Дружить домами не получилось
- №11, ноябрь
- Елена Стишова
В последнюю неделю сентября в Санкт-Петербурге прошел III Международный кинофорум в формате «четыре в одном». Иными словами, традиционные для Питера и привычные зрителям фестивали («Послание к человеку», «Виват кино России!», «Начало») плюс Санкт-Петербургский международный кинофестиваль были объединены под шапкой кинофорума и проходили параллельно в разных и удаленных один от другого локусах.
Объединение было формальным, ибо фестивали не контактировали, да и при всем желании не могли вступить в контакт, потому что просмотры шли синхронно, расписание не учитывало желания зрителей составить индивидуальное расписание, так что публика была поставлена перед жестким выбором, а фестивали — в ситуацию борьбы за нее. Оставалось уповать на то, что хорошее кино всегда найдет своего зрителя.
На особом положении был Санкт-Петербургский международный фестиваль, позиционирующий себя как первый конкурсный МКФ в северной столице. А что же тогда было в прошлом году — разве не прошел тогда международный кинофестиваль в рамках кинофорума с большой интеллектуальной программой? О'кей, у менеджеров нынешнего форума, возможно, плохо с арифметикой, но не в том суть. Сдается мне, дело в том, что после прошлогоднего кинофорума сменилась городская власть, пришел новый губернатор и отчет значимых культурных событий, похоже, начался с чистого листа.
«В тумане», режиссер Сергей Лозница
Новый международный не стремится попасть в класс А. В конкурсе МКФ в основном были фильмы, уже показанные на других престижных фестивалях и даже получившие награды, как, например, «Ведьма войны», обладательница берлинского «Серебряного медведя» за лучшую женскую роль. Арт-директор МКФ Кирси Тюккюляйнен сказала мне, что ее цель — показать питерским зрителям лучшее из того, что было создано в кино в минувшем году. Причем не что-то высоколобое, не кино «для избранных», а добротный мейнстрим — кино про жизнь.
«Ведьма войны», режиссер Ким Нгуйен
Питерский Фестиваль фестивалей, давно обживший нишу бесконкурсного показа — ему уже стукнуло двадцать лет, — склоняется в сторону артхаусного кино, но не пренебрегает артмейнстримом.
Фишкой I Санкт-Петербургского МКФ оказались не столько фильмы, сколько их авторы — режиссеры, которые сегодня нарасхват в кинематографическом мире. К примеру, филиппинская звезда Брийанте Мендоса, показавший в конкурсе свой фильм «Захваченные», чья мировая премьера состоялась на Берлинале, провел в Питере несколько дней и прилежно посещал все предложенные дирекцией экскурсии. Возглавлял жюри наш давний друг Эмир Кустурица, устроивший на Манежной два концерта своего ансамбля.
«Захваченные», режиссер Брийанте Мендоса
Каждый просмотровый день заканчивался вечеринкой, непременно в новом месте. Но вот неувязочка: участникам трех других фестивалей, которые и образовывали кинофорум, на эти вечеринки было не попасть, у каждого фестиваля, получалось, был свой круг общения. Опять же — мы к подобной некорректности привычные, возьмите тот же Московский международный, но уж коли городские власти взялись ваять новую современную структуру, то и на «мелочи» надо бы обращать внимание. Словом, «дружить домами» не получилось. Потому прежде всего, что не были придуманы совместные акции, которые объединяли бы всех по творческому интересу.
«Послание к человеку» постоянно проводило мастер-классы мэтров, а международный фестиваль, в отличие от прошлогоднего, не предусмотрел киноведческие «посиделки».
Наиболее структурированным оказалось «Послание к человеку». Ровесник перестройки, этот фестиваль в последние годы был на грани выживания, но не просто выжил, а во главе с новым президентом Алексеем Учителем зримо начал набирать энергетику. В этом сезоне в многочисленных программах было показано 310 фильмов из сорока семи стран. Фестиваль прирос за счет включения в программу театрального раздела — показа трех спектаклей социально и эстетически близкого документальному кино «Театра.doc». И — тоже впервые — вне конкурса представил неигровые и игровые полнометражные фильмы документалистов, получившие мировую известность. В рамках «Послания…» прошел фильм Сергея Лозницы «В тумане». Сам режиссер появился в Питере со своим новым документальным проектом «Чудо святого Антония», снятым в затерянной в горах португальской деревне.
«Чудо святого Антония», режиссер Сергей Лозница