Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
«Страхование – страшная сила». Киноцитаты в роли слоганов - Искусство кино

«Страхование – страшная сила». Киноцитаты в роли слоганов

Елена Юрьева – генеральный директор Центра коммуникационных стратегий и Центра подготовки менеджеров PR, декан факультета рекламы и PR Высших литературных курсов имени И.А.Бунина.


Слоган сегодня стал социокультурным феноменом, обладающим реальным влиянием и воздействием на общественное мнение в силу своей широкой распространенности и даже вездесущности. Помимо решения своей прямой задачи – информирования он должен в качестве текстовой рекламной доминанты зарабатывать на сытую жизнь рекламодателя. А для общества желательно, чтобы послание, закодированное в слогане, не разрушало и не обирало человека, а скорее, просвещало, воспитывало. Как добиться компромисса между такими разнонаправленными задачами? Говорить о социальной ответственности за любые вербальные вмешательства в жизнь человека, повышать качество слоганов, напоминая рекламодателям о последствиях внедрения новых форматов современных коммуникаций, способствующих стагнации или развитию?

Михаил Эпштейн в статье «О «Фейсбуке»[1] говорит о неизбежном процессе вытеснения слова и текстов из нашей жизни: «Вербальность теснится визуальностью, картинок становится едва ли не больше, чем текстов, а значит, текст должен соревноваться с картинками за внимание читателей, то есть поддаваться такому же быстрому восприятию, как визуальный образ. Это суровое испытание для нашей многословности… Я думаю, что переход к мини-жанрам интеллектуальной словесности – афоризмам, фрагментам, тезисам – неизбежен: время страшно уплотняется, на чтение не то что книги, но даже полноформатной статьи не остается времени...»

Слоганы как популярный словесный жанр в силу своей концентрированной содержательности и при этом текстовой лаконичности являются эффективными коммуникационными инструментами, вполне соответствующими времени, психологии современного человека, типу действующей сегодня культуры. Они способны успешно конкурировать в борьбе за внимание читателей текстов и зрителей визуального ряда окружающей нас рекламы. Что может быть притягательнее, чем знаменитые фильмы, которые просто переполнены киноидеями и любимыми фразами. По всем этим причинам фильмы – излюбленный материал для современных создателей слоганов и часто по воле таких плагиаторов забытые картины именно в рекламных кампаниях обретают свою очередную «вторую жизнь».

 

ЗАИМСТВОВАНИЕ КИНОИДЕЙ

Качественный слоган – это всегда эксклюзивная, лаконичная, символично-образная и легко запоминающаяся фраза, выражающая суть рекламного сообщения. Сложно в каждом конкретном случае определить перспективные и выигрышные идеи, смыслы и преимущества рекламируемого продукта. Еще более трудно изобрести такую словесную конструкцию, которая передавала бы искомые смыслы и при этом была лексически яркой, нестандартной. А уж если форма и содержание слогана безупречны, мы создали для себя уникальную интеллектуальную собственность, которую нужно защищать от возможного ущерба и тем более воровства. Именно поэтому для юридической гарантии многие слоганы сегодня официально регистрируются в качестве интеллектуальной собственности.

Творцы слоганов – в качестве рабочей альтернативы прямым цитированиям – предпринимают попытки использовать фрагменты популярных и хорошо запоминаемых текстов. На это, естественно, еще накладывается и ассоциативная составляющая. В качестве примера такого использования прецедентного текста можно отметить промо­слоган жилого квартала «…И кошке приятно. Скай Форт». Слоган открыто манипулирует нашими ностальгическими чувствами – в голове всплывает знаменитая киношная фраза, произнесенная актрисой Татьяной Дорониной и ставшая популярной поговоркой: «Доброе слово и кошке приятно!» Да и кошка как языческий символ новоселья, издавна запускаемая на Руси в новый дом, тоже оказывается к месту при рекламе, в данном случае от имени девелоперов.

