Актеры о фильме «Нимфоманка»
- №3, март
- "Искусство кино"
Стеллан Скарсгорд, Шарлотта Генсбур, Шайа Лабаф и Стейси Мартин рассказывают о своей работе с Ларсом фон Триером.
Стеллан Скарсгорд
«Ларс фон Триер – потрясающий автор. Его сценарии всегда интересно читать, их можно было бы публиковать как хорошие романы. Он удивительный рассказчик, вроде Ханса Кристиана Андерсена, только для взрослых. Как режиссер, он научился вплетать в эти свои сказки реальную жизнь. А поскольку жизнь иррациональна, он дает актерам полную свободу, позволяет им заполнять созданную им конструкцию непредсказуемой материей жизни.
Когда я читаю его сценарии, передо мной неизменно возникает образ беспокойного ребенка: он играет с куклами, отрывает им головы, придумывает разные истории про них. Ларс пишет сценарий, как какой-то детский стишок, в его диалогах всегда есть что-то ребяческое».
«Мой персонаж – отчасти воплощение самого Ларса, как и героиня Шарлотты Генсбур. Ни один режиссер не создал столько уникальных женских персонажей, и в некотором смысле все они – это он сам».
«С Ларсом я готов на все что угодно, хочу продолжать работать с ним. Он мой друг. Я не слишком задумываюсь о конечном результате нашей работы, а думаю о том, как нам будет весело и интересно. На съемочной площадке Ларс очень спокоен. Когда в 1996-м мы снимали «Рассекая волны», на площадке у нас висел знак с надписью «Ошибайся». И правда, с ним актеры могут не бояться ошибок».
Шарлотта Генсбур
«Возможно, детство, проведенное с моим отцом, Сержем Генсбуром, в каком-то смысле подготовило меня к встрече с Ларсом – мне нравится проводить между ними некие параллели. Они не похожи друг на друга, однако неудержимое стремление провоцировать было присуще и отцу».
«Когда мы начинали снимать «Антихриста», Ларс был в ужасном состоянии. Он страдал от депрессии, все время сомневался, сможет ли продолжать работу, у него были приступы паники. Работая над «Меланхолией», он уже чувствовал себя гораздо лучше».
«Наш метод работы не изменился; главное для нас – полное взаимное доверие. Мне кажется, я понимаю Ларса, но все же я не очень хорошо его знаю. Он для меня по-прежнему загадка, и мне это нравится. Он всегда непредсказуем».
«Мне кажется, он знает обо мне все – от физиологических особенностей до того, что творится в моей голове. Мне нравится работать с Ларсом. Я чувствую, что он уважает меня, и поэтому я ему так доверяю».
«Необходимость обнажаться в кадре меня уже не пугала. На съемках «Антихриста» я увидела, с каким уважением и тактом он относится к актерам. К тому же у меня в фильме гораздо меньше таких сцен, чем у Стейси Мартин, играющей героиню в юности; в моих эпизодах меньше секса, в основном страдание».
Шайа Лабаф
«Я делаю все возможное, чтобы сблизиться со своим персонажем. Это как с трюками – можно все делать самому, а можно пригласить дублера. Мне гораздо труднее изображать что-то, не погружаясь в образ, выдумывать на пустом месте. Я не из тех актеров, которые могут запросто изобразить что угодно. Если речь идет об отражении чувств и эмоций, мне нужно самому прожить их, добраться до их истоков. Если бы, скажем, я висел на краю пропасти, я бы не играл страх, а действительно боялся; и моя цель неизменно в том, чтобы подойти как можно ближе к герою, слиться с ним, а не играть его. Иногда бывает сложно, например в «Нимфоманке» я играю англичанина и британский акцент постоянно мешает, не позволяет забыть, что это лишь роль. Это препятствие особого рода, и все же я стараюсь проникнуть в самое нутро моего героя, раствориться в нем».
«Нимфоманка» – очень необычное кино, с соответственно необычными откровенными сценами. Секс в этом фильме не приносит удовольствия, и эту идею трудно принять. Я единственный актер, сыгравший в этой картине без дублера, и я знаю, что именно это мне и было нужно, таков уж мой характер. Секс – важный персонаж фильма, и мы часто обсуждали его на площадке. Каждый актер играл свою роль так, как ему было комфортно. У нас была отличная команда, многие артисты по-настоящему преданы Ларсу и его творческому ви`дению. Никому не казалось странным или нелепым то, что мы делали. На площадке царила прекрасная атмосфера, и работа была организована очень профессионально: это не была какая-то коллективная импровизация».
Стейси Мартин
«В юности каждый пытается понять, кто он такой, куда идет и зачем. Эти годы определяющие, они формируют нас; героиня фильма Джо в этом возрасте не слишком беспокоится о выборе жизненного пути. У нее есть некий вектор, она просто движется по прямой. Но она также крайне любопытна, и это открывает перед ней множество разных возможностей. С возрастом она все больше замыкается, любопытство притупляется. Кажется, мы с Шарлоттой играем очень разных героинь».
«Съемки откровенных сцен – не самый приятный опыт. Это довольно странный процесс, но при этом очень четкий, технически выверенный, а потому скучноватый. Обычно Ларс дает актерам полную свободу, однако в интимных сценах актер чувствует себя ограниченным, он должен принимать определенные позы и выполнять конкретные действия – впоследствии в этих сценах должны были появляться обнаженные дублеры, и нужно было точно совместить и синхронизировать все движения».
«Мне было приятно работать с Шайей Лабафом, в нем столько энергии, он полностью отдается своему делу. Если уж он решает что-то сделать, то делает это на совесть, выкладывается полностью. На площадке его энергия передавалась и мне, это помогало в работе. Порой мы даже забывали, что это наша работа, просто проживали эпизоды из жизни героев, все происходило очень естественно, что было для меня удивительно».
«Некоторые сцены было тяжело играть в эмоциональном плане. Джо теряет отца, человека, которого она очень любит, с которым у нее особая, очень тесная связь. Такая потеря крайне болезненна для любого человека. Сцены в больнице были для меня непростым испытанием. Но мне это нравилось. Хотелось, чтобы в этих эпизодах оставалась некая недосказанность, я не стремилась четко определить для себя, что чувствует героиня, как она должна себя вести. В какой-то момент чувства начинали переполнять меня, и я играла, повинуясь им. Это было трудно, но оно того стоило».
«Мне очень нравится финал фильма. Образ Селигмана, казавшийся почти идеальным, неожиданно рушится, и вот перед нами уже совершенно иной человек. Многие говорят, что фон Триер безжалостен к своим героиням. Но они, по крайней мере, честны и верны себе. Мужчин же Ларс умеет выставить полными идиотами, причем именно тогда, когда этого меньше всего ожидаешь».
Фрагменты интервью, опубликованных на сайтах
http://www.sbs.com.au
http://www.timeout.com
http://www.digitalspy.co.uk/movies/
Перевод с английского Елены Паисовой