Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Датчанин на Диком Западе. «Спасение», режиссер Кристиан Левринг - Искусство кино

Датчанин на Диком Западе. «Спасение», режиссер Кристиан Левринг

В 1864 году Дания потерпела поражение от Пруссии и Австрии в войне за герцогства Шлезвиг и Гольштейн. «Чем не повод начать новую жизнь?» – мог подумать датский вояка Йон, перед тем как пересечь океан. Фильм Кристиана Левринга (подписант манифеста «Догма 95», режиссер четвертого из «догматических» фильмов – «Король жив») застает бывшего солдата на Диком Западе шесть лет спустя. Теперь Йона зовут Джон, с оружием в руках и при поддержке родного брата Пита (раньше, можно догадаться, был Петером) он сколотил небольшой капитал и встречает жену и сына, которых не видел со дня переселения. Как только в дилижанс к воссо­единившейся семье вне согласия с заранее приобретенными билетами подсаживают парочку неприятных попутчиков, становится ясно, что новой мирной жизни не будет, а будет вестерн про месть.

Джона играет датчанин Мадс Миккельсен, Пита – швед Микаэль Пешбрандт, популярный на родине актер, зрителям остального мира известный по эпизодической роли человека-медведя Беорна в «Хоббите» Питера Джексона. Скандинавская стать обоих отлично вписывается в декорации Дикого Запада: Америка – плавильный котел, американцем может стать любой человек, умел бы обращаться с кольтом и говорить на английском. Леврингу эта мысль нравится. Чтобы подчеркнуть ее, он сохраняет многообразие акцентов и разбавляет английский родными языками переселенцев. В речи Джона и Пита звучат северные обертоны, а меж собой они и вовсе говорят на датском. Завидев их на улице уже в статусе «разыскиваются», горожанка окликает мужа на испанском.

Герой Эрика Кантона (бывший французский футболист играет одного из помощников главного негодяя), не стесняясь, картавит и интересуется у бывшего солдата, с кем тот воевал: «С немцами? Уважаю».

Только вот, чтобы выжить здесь, нужно перестать быть тем, кем ты был раньше. Попытка вернуться в кроткий датский режим проваливается – ангелоподобным белокурым гостям из прошлой жизни не пережить даже поездку от вокзала до дома. Функциональность жены и сына – они появляются в фильме только для того, чтобы их убили, – почти анекдотична. Но разыгрывается этот анекдот в режиме хоррора: замкнутое пространство, нарастающее напряжение, уповать остается только на себя – ближний может оказаться монстром или обывателем, который предпочтет не вмешиваться в дела монстра. Ассимиляция сурова.

Впрочем, прививание национальных элементов корневому американскому жанру Левринга интересует постольку-поскольку, хоть его фильм и встраивается в небольшую новую волну европейских вестернов. Год назад в «Золоте» Томаса Арслана, представителя «берлинской школы», немцы искали в Канаде дорогу на Клондайк. Картина, в свою очередь, перекликалась с «Путем Мика» американки Келли Райхардт – величественные в простоте просторы, изматывающий путь, дегероизация путников, сильная женщина в центре. В этом году местным хитом стал австро-германский фильм Андреаса Прохаски «Темная долина» – вестерн наоборот, герой которого американец в Альпах.

savlation-2«Спасение»

Расширяя географию, можно вспомнить, что и в «Джанго освобожденном» освобождение и прогрессивные воззрения приносил немец Кинг Шульц в исполнении австрийца Кристофа Вальца. В программе же Каннского кинофестиваля «Спасение» соседствовало с наследующим несколько иной традиции метафизическим вестерном аргентинца Лисандро Алонсо «Хауха». Там главным героем был еще один датский солдат, а сыграл его Вигго Мортенсен – актер, который родился в Нью-Йорке, рос в Венесуэле, Дании и Аргентине, а в кино на родном языке отца заговорил впервые.

Подобное перечисление скорее помогает определить общий контекст, чем указывает на систему координат Левринга, который, по собственному признанию, вырос на классических и спагетти-вестернах. Его «Спасение» оказывается ближе к «Местному» Томми Ли Джонса, еще одному вестерну в каннской программе этого года, в котором есть и путешествие, и женщина с оружием, и месть.

У датчанина женщину с оружием играет Эва Грин, и за ружье она берется не сразу, но предсказать подобный поворот несложно – словно желающий испепелить каждого взгляд исподлобья, вырезанный индейцами язык, оставленные ими же татуировки и шрам, пересекающий линию сомкнутых навсегда губ. Левринг тащит в картину клише за клише, не боится ни чрезмерного, ни нарочитого. Главный антагонист (Джеффри Дин Морган) здесь носит красный макинтош и хладнокровно убивает старушек, калек и прочих невинных обитателей многострадального городка, но героиня Грин по части перехлеста выигрывает у всех: она сближает происходящее с комиксом, легко представить «Спасение» перекрашенным в духе «Города грехов» и с мрачным голосом за кадром.

