Где, как и когда угодно. Кинопоказ: глобальные изменения
- №8, август
- Олег Березин
В последнее время все чаще можно встретить высказывания авторитетных режиссеров и продюсеров Джорджа Лукаса и Стивена Спилберга[1], Мартина Скорсезе[2] и Лоренцо ди Бонавентуры[3] о надвигающихся глобальных изменениях в кино, и в первую очередь в области кинотеатрального показа. Тон высказываний в отношении кинопоказа будущего носит скорее апокалиптический характер. Авторитетные кинематографисты говорят и об изменении каналов дистрибьюции фильмов, и о разделении аудиовизуального контента на собственно фильмы и на аудиовизуальные события для кинотеатров. Такое единодушие достаточно успешных в последние 30–35 лет кинематографистов вызывает вопросы.
Чем продиктованы подобные прогнозы, какие изменения они несут в себе? Есть ли какие-то закономерности в развитии кинотеатрального показа, позволяющие не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне предвидеть подобные изменения? Есть ли закономерности, позволяющие спрогнозировать будущее кинотеатрального показа хотя бы на ближайшие годы?
Мы действительно живем во времена культурных трансформаций. На наших глазах кардинально, концептуально, драматически меняется все, что связано с великим «седьмым» искусством – кино. И это не только «смена вех» – тотальный переход на цифровые технологии производства, дистрибьюции и демонстрации аудиовизуального контента, но и изменение форматов кинопросмотра, или, выражаясь языком материального мира типов услуг, кинопотребления. Само понятие «кинофильм» (аудиовизуальное произведение длительностью полтора-два часа) меняется кардинально. Интернет взрывается от короткометражных роликов продолжительностью 10–15 минут с сюжетом, которого бы хватило на целый полнометражный фильм, а телевидение начинает новый виток своего развития с ряда значительных драматических сериалов, заставляющих зрителей в режиме «запойного» потребления смотреть их подряд по целому сезону, по 13 часов за ночь.
Сегодня мы являемся свидетелями того, как кардинально меняются технологии кинотеатрального показа: происходит внедрение цифровой кинопроекции, в том числе лазерной, высокоскоростной и 3D, цифровой дистрибьюции кинофильмов. Появляются новые решения в области «погружающего многомерного звука» (Immersive 3D Sound) и т.д. Однако на одних рынках кинопоказа (таких, например, как, в США) это не привело к росту посещаемости кинотеатров, а на других (скажем, в России и Китае) стимулировало в последние годы ее резкий рост. На фоне такого бурного развития новых технологий кинотеатрального показа и новых способов просмотра фильмов не утихают разговоры о будущем кинотеатров, о перспективах этого рынка.
Исторический анализ кинематографических методов просмотра позволяет выделить три основные экранные системы аудиовизуальной коммуникации, предназначенные для просмотра (потребления) кинофильмов как аудиовизуальных произведений.
Во-первых, системы кинотеатрального показа, системы коллективного просмотра фильмов в специфически оборудованных кинотеатрах, а также различные большеэкранные системы, предназначенные для массового просмотра (на открытых пространствах, в местах большого скопления зрителей – на стадионах и концертных площадках, в парках и т.д.).
Во-вторых, системы домашнего экрана – семейного или группового просмотра фильмов: домашние кинотеатры и телевизоры. В определенной степени сюда можно отнести и небольшие просмотровые кинозалы (как частные, домашние, так и коммерческие).
И в-третьих, это системы персонального экрана. К этой категории устройств можно отнести как телевизоры и мониторы ПК (в этом смысле они находятся на границе двух типов систем просмотра в зависимости от их специфики – индивидуального или группового), так и персональные устройства – портативные dvd-плееры с экраном, смартфоны, планшеты, видеоочки, ноутбуки и другие, аналогичные по потребительским свойствам.
