да еще и собранные в тематические блоки (расшифровке кураторской мысли был посвящен отдельный буклет).

При Мюллере в «Горизонты» попало «Воодушевление» нижегородских художников Галины Мызниковой и Сергея Проворова — в итоге новый фильм «ПровМызы» «Вечность» приглашен в конкурс «Кино XXI века» Римского кинофестиваля, которым теперь руководит Мюллер. А венецианские «Горизонты» вернулись в «нормальное» состояние. Никаких среднеметражных фильмов. Короткий метр не объединяется с полным в занятные союзы, а показывается на отдельных сеансах (и выглядит жалким напоминанием об отмененном несколько лет назад из-за сокращения бюджета конкурсе Corti cortissimi). Никаких игр с нон-фикшн или медиаартом. Единственный неигровой участник «Горизонтов» — «Три сестры» Ван Биня, 150-минутный образец классической документалистики, когда камера-наблюдатель проводит так много времени с героями (жителями крохотной китайской деревушки в горах), что те перестают ее замечать. Он и получил главный приз этой секции — очевидно, из-за того, что жюри, возглавляемое популярным актером Пьерфранческо Фавино (при Мюллере «горизонтальным» жюри руководили Шанталь Акерман, Пере Портабелья, Ширин Нешат), на автопилоте выбрало фильм, формально отличавшийся от прочих. Очевидно, что по-настоящему жюри понравилось совсем другое кино: спецприз отошел «Танго либре» (Tango Libre), фильму мастеровитого бельгийца Фредерика Фонтейна, и кто бросит в судей за это камень?

«Танго либре» действительно обаятельный фильм с хорошими прокатными перспективами. Остроумно придуманный лирический квартет, в который вовлечены тюремный охранник, робко влюбленный в партнершу по урокам танго, и двое ее возлюбленных, отбывающих срок за вооруженное нападение на инкассатора. Только в «Горизонты», по старинке, с мюллеровских времен, анонсированные фестивалем как программа «новых кинотрендов», Фонтейн попал не по праву. Равно как и добротное вос-крешение грустной «комедии по-итальянски» «Эквилибристика» или два других итальянских участника — позитивные «Прекрасные бабочки» и депрессивный «Интервал», сделанные почти в традиции детско-юношеского кино Студии имени Горького.

Довольно занудствовать — Барбера наплевал на концептуальность и радикализм, мы же понаблюдаем, в какой паззл складываются фильмы, собранные почти случайно. И увидим — быть может, в этом была сверхзадача консервативного куратора? — что в плане жанра ничего глобально не изменилось с XVI—XVII веков: каждый фильм «Горизонтов» можно отнести либо к портрету, либо к пейзажу. Портретисты — англичанин Бернард Роуз и первая женщина-режиссер из Саудовской Аравии Хаифаа аль-Мансур, турчанка Йешим Устаоглу и израильтянин Идан Хубел. Роуз — прелюбопытный персонаж, автор одного из самых удачных хорроров всех времен «Кэндимен» и аляповатых костюмных драм «Бессмертная возлюбленная» (про Бетховена) и «Анна Каренина» (по Толстому). Сегодня Роуз делит время между большими, высокобюджетными постановками вроде байопика «Мистер Ганджубас» и почти любительскими, не имеющими широкой кино- или видеодистрибьюции экранизациями любимого Льва Толстого. В Венецию Роуз привез экологически чистый и наивный homegrown фильм Boxing Day — «День подарков» (то есть 25 декабря, утро Рождества, когда принято открывать коробки с подарками) по рассказу «Хозяин и работник» (где действие было датировано днем после зимнего Николы).

