Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Брюно Дюмон: «И бурлеск, и трагедия» - Искусство кино

Брюно Дюмон: «И бурлеск, и трагедия»

Фабьен Лемерсье. Известно, что Жюльет Бинош хотела поработать с вами, поэтому в какой-то момент сама с вами связалась. Расскажите, как возникла идея проекта о Камилле Клодель.

Брюно Дюмон. Я много размышлял о нашем возможном сотрудничестве. Что я мог бы предложить Жюльет? Потом вспомнил, что она не только актриса, но еще и художник. И я, естественно, сразу подумал о Камилле Клодель, чувствовал, что в каком-то смысле у них много общего. Из найденных нами параллелей и выстраивался образ.

Фабьен Лемерсье. Почему вы выбрали столь простой и лаконичный сюжет?

dumont3Брюно Дюмон. Я изучал историю жизни Клодель, в особенности период «затворничества», ее жизнь в психиатрической клинике была довольно однообразной. Именно простая история дает наибольшую кинематографическую свободу выражения. Единственное, что нарушало монотонность жизни Камиллы в тот период, единственное, чего она могла ждать с нетерпением, что было ее единственной отрадой, — это встречи с братом. И сюжет фильма я решил выстроить вокруг одного из ее свиданий с Полем. (На иллюстрации слева — Жюльет Бинош в фильме «Камилла Клодель 1915»)

Фабьен Лемерсье. Как вы хотели отобразить почти неуловимую грань между безумием и реальностью? Каков был ваш подход?

Брюно Дюмон. Я читал письма Камиллы, написанные в то время, и меня поразило то, как она описывала условия и атмосферу, в которых жила: для нее это был крайне болезненный опыт. Для этой женщины жить в непосредственной близости с другими людьми было невыносимо. Ей пришлось долгое время прожить в мире горя, отчаяния и безумия, где она страдала и чувствовала себя глубоко несчастной. Я думал о том, как воссоздать все эти условия. Одно понял сразу: я хотел работать не с актерами, а именно с настоящими пациентами. Нашел психиатра, который занимался арт-терапией; затем устроил нечто вроде кастинга, познакомился с пациентами. Некоторые из них сами соглашались сотрудничать, другие, например больные аутизмом, были не в состоянии сделать это, и мы договаривались с их родственниками. Жюльет провела с пациентами довольно много времени, чтобы узнать их получше и наладить связь с ними. Мы вместе с другими актерами начали тесно общаться с этими людьми, и практически сразу исчезли все заблуждения и предрассудки относительно безумия, которые зачастую определяют наше восприятие и отношение к нему. Так что эта картина в каком-то смысле почти документальная, в ней раскрывается истинная природа душевных заболеваний. Я принял этих людей с их болезнями, и они вели себя естественно, полностью раскрывались перед камерой. Мы также решили снимать работников той клиники, поскольку, естественно, было необходимо присутствие медперсонала. Все это позволило нам хотя бы частично проникнуть в тайну безумия, приоткрыть его непроницаемую завесу, а также постичь трагедию жизни Камиллы Клодель, жизни, проникнутой ужасом, тоской и печалью.

dumont2
«Камилла Клодель 1915»

Фабьен Лемерсье. Почему вы решили сделать начало фильма столь суровым, жестким, аскетичным?

Брюно Дюмон. Эта суровость способна постепенно породить необыкновенно острые переживания, близкие к катарсису. У зрителя есть всего полтора часа, и, чтобы испытать сильное чувство, необходимо пройти через различные стадии. Нельзя по-настоящему ощутить тепло, если не знаешь, что такое холод. Поэтому важно увидеть и прочувствовать, в каких суровых условиях жила Камилла. Она говорила и писала об этом, и ее слезы тоже об этом. Фильм «обретает дар речи» медленно, постепенно. Я не стремился быть жестоким, безжалостным, но считаю, что необходимо преодолеть несколько этапов, чтобы довести повествование до некоей крайней точки, а затем отпустить, дать передышку, даже несмотря на то что страдания героини не прекращаются.

Безумие — явление одновременно и забавное, и печальное; это и бурлеск, и трагедия. В каком-то смысле такова и сущность кинематографа. Фильм погружает зрителя в мир жестокости и боли, а затем возносит его к свету, словно дарует помилование. Нельзя сделать «плоскую» картину, без всяких переходов, без колебаний смысловых и эмоциональных тональностей, так же как невозможно сделать полностью светлый фильм. Не следует торопиться, важно, чтобы зритель мог самостоятельно, постепенно раскрывать картину, прояснять для себя какие-то детали, что-то чувствовать. Он должен сам прокладывать себе путь, поскольку кино — искусство, в котором ключевую роль играет время. Дело не в мгновенности восприятия, не в степени интеллектуального напряжения и даже не в идеях, а в постепенности развития, в медленном доведении до точки кипения.

dumont4
«Камилла Клодель 1915»

http://www.cineuropa.org

Перевод с французского Елены Паисовой


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Kinoart Weekly. Выпуск тридцать второй

Блоги

Kinoart Weekly. Выпуск тридцать второй

Наталья Серебрякова

10 событий за минувшую неделю: номинанты «Золотого глобуса»; Адель Экзаркопулос сыграет анархистку; документальный байопик о Нине Симон; режиссер «Настоящего детектива» возьмется за Стивена Кинга; фильм о романе Барака и Мишель Обамы; японцы снимут свою «Годзиллу»; «День Сурка» станет спектаклем; картины Дэвида Линча; секс-список от Vulture; трейлеры.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Двойная жизнь. «Бесконечный футбол», режиссер Корнелиу Порумбою

№3/4

Двойная жизнь. «Бесконечный футбол», режиссер Корнелиу Порумбою

Зара Абдуллаева

Корнелиу Порумбою, как и Кристи Пуйю, продолжает исследовать травматическое сознание своих современников, двадцать семь лет назад переживших румынскую революцию. Второй раз после «Второй игры», показанной тоже на Берлинале в программе «Форум», он выбирает фабулой своего антизрелищного документального кино футбол. Теперь это «Бесконечный футбол».


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

Завершился 64-й Берлинский кинофестиваль

16.02.2014

15 февраля завершился 64-й международный кинофестиваль в Берлине. Главной награды форума – приза «Золотой медведь» за лучший фильм конкурсной программы – удостоилась детективная картина китайского режиссера Йинана Дяо (Diao Yinan) «Черный уголь, тонкий лед» (Bai Ri Yan Huo). Фильм посвящен бывшему полицейскому, который после увольнения из органов решил расследовать серию загадочных убийств. Приз большого жюри завоевал Уэс Андерсон за картину «Отель "Гранд Будапешт"» (The Grand Budapest Hotel), открывшую Берлинале.