История развития кинопоказа и соответственно кинопотребления как в кинотеатрах, так и дома – это история развития и взаимного влияния трех экранных систем: коллективного, группового и персонального просмотра. Если первый период развития кинотеатрального показа проходил в условиях исключительной монополии, то с середины XX века он характеризуется сильнейшим влиянием нового способа просмотра фильмов – домашним экраном. Возникает, например, вопрос: почему с середины 1940-х годов посещаемость кинотеатров стала резко, порой драматически, падать, ведь до широкого проникновения телевидения в дома зрителей было еще несколько лет? Однако в то же время наблюдалась определенная тенденция к росту кинопосещаемости в период бурного развития систем домашнего видео. Почему это происходило так по-разному в эти, в общем-то, схожие по своему негативному влиянию на кинотеатры периоды развития других, альтернативных способов просмотра фильмов?
В этом контексте анализ конъюнктуры кинематографических систем в рамках теории больших циклов позволяет не только рассмотреть развитие той или иной экранной системы в отдельности, но и оценить взаимное влияние всех трех способов потребления кинофильмов, спрогнозировать основные тенденции развития кинематографических систем в обозримом будущем.
Циклическая природа развития различных систем кинопотребления неразрывно связана и с научно-техническим прогрессом, и со сменой технологических укладов в мировой экономике. Важно отметить, что не только сами эти изменения стали причиной перемен в кинопотреблении. Спрос со стороны кинозрителя, стремление удовлетворить его потребности в том или ином способе просмотра вели к возникновению новых решений, зачастую основанных на инновациях и технологиях, которые возникли задолго до того, как они были приняты потребителем. Например, первые экспериментальные телепередачи, телевизионные системы были известны еще в 1920–1930-х годах, но прошло почти двадцать лет до того момента, как телевидение начало завоевывать рынок домохозяйств. Киносеансы проводились задолго до знаменитой синематографической демонстрации братьев Люмьер, но понадобилось еще много времени, для того чтобы кинотеатральный показ фильмов стал развиваться как самостоятельная индустрия со своими законами финансирования, производства, продвижения, распространения и демонстрации аудиовизуального контента.
В то же время совершенствование способов производства, распространения, доставки и технологий воспроизведения фильмов оказывает серьезное влияние на экономические модели кинопотребления. Демонстрация фильма на большом экране кинотеатра или телевизионное вещание на домашние приемники, его распространение на физических носителях (DVD, Blu-ray) являют собой различные экономические модели дистрибьюции. В некоторых из них центр стоимости в цепи «доставка – потребление» переносится на само средство коммуникации (например, кинотеатр), а в других – на центр распространения (например, вещательные станции в телевизионных системах домашнего экрана). В то время системы «домашний экран» (телевизоры, мониторы) как средства коммуникации имеют относительно невысокую цену в отличие от кинотеатра. Различие коммуникационных каналов, развитие технологий и миграция их из одной системы в другую также оказывают существенное влияние на кинопотребление, придавая устоявшимся моделям новые потребительские качества.
Различные системы коммуникации аудиовизуального контента – это не только разнообразие технологий распространения и доставки, но и различные технологии отображения (воспроизведения), которые непосредственно влияют на само потребление (просмотр). Несмотря на то что практически каждый тип экранных устройств (средств коммуникации) может воспроизводить аудиовизуальный контент, предназначенный для другого типа экранных устройств, его восприятие существенно зависит от особенностей носителя. Некоторые культурологи, например Кирилл Разлогов, считают, что с семиотической точки зрения аудиовизуальный контент не зависит от типа экранного устройства, относя различие технологий к «частным коммуникативным особенностям»[4]. Однако восприятие фильма на том или ином типе экранного устройства (средства коммуникации) определяется не только, например, степенью интерактивности контента (способностью зрителя взаимодействовать с ним), но и определенными условиями просмотра.
Демонстрация фильма на большом киноэкране как средстве коммуникации для коллективного просмотра подразумевает значительные физические размеры изображения – экраны шириной от нескольких до 30–40 метров. Аудиовизуальный контент для большеэкранных кинотеатральных систем может использовать все свои преимущества, в том числе широкий угол наблюдения и как следствие преобладание общих и средних планов в изображении. С другой стороны, условия просмотра на экране для семейного/группового просмотра, а тем более на персональном экранном устройстве, как правило, требуют в изображении скорее наличия крупных и среднекрупных планов. Это определяется углом и условиями наблюдения – например, просмотр фильма на экране домашнего телевизора осуществляется в среднем с расстояния два-четыре метра.