DEN-PODARKOV
«День подарков», режиссер Бернард Роуз

У Толстого алчный хозяин Василий Андреевич и слуга его Никита замерзали, заблудившись во вьюжной степи, — Никита выжил, согретый телом хозяина, а Василий Андреевич умер, успев в последние минуты осознать, что все отслуженные в церкви молебны, все образа святых в золотых ризах — всё это не поможет в степи: «…Он ясно, несомненно, понял, что […] между этими свечами и молебнами и его бедственным теперешним положением нет и не может быть никакой связи». Роуз переносит действие в современность и, само собой, выносит за кадр религиозную составляющую толстовской прозы, его фильм — практически триллер, чуть глуповатый (будто антиреклама «Мерседеса», не согревшего потерявшихся в зимних горах героев), но человечный. Благодаря актерскому дуэту — неохозяина играет матерый Дэнни Хьюстон, а вот его водителя-«работника» — полупрофессионал, сценарист Мэттью Джейкобс, соавтор дебютного хоррора Роуза «Бумажный дом». И «День подарков» оказывается двойным мужским портретом, в фундамент которого заложена реальная дружба режиссера и драматурга.

Другой мощный мужской портрет — израильский фильм «Отключить воду» (Metanek Ha-maim), в котором речь идет о человеке, состоящем на неблагодарной государственной службе: он отключает воду злостным неплательщикам, свинчивая кран и трубу. Дебютант Идан Хубел создает классическое гуманистическое кино, заставляя пожалеть маленького во всех отношениях человека, пигмея, калечащего жизнь и окружающим, и себе.

А вот представитель свободных женщин Саудовской Аравии Хаифаа аль-Мансур портретирует десятилетнюю Ваджду (Vadjda — фильм называется по имени девочки), и это, конечно, замечательное в своей изворотливости упражнение, цель которого — примирить либерального европейского зрителя со строгими исламскими правилами, по которым живут соотечественницы госпожи аль-Мансур. Гораздо резче (но и поэтичнее) турецкий «Араф» (Araf) — что значит «чистилище», пространство «где-то посередине» — урбанистически живописное жизнеописание красавицы Зехры, которая любила и в конце концов вышла замуж, хоть и успела залететь от первого встречного дальнобоя: тут недостроенный любовный треугольник лишь условный каркас, своего рода штатив, с которого камера наблюдает за Зехрой. То, что именно она — энергоцентр картины, почувствовали и на московском фестивале «2morrow/Завтра», где актриса Неслихан Атагюл была признана лучшей.

Других режиссеров — назовем их пейзажистами — больше волнует среда, окружающая персонажей. Это, как ни парадоксально, датчанин Тобиас Линдхольм, чей «Захват заложников» (Kapringen) на первый взгляд стопроцентный мужской коллективный портрет. Основанный на реальных событиях, фильм пересказывает долгую и мучительную историю торговли совета директоров рыболовецкой корпорации с сомалийскими пиратами, захватившими судно. Но характеры оказываются больше типажами, нежели живыми людьми, важнее же абстрактный конфликт между кровавой пиратской вольницей и жестко структурированным миром больших денег.

Та же история с египетским фильмом «Зима недовольства» (Winter of Discontent) Ибрахима Эль-Батута о репрессиях, которым подвергались пред-ставители оппозиции накануне Тахрира. Но здесь интереснее не политический пейзаж, исполненный в готически мрачных тонах, а условный пейзаж египетского кино, феномена, в котором герои не теряют набриолиненного лоска и мелодраматически растрепанных причесок даже в пыточных казематах.

Место доминирует и в двух лучших фильмах «Горизонтов» — «Слабом приливе» (Low Tide) Роберто Минервини и дебюте аргентинской постановщицы Хасмин Лопес «Львята» (Leones). Минервини — американец итальянского происхождения, он присваивает пространство и быт чужой страны со страстью чужака. «Слабый прилив» формально похож на мелодраму о двенадцатилетнем мальчишке, растущем как сорняк среди трейлеров «белого мусора», и его матери, с одной стороны, алкоголичке и распутнице, с другой — медсестре, самоотверженно ухаживающей за стариками. Но именно глубокое погружение в среду, когда гиперреализм превращается в свою противоположность — чистую метафизику, позволяет Минервини устоять перед жанровыми штампами. В «Львятах» же пятеро молодых людей бесцельно странствуют по лесу: без всяких спецэффектов, одним только медленным и гипнотизирующим движением камеры Хасмин Лопес создает ирреальную обстановку (конечно же, герои путешествуют по тому миру, что по-турецки называется «араф») — и это интимный союз режиссера и природы.