Таким же приемом пользовались текстовики, создавая слоган на основе фрагмента киношной песни опять же для сверхдорогой сферы недвижимости: «Здравствуй, небо голубое! Переделкино Ближнее. Абсолют». Веселье – по Фрейду – здесь в том, что избрана была не совсем политкорректная для продаж и репутации девелоперов фраза из песни удалых разбойничков – лисы Алисы и кота Базилио: «Какое небо голубое! Мы не сторонники разбоя…» Так что здесь реклама поется от имени разбойничков. Гораздо мягче и деликатнее воспринимается слоган той же компании с использованием прецедентного текста на тему гипотетических детских стихов: «Рады Зайчики и Белочки! Переделкино Ближнее. Абсолют».

Еще один пример многофункционального и чрезвычайно популярного слогана, благодаря кинофильму ушедшего в народ. Вольные адаптации – низведение до уровня рекламной фразы – произошло здесь с евангельским текстом, преподносящим слова Иисуса: «…возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом и погибнут»[2]. Эта цитата, трансформированная сценаристом фильма «Александр Невский» Петром Павленко была просто волюнтаристски приписана им главному историческому герою фильма – князю Александру Невскому. А дальше происходит следующее: видоизмененные и упрощенные фразы «Но если кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет! На том стоит и стоять будет русская земля!» уже как подлинно произнесенные слова русского князя в качестве исторически достоверного факта вошли во все советские школьные учебники истории. Первая часть этого милитаристского суждения в качестве слогана живет и сегодня – на нем до сих пор зиждятся чуть ли не все главные постулаты патриотического воспитания.

Воровство идей в слоганах может быть связано и с присвоением хорошо известных киносюжетов, которые далее намеренно искажаются. К примеру, помимо самого слогана его изготовители эксплуатируют еще и имя Александра Невского как знаковый национальный бренд, попавший в массовое сознание, в том числе благодаря гению Сергея Эйзенштейна. С трудом, но все-таки узнаваемый Александр Невский в исполнении резидента Воли из «Комеди Клаб» сражается с рыцарями за возможность в случае победы похрустеть сухариками «ХрусTeam». В этом ролике якобы Александр Невский в современно-маргинальной трактовке якобы победил тевтонцев, всего лишь весело и нагло жуя сухари и изгаляясь над супостатами. Все оказалось так просто, но осадок от оскверненной российской истории, конечно же, остается. А если сравнивать гениального Черкасова в роли Невского и раскрученного молодца из комедийного шоу, становится тем более «за державу обидно!».

В другом слогане наблюдаем своего рода «разграбление» киноидей Леонида Гайдая, оказавшихся полезными для активизации продаж соков: «Жить хорошо, а с «Любимым» еще лучше!» Это парафраз жизненного кредо одного из героев популярнейшей кинокомедии «Кавказская пленница»: «Жить хорошо!» – «А хорошо жить – еще лучше!»

А в качестве литературного заимствования из романа Михаила Шолохова и одновременно из названия фильма Сергея Бондарчука вспоминается слоган: «Они сражались за Родину! Слава армейцам – героям Олимпиады в Пекине! ЦСКА и Правительство Москвы». Поражает резкое понижение планки – соотнесение понимания масштабов сражений за Отчизну и спортивной борьбы.

И в продолжение этой темы – пример московских слоганов, посвященных Олимпиаде в Сочи: «Москва – Сочи. В спорте только девушки!», «Москва – Сочи. Ближе, чем кажется. Правительство Москвы» (июнь 2013 года). Первый, рекламирующий спортсменок – москвичек, участниц Олимпиады исключительно по гендерному принципу, является очевидным использованием названия фильма «В джазе только девушки».

Каждый день очередной подвиг осуществлял герой Олега Янковского – барон Мюнхгаузен в знаменитом фильме Марка Захарова. И вот пришла пора барону побеждать в рекламе в свободное от банкинга время сразу за всех виртуальных клиентов. «Новый интернет-банк «Альфа-Клик». Освобождаем время для подвигов! Альфа-Банк». И опять недоумение: как выглядит в глазах консервативной публики репутация банка, привлекающего на помощь в рекламных целях имидж барона Мюнхгаузена?

yurieva-2«Но если кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет! На том стоит и стоять будет русская земля!»