В то же время расстояние наблюдения на персональном экранном устройстве (за исключением видеоочков[5] и шлемов виртуальной реальности) составляет обычно всего 30–40 сантиметров. В настоящее время разработаны специальные видеоочки и устройства на основе контактных линз, которые с помощью слоеных объективов способны синтезировать изображение, аналогичное по углу зрения размерам киноэкрана[6]. В этом случае физический размер устройства воспроизведения уже перестает быть определяющей характеристикой классификации аудиовизуальных систем коммуникации.
Тем не менее сам большой экран кинотеатра или небольшой телевизионного приемника оказывают непосредственное влияние на восприятие фильма. Здесь уже можно говорить не только об активном или пассивном его потреблении, но и о степени вовлеченности, или, как говорил Маршалл Мак-Люэн, о «горячем и холодном медиа»[7]. Фильмы «Аватар» (режиссер Джеймс Кэмерон) или «Гравитация» (режиссер Альфонсо Куарон), увиденные на большом экране кинотеатра, оставляют совсем иное впечатление, чем после просмотра на экране телевизора/монитора. Если в первом случае технологии трехмерного изображения, общие панорамы мест событий вовлекают нас в происходящее, то при просмотре на телевизионном экране на первое место выходит достаточно слабая драматургия, простота сюжета – и как следствие потеря интереса к фильму.
В то же время просмотр сериалов «Во все тяжкие» (Breaking Bad, телеканал AMC) или «Служба новостей» (The Newsroom, телеканал HBO) заставляет напряженно наблюдать за развитием экранных событий благодаря совершенно иным законам драматургии. В определенной степени здесь можно говорить о вовлеченности в происходящее на телевизионном экране, но это не та вовлеченность, которая граничит с «помещением» себя внутрь фильма, как при просмотре «Аватара» на большом экране.
Говоря же, например, о комедии, можно с уверенностью сказать, что этот жанр как нельзя кстати подходит для кинотеатрального просмотра, однако не в силу большого экрана, а в силу эффекта коллективности, при котором реакция на забавный эпизод многократно усиливается смехом сидящих рядом. При этом мы не можем говорить о какой-либо степени вовлеченности в происходящее на экране, скорее это именно наблюдение как бы со стороны – мы не отождествляем себя с персонажем фильма. Таким образом, сам способ кинопотребления зависит от устройства отображения и накладывает свой отпечаток на практику просмотра.
Все эти различия в способах просмотра, в каналах распространения и доставки зрителю киноконтента основаны не просто на наборе технологий. В основе этих различий циклическая природа развития тех или иных способов просмотра и технологий потребления фильмов.
История развития кинотеатров и потребления фильмов в системе кинотеатрального показа на протяжении всей своей истории знает и взлеты, и падения. Рост популярности кинотеатров в начале XX века в России и США, резкое падение посещаемости кинотеатров в 1940-х годах в США, ее рост в 30–60-е годы XX века в Советском Союзе и резкое падение в конце 1980-х и особенно в начале 1990-х, рост посещаемости в современной России в начале XXI века и стагнация посещаемости в США, России и Европе в настоящее время. Очевидно, что здесь напрашивается поиск каких-то закономерностей.
В настоящее время в практике кинотеатрального показа достаточно широко известны короткие циклы кинопотребления – недельные и сезонные. В недельных циклах кинопотребление возрастает к концу недели, достигая пика в пятницу и субботу, и в то же время минимум кинопосещений приходится на понедельник–среду. Сезонные циклы отражают потребление фильмов в кинотеатрах на протяжении года – с ростом в новогодние праздники (Россия), провалом весной, новым ростом в мае, очередным провалом в сентябре-октябре. Природа таких сезонных циклов связана со многими внешними факторами – праздничными днями, школьными каникулами и т.д. Недельные и сезонные циклы сейчас обязательно учитываются при планировании выпуска фильмов в кинотеатральный прокат и при бизнес-планировании в кинотеатрах и кинопроизводстве.
