Финансовый удар: раунд второй
- №3, март
- Ник Холдсуорт
Отношения между российскими и немецкими инвесторами в киноиндустрии приобрели плохой оборот. После целой серии политически мотивированных решений со стороны России, обрушивавшихся на Германию в течение одного года, страна, которая, как показывает история, была одним из наиболее активных союзников российского кинопроизводства, потеряла интерес к непредсказуемым переменам политики своего партнера в этой области художественной культуры.
Формальное закрытие в середине декабря прошлого года Немецко-российского фонда поддержки проектов совместного производства – учреждения, просуществовавшего полтора года, благодаря которому были реализованы десятки различных проектов, – сигнализировало о конце сотрудничества в создании фильмов. В числе игровых и документальных картин, получивших от ежегодных инвестиций субсидии в размере 205 тысяч долларов, были «Байконур» Вейта Хелмера, «Стокгольмский синдром» Алексея Учителя, «Генерал» Бакура Бакурадзе и «Девушка и смерть» Йоса Стеллинга (копродукция России, Германии и Голландии).
Анонсируя надвигающееся закрытие Фонда развития, представители немецкой FFA и крупнейшие региональные фонды – Берлин-Бабельсберг и MDM (Лейпциг), самые активные партнеры копродукций с Россией, заявили: «Причина закрытия фонда – реорганизация российской политики в этой сфере, кадровые изменения и прекращение активности со стороны России. Мы сожалеем об этом факте, поскольку совместный Фонд развития только начал приносить продуктивные результаты, способствовал росту производства и привлекал партнеров с обеих сторон».
Решение было вынужденной мерой, обусловленной препятствиями смены приоритетов в области художественной культуры после того, как главная финансирующая кино государственная структура в России – Фонд кино – перешел под эгиду федерального министра культуры Владимира Мединского.
Функции Фонда кино были сведены к выделению средств в соответствии с повесткой дня министерства. Когда была уволена директор по международным связям Елена Романова, зарубежные партнеры-соинвесторы остались без ясно очерченных ориентиров по контактам, связанным с координацией их проектов. В дальнейшем был инициирован ряд новых препятствий для иностранных продюсеров, желающих получить государственное финансирование, ключевым из которых стал питчинг. Этот прозрачный и демократичный по своей идее процесс на самом деле происходит в тесных комнатах, которые не могут вместить экспертов, обладающих правом дать проекту зеленый свет или наложить на него вето.
Смертельный в определенном смысле удар по германо-российским отношениям был нанесен в июле прошлого года, когда Мединский выступил против поддержки фильма «Милый Ханс, дорогой Петр» Александра Миндадзе. В основу этой истории положены реальные события: двое мужчин, русский и немец, добиваются любви одной женщины в период, когда сталинский Советский Союз имел тесные связи с нацистской Германией.
Проект, копродуцированный с немецкой стороны Хайно Деккертом, выиграл на сессии питчинга подавляющую поддержку членов экспертного совета, проголосовавших за финансирование российской части его бюджета. Но Мединский аннулировал это решение на том основании, что фильм «исторически неточен». Он утверждал, что в 1940 году в СССР было очень мало немцев, и возразил против представления событий в фильме как противоречащих официальной трактовке принесенных Россией жертв и ее борьбы против фашизма.
После многомесячных переговоров был достигнут компромисс и принято решение о финансировании этого проекта при условии, что режиссер внесет существенные поправки в исторический контекст фильма. Германская сторона была огорчена этим решением, но работа над фильмом все-таки продолжается. Режиссер Миндадзе, чей сценарий, по словам Деккерта, «скорее универсальная история любви, чем политическая драма», говорит о том, что намерен сохранить ее суть, несмотря на оказываемое давление. Он также надеется на то, что к моменту начала съемок в культурной политике России наступит оттепель, которая позволит ему вернуться к изначальному замыслу.
Однако урон, нанесенный в последнее время немецко-российским отношениям в этой области, вряд ли будет легко восполним. Симона Бауман, лейпцигский продюсер, представляющая в России компанию German Films, говорит об охлаждении отношений. «Национальный фонд и крупные региональные фонды в будущем все-таки будут поддерживать немецко-российскую копродукцию высокого художественного уровня, – считает она, – но только в случае очевидной и значительной заинтересованности с российской стороны». Судьба Российско-германской киноакадемии – организации, которая поддерживает образование и профессиональное развитие и была учреждена еще до того, как прекратил свое существование фонд, добавила Симона Бауман, также находится в подвешенном состоянии, она будет решаться на двусторонних встречах во время Берлинского кинофестиваля.
Действия последнего времени свели на нет занявшую годы работу по достижению взаимного доверия и сотрудничества, продолжает Симона Бауман: «С точки зрения немецкой стороны, после десяти лет переговоров и получения реальных результатов оказалось так просто все прекратить, без всяких консультаций, без разговоров... это ведет к неизбежной гибели фонда. В этих условиях почти невозможно верить в долгосрочное партнерство наших кинематографистов».
Российская сторона в свою очередь не согласна с тем, что произошел сдвиг в политике исключительно в пользу создания отечественного продукта, и утверждает, что до сих пор открыта для бизнеса с зарубежными компаниями.
В начале января министр Владимир Мединский объявил, что в 2014 году международное сотрудничество возобновится в полном объеме. Российский Фонд кино вновь будет уполномочен курировать сотрудничество с зарубежными странами и продвигать российское кино по всему миру. По его словам, фонду предоставлена полная свобода в осуществлении международной деятельности. Он также добавил, что теперь именно у фонда имеется больше ресурсов для проведения этой работы, чем у Министерства культуры.
Как бы ни обернулось дело в будущем, на сегодняшний момент резкое похолодание вряд ли обнаруживает признаки потепления. Симона Бауман предсказывает, что количество копродукций упадет до одного-двух названий в год: «Без равноправного партнерства, означающего, что обе стороны вкладывают средства в проекты, это тупик. Тем не менее Германия открыта для сотрудничества, и теперь все зависит от российской стороны».
The Hollywood Reporter. The Berlin daily. Day 3. Feb. 8, 2014
Перевод с английского Н.Цыркун