 

ДОБРОВОЛЬНО ИЛИ ПРИНУДИТЕЛЬНО: АКТЕРЫ И РЕКЛАМА

Использование известных актеров в рекламе – широко известная практика, напрямую эксплуатирующая их репутацию и подразумевающая их мощное воздействие на определенные целевые аудитории. Создатели рекламных роликов и слоганов, их сопровождающих, считают, что для простоты исполнения можно и без согласия актеров включать их в очередной ролик.

Перефразировка запоминающихся цитат при моделировании слоганов – довольно распространенный прием. «Спасские ворота». Страхование – это страшная сила». Сам по себе слоган веселит и в меру напоминает советскую киноклассику. Проблема только в том, что рекламный видеоролик без затей смонтирован из эпизода известного фильма. И вот Фаина Раневская с присущей ей человеческой харизмой от имени страховой компании заявляет: «Страхование – это страшная сила!» Знаменитая фраза «Красота – это страшная сила» беззастенчиво помещена в другой контекст. Георгию Вицину также достался нежданный объем рекламной славы: по мотивам и с опорой на текст из веселой советской кинокомедии развивается промокампания: «Покупай, торопись, – ЗИЛ разыгрывает приз!» И в этом слогане пусть отдаленно, но узнаем слова Труса из блистательной «Операции «Ы»: «Не зевай, торопись! Покупай живопись!» Даже мультяшному коту Матроскину от имени молочного предприятия приходится зазывать клиентов: «Простоквашино. До свежего творога рукой подать».

Традицией стало и добровольное участие известных актеров в рекламе (правда, многие позже открещиваются от своих рекламных ролей и гипотетических имиджевых обязательств по ими же рекламируемому продукту). Они говорят с нами слоганами, которые потом разлетаются по миру в качестве цитат. «Все кончено… С кем расстается Антонио Бандерас? Узнай больше», «Ешь, пей, жуй Orbit!». Ролик хороший, но все-таки странный вариант рекламного сценария для такого актера – Бандерас с его образом мачо банально жует жвачку и обижает маленьких грязенышей! «Chanel № 5. Неизбежно». Брэд Питт многозначительно произносит эти странные для России слова: для нас ведь неизбежность сродни безысходности. Актер держится естественно, имеет на это право в силу своей огромной популярности и харизматичности.

«Интернет-магазин «Эльдорадо.ру». Отвечая на ваши запросы» – с таким слоганом обращается к досточтимой публике Гоша Куценко, с трудом осваивая эту неудобоваримый и неудобопроизносимый текст, но все-таки профессионально отыгрывая главную роль в серии роликов компании «Эльдорадо», он ведь с 2013 года является ее рекламным лицом. Елена Проклова активно рекламирует косметику DeSheli, завершая ролик и соблазняя покупателей слоганом радушной хозяйки: «Каждому пришедшему – крем с моим автографом в подарок!»

Востребованность актера и телеведущего Дмитрия Нагиева просто зашкаливает, он много чего рекламирует. Дело дошло до того, что в ноябре минувшего 2013 года после очередного взлета публичного интереса к его бренду настала пора потягаться в степени популярности с самим Александром Сергеевичем: «Ай да Нагиев, ай да сукин сын!»

 

ПУТЕВОДНАЯ ЗВЕЗДА

Иногда определенная судьбоносность сюжетов слоганов оправдывается авторами, но чаще их создатели просто имитируют нашу жизнь в плотном окружении слоганов и сочувствуют персонажам, которые усматривают в них мистический инструмент, управляющий их жизнями. К примеру, такой параллельный мир активно участвует в жизни героев фильма «20 сигарет»: «Скажи наркотикам «нет»!», «Позвоните родителям», «Смени небо над головой», «Работа как инстинкт», «Живи легко!» – вот небольшой набор вполне реальных, популярных по своим идеям слоганов-суфлеров, подсказывающих нам следующий шаг.