Таким образом, можно составить ясную картину существования и периодизации больших циклов конъюнктуры рынка кинотеатрального показа и выделить несколько периодов развития данной аудиовизуальной коммуникационной системы.
Рис. Большие циклы развития систем аудиовизуальной коммуникации в СССР/России
Первый цикл (конец XIX века – 1910) – доиндустриальный. Это цикл зарождения кинотеатрального показа, развития и организационных инноваций в театральном деле (разделение театра и актерской труппы, формирование сетей). В этот же период получают развитие технические инновации, ставшие основой технологии кинотеатрального показа.
Второй цикл (США: 1910–1970; СССР/Россия: 1910/1921–1995) – цикл индустриализации. Он пришелся на IV технологический уклад, базирующийся на применении нефти, электричества, развитии фордистской модели конвейерного производства, аналоговых технологиях коммуникации. Для этого цикла характерен индустриальный тип развития, основанный на применении базовых технологий и формировании аудиовизуальной коммуникационной системы кинотеатрального показа как самостоятельной индустрии. В целом для этого периода характерны несколько ключевых этапов и технологий – возникновение стационарных кинотеатров и формирование системы проката фильмов, система актеров-звезд, появление звука и цвета в кинотеатральном показе.
Влияние доминирующего технологического уклада, базирующегося на массовом производстве, выразилось в преобладании технологий массовой печати кинокопий, строительстве типовых зданий кинотеатров, глобальной унификации и стандартизации практически всех аспектов кинопоказа.
Для США этот период в первой фазе развития характерен возникновением Голливуда (его «золотым веком») и разрушением студийной системы дистрибьюции к концу второй фазы. А на рынке СССР/России на этот период пришлись перезапуск (в 1921–1922 годах) и удлинение цикла вследствие нерыночной экономической системы и централизованного командно-административного характера управления кинематографией в СССР.
Различие экономических систем, а также влияние внешних факторов привели в конечном итоге к рассинхронизации в 1940–1960-х годах циклов индустриализации кинотеатрального показа как в США, так и в СССР. Необходимо также отметить, что в отношении финансирования для всего цикла в США и в первой его фазе на рынке СССР/России характерно привлечение акционерного предпринимательского и банковского капиталов.
Третий цикл (США: 1970–2020; СССР/Россия: 1995–2025) – цикл дифференциации. Для него характерно развитие, основанное на максимальной дифференциации аудиовизуальной системы коммуникации кинотеатрального показа от домашнего экрана (телевидение и домашнее видео). Характерные инновации первой фазы этого периода – мультиплексы, многоканальный звук, специальные системы кинематографа IMAX, «Стерео-70» – были ориентированы на максимальное отличие от других, конкурирующих способов просмотра фильмов. Третий цикл совпал по времени с распространением V технологического уклада, базирующегося на компьютерных технологиях, Интернете и цифровых способах коммуникации.
На вторую (в России) и третью (в США) фазы третьего цикла – цикла дифференциации кинотеатрального показа, пришлось внедрение широкой технологической инновации – цифрового кинопоказа. Однако в силу того, что широкое распространение эта технология получила лишь в середине третьей фазы третьего цикла, можно предположить, что цифровой кинопоказ станет одной из базовых инноваций следующего, четвертого цикла.
Третий цикл можно охарактеризовать и изменением типа вовлекаемого капитала: в США основным источником инвестиций в системе производства и кинопоказа фильмов стал капитал крупных промышленных (Matsushita, Sony, General Electric и других) и медиакорпораций (Viavcom, News Corporation и других), а в России – капитал медиакорпораций («ПрофМедиа», «Газпром-Медиа») и инвестиционных фондов (А1, РФПИ, BVPE, UFG PE).
