Рим. Ноябрь 2013. «Трудно быть богом»
- №1, январь
- "Искусство кино"
К Римскому кинофестивалю, с момента его появления семь лет назад, отношение довольно пренебрежительное. Главным образом в среде специалистов кино — критиков и журналистов, которые, собственно, и создают общественное мнение и диктуют коллективное восприятие. В какой-то момент серьезные зрители стали игнорировать Рим — слишком уж статусные огромные залы «Аудиториума» Ренцо Пьяно на севере столицы отличаются от привычных Дворца кино и «Казино» на Лидо. Хотя по размаху вполне сопоставимы с тоталитарной архитектурой эпохи Муссолини.
Тем не менее, несмотря на все протесты — зачем Италии два фестиваля, — римский смотр смог занять свою нишу. Поставив на зрительское кино, в Риме даже смогли угадать номинантов на «Оскар» — «Джуно» Джейсона Райтмана и «Детки в порядке» Лизы Холоденко с Джулианной Мур. К тому же в программе нашли место европейские картины на острые социальные темы, которые по уровню не дотягивали до фестивального кино, но были интересны местному зрителю, уставшему от американских блокбастеров и итальянских комедий (хотя с Римского фестиваля в прокат выходит несколько названий из их бесконечного потока).
За шесть лет установилось определенное равновесие, которое разрушил неожиданно переехавший из Венеции Марко Мюллер. В свое время, будучи арт-директором Венецианского кинофестиваля, он был первым противником смотра в Риме. Но потом все поняли, что Рим не может составлять конкуренцию Венеции, просто потому, что это совершенно разные фестивали. Мюллер решил применить к Римскому кинофестивалю свою фирменную формулу, трансформировав его не только в интеллектуальный смотр, но еще и в сплетение разных визуальных искусств — то, что он начал практиковать в Венеции, превратив «Горизонты» в секцию экспериментального кино. Надо сказать, в Риме у нового куратора программ появилось больше «горизонтов». Он удачно задействовал Национальный музей искусств XXI века MAXXI для секции CinemaXXI — благо архитектурный шедевр Захи Хадид совсем близко от сооружения Ренцо Пьяно. Объединяют их затяжные сроки строительства — и то и другое длилось более десяти лет.
После того как на первом фестивале, когда жюри было еще только зрительским (тем дороже победа!), главный приз — «Золотой Марк Аврелий» — взяла российская картина Кирилла Серебренникова «Изображая жертву», отечественное кино в Риме стабильно отсутствовало. С приходом Марко Мюллера, который привез «своих» режиссеров и консультанта Алену Шумакову, русские названия снова появились в программе. Но, к сожалению, даже в отсутствие международных медийных имен российское кино не завоевало место в итальянской печати. Национальные издания, разумеется, освещают столичный фестиваль с меньшим рвением, чем Венецианский. По той же причине, по которой серьезные репортеры продолжают его игнорировать.
«Трудно быть богом», режиссер Алексей Герман
Российское кино в Италии в прокат не выходит, как, собственно, и итальянское в России. Исключением, пожалуй, стала «Великая красота» Паоло Соррентино. Картина в двух шагах от «Оскара». Премьера менее в этом отношении удачливого выдвинутого от России на статуэтку Американской киноакадемии «Сталинграда» состоялась как раз в Риме (в рамках промоушн-кампании к тому же «Оскару»). Но в центральной итальянской печати фильм Федора Бондарчука, пришедшийся вполне по душе римской публике, затмила Скарлетт Йоханссон. Хотя в фильме «Она» Спайка Джонза актриса сыграла в прямом смысле только голосом, это не помешало ей материализоваться во всей красе на красной ковровой дорожке фестиваля, не избалованной звездами. В итоге на двух полосах, отведенных в основных газетах культуре, уместились фото только голливудской дивы, хотя наша Янина Студилина, позировавшая фотографам как настоящая модель, произвела определенный фурор.
Итальянцы собрались по приглашению английской компании по промоушну «Сталинграда» в одной из римских гостиниц, чтобы пообщаться со съемочной группой. Но в итоге местные СМИ больше интересовал продюсер Александр Роднянский, занимающийся проектами широкого спектра — от Андрея Звягинцева до культового Роберта Родригеса.
Больших же российских режиссеров в Италии часто причисляют к мастерам авторского европейского кино и особенно не заостряют внимание на стране происхождения. Так писали об Александре Сокурове, взявшем «Золотого льва святого Марка» за «Фауста». Алексей Герман-старший здесь так же знаком интеллектуалам и специалистам. Премьера его последней картины «Трудно быть богом» — единственное, что привлекло журналистов на этот раз в Рим. Она стала, по общему признанию, безусловно главным событием фестиваля.
Вера Щербакова, корреспондент ИТАР-ТАСС в Италии