Все возрастающая роль и сила их мощнейшего психологического воздействия на человека отражена в фильме Анны Меликян «Русалка». Авторы как бы нанизывают судьбу героини на слоганы, которые служат жизненными ориентирами для провинциальной и странной девочки, соответствуют ее настроениям и ожиданиям, а также служат своего рода указателями на ее жизненном пути. Многочисленные городские слоганы словно ведут Русалку, предсказывают судьбу, предостерегают, подбадривают, вливают жизненную энергию, вдохновляют на поступок. Фильм убеждает нас в том, что человек, и особенно пришлый, чужой, в большом городе чрезвычайно одинок. В этой сумасшедшей круговерти и суете – только рекламные слоганы молчаливо, но обязательно и даже навязчиво – общаются с социальными лузерами, юродивыми, неудачниками, городскими сумасшедшими. Если к этой категории «понаехавших» добавить еще и москвичей, живущих на грани выживания или за чертой бедности, то мы получим армию жаждущих любой помощи и нуждающихся хотя бы в смысловом спасении.

О беспощадной и тотальной роли рекламы (и, в частности, ее активного компонента – слоганов) в жизни современного человека говорится и в фильме Ивана Вырыпаева, который участвовал в программе кинофорума «Кино XX века» на VII Римском кинофестивале – Festival del Cinema di Roma (2013). Этому событию посвящена статья Ларисы Малюковой «Игра на повышение»[3]: «…Торжественная церемония закрытия кинофестиваля началась с маленького фильма Ивана Вырыпаева «На правах рекламы», также получившего отдельный приз. В нем красавица Каролина Грушка пьет апельсиновый сок Rich и беседует с русско-американским актером Казимиром Лиске о сущности и философии рекламы. Играют они крайне нарочито, зазывно смотрят прямо в камеру: «Если мы этого захотим!», «Отдохни!», «Твоя любовь – всегда в твоем телефоне!», «Значит, и возлюби ближнего, как самого себя, – тоже продукт?», «Of course!» В ироническом вырыпаевском спиче в очередной раз просматривается мысль о современном человеке как стопроцентном рекламном продукте…»

 

СЛОГАНЫ КАК ТРАДИЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЛЬМА

Последнее время слоганы всегда присутствуют в качестве значимой части рекламных кампаний по продвижению фильмов, традиционно обеспечивая успешные продажи и прокат кинопродукции. Для этого практически в любом перечне характеристик и критериев качества фильма в обязательном порядке теперь упоминаются слоганы. С их помощью потребители могут знакомиться с концепцией фильма, особенностями режиссерского прочтения сценарного материала, характеристикой времени и места кинособытия, описанием главных героев картины, рекомендованной целевой аудиторией.

Слоган с описанием адресата фильма «Жмурки» «Для тех, кто выжил в 90-е», созданный, по словам продюсеров, Ренатой Литвиновой, стал победителем в соответствующей номинации конкурса «Золотой движок». Этот конкурс был создан для анализа лучших рекламных материалов и способов продвижения российских фильмов и телесериалов. На рекламном плакате фильма «Жмурки» этот слоган был вторым по значимости вспомогательным текстом. А первым все-таки был слоган «Беспредельная комедия от режиссера «Брат» и «Брат-2» с более сильными на то время аргументами, призывающими к просмотру этой картины. Это и анонс «беспредельности комедии» как убойного жанра, и ссылка на маститость режиссера с учетом его предыдущих популярных в народе работ.

Создатели российского кино и текстов, их продвигающих, к сожалению, очень часто вместо реальных преимуществ фильма предпочитают концентрировать внимание на его инструментальных характеристиках, применять бессодержательные и чисто технические приемы рекламы.

«Дневной Дозор». Первый фильм года». На сопротивлении материалу такой слоган неизбежно вызывает закономерный вопрос: почему именно этот фильм – первый? Потому что его премьера была в первые часы нового года? Недоумение вызывает и кем-то придуманная, но совершенно непонятная потенциальным зрителям иерархия: «Питер FM». Второй фильм года». И еще один пример слогана с использованием визуального приема: «В январе будет ЖАRА». Чем завлекательна такая игра с включением латинской буквы в название фильма? А если слоган мы не видим, если он только произносится? «Консервы». Никогда не знаешь что внутри» – слоган претендует на метафорическое описание содержания картины и интригует зрителей. И еще один пример, демонстрирующий романтизм героев военного фильма, которые вынуждены сражаться и умирать: «9 рота». Они хотели, чтобы их любили».