Четвертый цикл (предположительно с 2020/2025 года) – цикл конвергенции. Он характеризуется совпадением циклов коммуникационных систем «кинотеатральный показ», «домашний экран» и «персональный экран», которое, скорее всего, приведет к возникновению технологий конвергенции всех типов экрана для потребления аудиовизуального контента. Любым способом в любом месте в любое время. Для кинотеатрального показа базовыми технологиями первых фаз нового цикла, возможно, станут лазерные технологии проекции, большеэкранные дисплейные системы и сверхширокие экраны, безочковые 3D-системы, основанные на принципах голографии, технологии виртуальной реальности и генерации изображения фильма в реальном времени (real time CGI), а также зарождение когнитивных технологий коммуникации зрителей (потребителей) аудиовизуального контента. Четвертый цикл в целом совпадает с VI технологическим укладом, базирующимся на нано- и биотехнологиях.
Еще в конце третьего – текущего – цикла получит развитие и новая форма привлечения капитала – краудфандинг, коллективное добровольное финансирование проектов большим количеством частных, как правило, лиц, которые впоследствии могут составить и основную группу потребителей созданного аудиовизуального контента.
Что касается систем аудиовизуальной коммуникации «домашний экран» и «персональный экран», то возникновение первой массовой широкой технологии домашнего экрана (группового семейного потребления аудиовизуального контента) – телевидения – датируется серединой 40-х годов XX века на рынке как США, так и СССР. История развития способа передачи изображения на расстояние позволяет выделить и целый дотелевизионный период, на который пришлись и первые попытки передачи изображений в начале XX века, и первые опыты механического телевидения в 1930-х годах. Однако массовой технология телевизионного вещания стала именно с конца 1940-х годов. Появление в 70-х годах XX века домашнего видео как разновидности аудиовизуальных систем коммуникации домашнего экрана, по сути, не изменило способов потребления аудиовизуального контента через систему «домашний экран». В него были привнесены лишь новые потребительские свойства (записываемость и воспроизводимость в любое время) и новые каналы коммуникации (дистрибьюции) – физические носители VHS, DVD, Blu-ray.
В настоящее время мы наблюдаем развитие нового большого цикла домашнего экрана, начавшегося на рубеже XX и XXI веков.
Развитие совсем новых технологий (например, системы «персональный экран») как способов индивидуального потребления аудиовизуального контента датируется первыми годами XXI века и связано c появлением нового типа устройств персонального экрана – смартфонов, планшетов, а также сервисов и технологий мобильной передачи аудиовизуального контента – OTT (технология интернет-видео – Over The Top) и т.д. Сегодня мы являемся свидетелями запуска первой волны системы аудиовизуальной коммуникации «персональный экран» как новой системы потребления аудиовизуального контента.
На протяжении всей истории развития коммуникационных систем не умолкают дискуссии о последовательном замещении одной системы аудиовизуальной коммуникации другой. Кинотеатр якобы должен заменить театр, системы домашнего экрана – кинотеатральный показ, а персонального экрана – домашние. В связи с этим необходимо отметить, что каждая очередная волна вымывает из экономики лишь часть отраслей. При переходе от одной волны к другой неправомерно говорить о полной смене направлений техники или технологических направлений. Неправомерно говорить, что «культ новой технологии связан, по-видимому, с убеждением, что ее очередная генерация полностью перекрывает возможности предыдущих»[8].
Такая позиция недооценивает многообразие потребностей зрителя, и именно поэтому кинотеатр не заменил театр, а телевидение – кинотеатр. Поскольку различаются потребности, удовлетворяемые старыми и новейшими системами коммуникации аудиовизуального контента, последние могут уступать первым в качестве продукции, даже превосходя их по техническому уровню. И, несмотря на то что кинотеатральный показ использовал все инновации и нововведения, появившиеся благодаря доиндустриальной эпохе театральной сферы, кинотеатр не вытеснил и не заменил собой театр и живое представление, хотя существенно каннибализировал театральный рынок.
Необходимо отметить, что циклы развития любых систем состоят из более маленьких внутренних циклов развития технологий (например, циклы механического, цветного, эфирного, кабельного, спутникового телевидения или циклы VHS, DVD, Blu-ray), а на любой цикл, тем более отраслевой, оказывают влияние внешние факторы, связанные с развитием глобальных технологических циклов (укладов), экономических и социальных потрясений (например, войны и экономические кризисы).