«Львята» и «Слабый прилив» смотрелись в «Горизонтах» такими же инопланетянами, как китайские «Три сестры» (San zimei) — при том что фильм Ван Биня представляет, скорее, архаичную документалистику.

TRY-SESTRY
«Три сестры», режиссер Ван Бинь

Зато во внеконкурсные и параллельные программы просочилось несколько более неожиданных неигровых картин, вступивших друг с другом в диалог. Особняком — «Канат» (The Tightrope), репетиция Питера Брука, зафиксированная его сыном Саймоном, олдскульное документальное кино, в котором занимательность начинки искупает непритязательность формы. Сам по себе и «Сладкий корабль» (La nave dolce, в англоязычном варианте — «Человеческий груз») Даньеле Викари, захватывающая реконструкция исторического события: 8 августа 1991 года 18 тысяч албанцев захватили грузовой корабль и нашли временное пристанище в «свободной» Европе — на оцепленном полицией стадионе в портовом городе Бари. Викари монтирует хронику и интервью непосредственных участников инцидента, добиваясь абсолютно художественного эффекта: озвученный документ превращается в метафорическое киносочинение.

Но в своеобразную трилогию сложились три очень личных женских кинодневника — внеконкурсные «Антон тут рядом» нашей Любови Аркус, «Касаясь стены» (Sfiorando il muro) итальянки Сильвии Джиралуччи и показанные в параллельной секции «Дни авторов» «Истории, которые мы рассказываем» (Stories We Tell) канадской актрисы и режиссера Сары Полли.

Аркус, петербургский кинокритик, создатель журнала «Сеанс», наверное, не помышляла о режиссуре. Ее фильм — часть ее жизни, такая же неожиданная, как Антон Харитонов, мальчик-аутист с улицы Белградской, что в Купчине. «Антон тут рядом» — это тоже сюрприз — ни в коем случае не социальное кино о проблемах аутистов в России (хотя эпизод, в котором главврач интерната для детей, больных шизофренией, под портретом Путина распинается о практической бесполезности аутистов, метко бьет в политическую цель).

Любовь Аркус с ее фобиями, воспоминаниями, амбициями и наваждениями — такой же герой фильма, как опекаемый ею мальчик.

Сара Полли снимает членов собственной семьи, которые вспоминают покойную мать Полли, феерическую женщину, актрису и заводилу веселых компаний. Дело в том, что рождение Полли окутано тайной: девушка ищет отца. И находит — сразу нескольких.

«Касаясь стены» — тоже заочный диалог между режиссером и ее покойным отцом Грациано Джиралуччи, итальянским фашистом, ставшим одной из первых жертв террора, развязанного «Красными бригадами» в 1970-е. Но, в отличие от Аркус и Полли, Сильвия Джиралуччи превращает частную семейную историю и личную травму в панораму болезненной и манящей эпохи.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Warning: imagejpeg(): gd-jpeg: JPEG library reports unrecoverable error: in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/gk_classes/gk.thumbs.php on line 390
В защиту Воображаемого

Блоги

В защиту Воображаемого

Андрей Василенко

Куратор международного кинофестиваля «Меридианы Тихого» Андрей Василенко размышяет о том, как устроена картина Поля Веккиали «Белые ночи на причале» (2014).


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Фильм Сэмюэля Беккета «Фильм» как коллизия литературы и кино

№3/4

Фильм Сэмюэля Беккета «Фильм» как коллизия литературы и кино

Лев Наумов

В 3/4 номере журнала «ИСКУССТВО КИНО» опубликована статья Льва Наумова о Сэмуэле Беккете. Публикуем этот текст и на сайте – без сокращений и в авторской редакции.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

Главный свидетель отказался от показаний против Олега Сенцова

31.07.2015

Главный свидетель в деле Сенцова — Геннадий Афанасьев, уже осужденный за подготовку в Крыму терактов, — на суде по делу украинского режиссера Олега Сенцова отказался от собственных показаний, данных во время следствия. Геннадий Афанасьев заявил, что давал показания под давлением. Это заявление оказалось неожиданным не только для обвинения, но и для защиты.