Западные продюсеры с помощью слоганов предпочитают иллюстрировать концептуальность и смысловую содержательность своих произведений. В качестве ярких примеров: «Матрица». Реальность осталась в прошлом», «Эквилибриум». Только одно сильнее системы – человек, вставший над ней», «Армагеддон. Он ближе, чем ты думаешь».

Фильм Никиты Михалкова 1994 года «Утомленные солнцем» сопровождается почему-то англоязычным слоганом: «A moving and poignant story set against the corrupt politics of the Stalinist era». Эта деталь свидетельствует о том, что фильм предназначался для продажи преимущественно иностранным зрителям. Фильм «Утомленные солнцем–2: Цитадель» продвигался с помощью классической для военного периода фразы «Ни шагу назад!». Этот слоган цитирует известный приказ Верховного главнокомандующего. Наши солдаты в сражениях Великой Отечественной войны должны были стоять только насмерть и погибать с криками: «За Родину, за Сталина!» В жанре кинослогана здесь фиксируется главная идея, содержательный концепт картины?

yurieva-3
«Красота – это страшная сила»

 

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОМОКАМПАНИЯ ФИЛЬМА

Слоганы идеально работают при продвижении любого кинопродукта. В качестве образца рассмотрим комплексную кампанию, сопровождающую выход на экраны фильма «Ночной Дозор» в 2004 году. Анализируются только слоганы, размещенные на постерах и других рекламных полиграфических материалах.

«Неограниченный потенциал» – анонс широчайших возможностей фильма.

«8 июля ты станешь иным» – конкретная дата как точка отсчета события в жизни, важного для каждого…

«Время решит за нас» – апелляция к жизненно пассивным и внушаемым зрителям.

«Смотрите в кинотеатрах» – напоминает старый советский призыв: «Смотрите во всех кинотеатрах страны».

«Войти в сумрак» – анонс жанра фильма.

«Это же… воронкааааа!!!» – эмоциональный посыл и апелляция к особо чувствительным зрителям.

«Первый канал представляет саундтрек к фильму «Ночной Дозор» – образец комаркетинга: фильм + телеканал + саундтрек.

«Саундтрек к фильму «Ночной Дозор» и «Новый хит «Мумий Тролля» – образец комаркетинга: фильм + саундтрек + автор «Мумий Тролль».

«Контантин Хабенский, Владимир Меньшов, Валерий Золотухин в фильме Тимура Бекмамбетова «Ночной Дозор» – еще один образец комаркетинга: фильм + три титулованных актера + режиссер фильма.

«Быстрый, дерзкий Константин Хабенский» – слоган со стихотворными аллюзиями, славящий актера, выступающего в главной роли.

«Первая часть легендарной трилогии. «Ночной Дозор». Более 30 млн. долларов в мировом прокате!» – анонс продолжения фильма + название фильма + мифическая финансовая отдача в прокате, которая рядовому зрителю ничего не говорит, кроме серьезной цифры и ссылки на какую-то мировую известность.

А вот международная поддержка фильма в слоганах, естественно, призвана учитывать ментальность иностранного зрителя. Здесь наблюдается другая аргументация и иной набор сражений – между светом и тьмой, иное понимание террора, ада и многого другого.

yurieva-4« – Жить, как говорится, хорошо.
– А хорошо жить – еще лучше»

 

СЛОГАНЫ КАК ИНСТРУМЕНТ КОМАРКЕТИНГА

На российском кинорынке в 2007 году по принципу сочетания корпоративных и коммерческих идей был впервые сконструирован слоган для промокампании фильма, состоящий из трех компонентов – корпоративный бренд автора, заменяющего кинопроизводящую корпорацию, + название фильма + коммерческий слоган кинопродукта: «Никита Михалков. Двенадцать. Кино для всех и про каждого». К этому добавляется корпоративный бренд той или иной компании. «Фестиваль «Кинотавр» и «Билайн» знают, как сделать твой день ярче. «Билайн». Живи на яркой стороне». В рамках этой же кампании используется слоган «СТС, фестиваль «Кинотавр» и «Билайн» сделают твой день ярче», в котором в тройственный союз вошел еще и телеканал.