Анализируя сегодня циклы систем аудиовизуальной коммуникации, можно говорить, например, о затухании волны развития систем, основанных на физических носителях (кинопленка, DVD, жесткие диски и т.д.).
История развития систем аудиовизуальной коммуникации – это история развития четырех основных свойств контента: записываемости, тиражируемости, доставляемости и воспроизводимости. Учитывая, что начало нового цикла кинотеатрального показа придется на 2020–2025 годы, уже сейчас на рынке должны появляться технологии, которые станут его основой. Возможно, они будут связаны с лазерными и гибридными источниками света, большеэкранными и сверхширокими системами отображения, высокоскоростными съемкой и проекцией (High Frame Rate), расширением цветового диапазона (Wide Color Gamut) и значительным увеличением контраста изображения (High Contrast Rate), многоканальными объектно-ориентированными многомерными звуковыми 3D-системами (Multidimensional Digital Audio), голографическими и иными способами автостереоскопической проекции изображений.
Очевидно, что новый цикл развития системы коммуникации «кинотеатральный показ» привнесет и новые организационные инновации, например отказ от системы окон, установленных сроков выпуска фильмов в тех или иных системах коммуникации. Дифференциация потребления фильмов и контента в целом будет основана не на установленных правилах окон, а на свойствах самого аудиовизуального контента[9].
Новый большой цикл развития системы кинотеатрального показа совпадает с развитием и нового технологического уклада, основанного на нано- и биотехнологиях и системах искусственного интеллекта.
Будущее будет обеспечиваться инноваторами, предлагающими рынку новые технологические решения, которые по своей сути должны быть не просто улучшающими, а прорывными конструкторскими открытиями, принципиально изменяющими сложившийся порядок вещей. И если подобные технологии будут приняты рынком, то они и станут основой нового цикла в развитии системы кинотеатрального показа аудиовизуального контента.
Это и развитие «второго» экрана, и интерактивные фильмы в кинотеатрах, и «облачные» сервисы, которые позволяют потреблять контент разными способами, создавая собственные последовательности и программы просмотра. Это и технологии big data, способные вычислять запросы и потребности аудитории, и технологии генерирования изображений высокого разрешения в реальном времени – real time CGI, позволяющие создавать трансляции аудиовизуального контента[10]. Это, конечно, и технологии дополненной реальности, дающие возможность соединения всех трех способов просмотра – коллективного (на большом экране кинотеатра), группового или семейного (на домашнем экране) и индивидуального (на персональном устройстве – смартфоне, планшете и т.д). Это не то, что нас ожидает в далеком будущем, а то, что начинает происходить уже сейчас.
[1] Steven Spielberg predicts “Implosion” of Film Industry. // The Hollywood Reporter. 12.06.2013. URL: http://www.hollywoodreporter.com/news/stevenspielberg-predicts-implosion-film-567604
[2] Scorsese Martin . A letter to my Daughter. // L’Espresso. URL: http://espresso.repubblica.it/visioni/2014/01/02/news/martinscorsese-a-letter-to-my-daughter-1.147512
[3] См.: The Hollywood Reporter: российское издание. 22.01.2014. № 1, с. 50.
[4] Разлогов К. Новые аудиовизуальные технологии. М., 2005, с. 176.
[5] Optical Head-Mounted Displays. URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Optical_headmounted_display
[6] См., например: Virtual Retina Displays. URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Virtual_retinal_display
[7] Мак-Люэн М. Понимание медиа: Внешние расширения человека. М., 2011, с. 364.
[8] Дементьев В. Длинные волны экономического развития и финансовые пузыри. М., 2009, с. 15.
[9] См., например: http://variety.com/2014/film/news/jeffreykatzenberg-predicts-3-week-theatricalwindow-infuture-1201166052/
[10] Одним из будущих применений технологии real time CGI могут стать «живые» трансляции в кинотеатры фильмов-постановок в «живом» исполнении актеров, оснащенных датчиками motion capture в декорациях, генерируемых в реальном времени, то есть сочетание актерского театрального представления и технологий дополненной реальности.