Герой Миккельсена вышел более сдержанным, близким к канонам: от Джона Уэйна в тех же «Искателях» до Клинта Иствуда в «долларовой трилогии» Серджо Леоне. Кто, кроме Миккельсена, мог прийти в голову, прозвучи лет пять назад: «Как насчет датского вестерна?» Этот актер уже играл роль, которая идеально воплощает дух вестерна в «Вознесении в Вальхаллу» Николаса Виндинга Рефна: бессловесный герой-одиночка без прошлого и будущего, путешествие на Запад, высадка в Новом Свете и даже столкновение с индейцами. Поместив Миккельсена в декорации Дикого Запада и вложив в его руку револьвер, Левринг лишь формализовал образ, сложившийся в «Вальхалле» и прошлогоднем «Михаэле Кольхаасе» Арно де Пальера – фильм, снятый по мотивам новеллы Генриха фон Клейста, тоже был историей о мести.

И насколько бы ни был убедителен Миккельсен, перед нами не переосмысление, но воспроизведение жанра по вольным правилам детской игры. Вместо того чтобы снять датский вестерн о Диком Западе, Левринг снял датский вестерн об американских и итало-американских вестернах, о фильмах, которые смотрел в 1960-е и 1970-е. Они так же близки, как и тогда, но реальность, стоящая за ними, судя по результату, режиссеру безразлична. Итальянцы снимали Дикий Запад на юге Испании, он снимает в Южной Африке, а значительную часть декораций достраивает в кадре при помощи компьютера. Пририсовать к южноафриканским просторам пару характерной формы скал – и вот уже все пишут про Долину памятников и «Искателей» Джона Форда.

savlation-3«Спасение»

Занятно, что хваливший «Искателей» в 1956 году критик The New York Times Босли Краузер сетовал всего на две вещи: на то, что фильм у Форда вышел больно длинный и однообразный, и на то, что режиссер позволил себе снять в павильоне слишком много сцен, которые лучше было бы снять на натуре. Подобный компромисс для участника «Догмы 95» и человека, который годами снимал рекламные ролики для BMW и Mercedes, естествен. Это не история про ревизию жанра или рефлексию о нем. Из терминов на «ре-» для оценки «Спасения» скорее подошла бы реконструкция, да и то звучит чересчур сложно.

Левринг любовно складывает детали жанра, с которым уже столько всего проделали, что подступаться к нему с серьезными намерениями можно, только имея очень веские причины. Отбросив попытки построений, просто представим следующее: датчанину дали коробку с кубиками LEGO из серии «Дикий Запад» – он собрал салун, офисы мэра и шерифа и нефтяной компании, расставил фигурки и славно порезвился.


«Спасение»
The Salvation
Авторы сценария Андерс Томас Йенсен, Кристиан Левринг
Режиссер Кристиан Левринг
Оператор Енс Шлоссер
Художники Йорген Мунк, Шанталь Картер
Композитор Каспер Виндинг
В ролях: Мадс Миккельсен, Эва Грин, Джеффри Дин Морган, Эрик Кантона, Микаэль Пешбрандт, Дуглас Хеншелл, Майкл Реймонд-Джеймс, Джонатан Прайс, Александр Арнолд, Нанна Эланд Фабрисиус и другие
Danmarks Radio (DR), Det Danske Filminstitut, F.I.L.M.S., Film i Väst, Forward Films, Nordisk Film Distribution, Nordisk Film- & TV-Fond, Programme MEDIA de la Communauté Européenne, Spier Films, The Department of Trade and Industry of South Africa, TrustNordisk, Zentropa Entertainments
Дания – Великобритания – ЮАР
2014


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Warning: imagejpeg(): gd-jpeg: JPEG library reports unrecoverable error: in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/gk_classes/gk.thumbs.php on line 390
Пережить темные века. «О, интернет! Грезы цифрового мира», режиссер Вернер Херцог

Блоги

Пережить темные века. «О, интернет! Грезы цифрового мира», режиссер Вернер Херцог

Нина Цыркун

«Мир станет другим. Смотри» – это слоган VI Международного фестиваля кино о науке и технологиях 360°, который проводится московским Политехническим музеем совместно с компанией Beat Films. О фильме открытия – документальной ленте Вернера Херцога «О, интернет! Грезы цифрового мира», конце октября выходящей в российский прокат, – Нина Цыркун.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Двойная жизнь. «Бесконечный футбол», режиссер Корнелиу Порумбою

№3/4

Двойная жизнь. «Бесконечный футбол», режиссер Корнелиу Порумбою

Зара Абдуллаева

Корнелиу Порумбою, как и Кристи Пуйю, продолжает исследовать травматическое сознание своих современников, двадцать семь лет назад переживших румынскую революцию. Второй раз после «Второй игры», показанной тоже на Берлинале в программе «Форум», он выбирает фабулой своего антизрелищного документального кино футбол. Теперь это «Бесконечный футбол».


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

В Петербурге пройдет ретроспектива Пьера Леона

23.11.2015

В Санкт-Петербурге на Новой сцене Александринского театра с 25 по 28 ноября состоится первая в России ретроспектива французского режиссера Пьера Леона.