Издатели в промокампаниях, продвигающих в этом случае уже книгу по мотивам популярного фильма, также объединяются с продающей книжной сетью. Получается слоган «Гарри Поттер. Дары смерти. Спрашивайте в книжных магазинах России 15 октября». Структурно слоган выглядит так: книга, подразумевающая известный кинофильм, + призыв всем прибыть в книжные магазины страны в определенный срок. Или еще один образец комаркетинга фильма и телеканала в слогане: «Гарри Поттер». Все серии. Большое кино на ТНТ».

Пользователи Фейсбука после митингов на Якиманке и Болотной в феврале 2012 года голосовали в Интернете. Выбрали лучшие, на их взгляд, митинговые плакаты и лозунги проведенных шествий[4]. Первое место было отдано лозунгу «Не раскачивайте лодку – нашу крысу тошнит!». На втором – «У свободы нет плохой погоды». На третьем месте оказался слоган «Не замерзнем, не простим». Затем вполне узнаваемый по ссылке на текст широко известной рекламы стиральных порошков «Вы всё еще в Кремле? Тогда мы идем к вам». Результаты конкурса свидетельствуют о том, что и политические акции в значительной мере сегодня рубрицируются смысловыми координатами слоганов.

Кино по давней традиции продолжает властвовать над нами, манит, восхищает, обучает, влияет, воспитывает. Предлагает огромный материал для использования в рекламе. Как же в наше меркантильное время не обратиться к такому кладезю чужой креативности для воздействия на массовую аудиторию. Как можно избежать соблазна перефразировать любимые реплики из любимых лент? Из киноколодца вполне успешно удается «водицы напиться» многим авторам слоганов.

По-прежнему одна из самых значимых содержательных характеристик того, чту российский человек видит, чувствует, осязает, обоняет, связана с кинематографом. С восторгом от продукции знаменитых кинофабрик в Лос-Анджелесе, родных и близких компании «Макдоналдс», ее классические чизбургеры рекламировались слоганом «Прям Голливуд! Классика всегда в цене!». Да и наши промоутеры не отстают от зарубежных коллег: «Всё как в кино. Коньково. 20 лет». При этом авторы не отдают себе отчет в том, что реальная жизнь и жизнь киношная – это, как говорят в Одессе, «две большие разницы» в восприятии их же клиентов – посетителей и покупателей. Нам продолжают внушать: рынок – это красивые декорации, а не реальная жизнь; не осуществление мечты, а сплошная «фабрика грез», в которой нас приглашают стать ряжеными, но при этом виртуальными киногероями. 


[1] См.: «Новая газета», № 53, 20.05.2013.
[2] Мф. 26:52.
[3] См.: «Новая газета», № 131, 22.11.2013.
[4] См.: «Новая газета» № 13, 08.02.2012.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Warning: imagejpeg(): gd-jpeg: JPEG library reports unrecoverable error: in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/gk_classes/gk.thumbs.php on line 390
Сопричастность. «Сердце мира», режиссер Наталья Мещанинова

Блоги

Сопричастность. «Сердце мира», режиссер Наталья Мещанинова

"Искусство кино"

Статья Зары Абдуллаевой про "Сердце мира" Натальи Мещаниновой написана для будущего номера "Искусства кино", целиком посвященного российскому кино. Но в день московской предпремьеры этого фильма мы решили сделать публикацию на сайте.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Фильм Сэмюэля Беккета «Фильм» как коллизия литературы и кино

№3/4

Фильм Сэмюэля Беккета «Фильм» как коллизия литературы и кино

Лев Наумов

В 3/4 номере журнала «ИСКУССТВО КИНО» опубликована статья Льва Наумова о Сэмуэле Беккете. Публикуем этот текст и на сайте – без сокращений и в авторской редакции.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

Минкульт запретил прокат «Клипа»

17.10.2012

Министерство культуры РФ отказало в прокате картине «Клип» сербского режиссёра-дебютанта Майи Милош, сообщает arthouse.ru. В поясняющем письме за подписью Ивана Демидова, сказано, что в фильме «демонстрируются сцены, содержащие нецензурную брань, сцены употребления наркотиков и алкоголя, а также материалы порнографического характера».