Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
ВКонтакте. Председатель жюри об «Артдокфесте» - Искусство кино

ВКонтакте. Председатель жюри об «Артдокфесте»

Если отвлечься от того очевидного факта, что международные фестивали масштаба и класса «Артдокфеста» должны проходить при реальной и значительной поддержке государства, как это делается повсюду, кроме нас, то все было прекрасно. Несмотря на то что Министерство культуры заявлением министра Мединского заранее объявило о полном отказе в какой-либо поддержке международного фестиваля с устойчивым многолетним авторитетом, экраны с утра допоздна показывали разнообразные программы. Зрительные залы всегда были переполнены.

artdocfest-logoКачественный состав публики был всем на зависть, молодежь преобладала. Все профессионалы-документалисты были здесь, в шести залах «Горизонта», «Фитиля» и в Центре документального кино. Многочисленные дискуссии и обсуждения шли сплошным потоком.

После демонстрации каждого фильма режиссер излагал свой замысел, зрители определяли свое к нему отношение. Ясно, что при таком плотном контакте любое пустословие будет открыто для критики, а ростки нового будут замечены и оценены. Вечерами в зале кинотеатра «Фитиль» шли дискуссии – без ограничения времени.

Этот тип общения, присущий именно документальным фестивалям, когда все – авторы, критики и зрители – ощущают себя чем-то единым, лучше всего говорит о необходимости неигрового кино, о том, что его место не должно пустовать: оно не сможет быть занято ничем другим.

Более того, этот вид кинематографа вторгается в нашу жизнь все активнее и разнообразнее. Техника на пороге полной доступности. Еще два-три года, и массовый айфон получит параметры вполне профессиональной кинокамеры. А программы монтажа в Интернете изложены с доступностью для любого уровня контакта. С технической стороной вопроса проблем нет уже сегодня для всех, включая подростков. Айфон и ноутбук позволяют в домашних условиях снять и смонтировать фильм, пригодный к показу, и его уровень будет близок к профессиональному. Во всяком случае, покажет творческий потенциал для старта движения в направлении искусства.

Впрочем, это не более чем оптимистические или, точнее, романтические надежды.

mitta-3Залы на «Артдокфесте» были переполнены

Настоящее искусство всегда и повсюду связано с длительной атакой темы. И лучшие фильмы «Артдокфеста» подтверждают победу таланта и профессионализма. Таков, по общему мнению жюри и зрителей, «Человек живет для лучшего» – авторская картина датского сценариста, режиссера и оператора Ханны Полак.

Этот фильм выражает главный постулат документализма. Искусство, то есть эмоциональный контакт создателей с темой и персонажами и такой же контакт зрителей с фильмом, вырастает на площадке, плотно и длительно утоптанной трудом. Здесь поверхностные суждения, даже если и появляются, время и многократное взаимодействие с произведением погружают их в многозначность и сложность жизни. Она объемна, стереоскопична, а опора на длительное наблюдение помогает сложить простые на первый взгляд наблюдения в глубокие и трезвые суждения. Фильм «Человек живет для лучшего» снимался с перерывом в год, два, три – четырнадцать лет. Персонажи выходили из детства, взрослели, переживали кризис, драмы, отчаяние и рождение надежды. Сюжет рассказан как реальная драма жизни. Это фильм о существовании людей на самой большой мусорной свалке в России и Европе, а говорят, и в мире. Но эта свалка – сама целый мир, где люди рождаются, растут, проходят через все этапы нормальной человеческой жизни. Героиня, обаятельная Юля, на наших глазах превращается из милого ребенка в привлекательную девушку. Годы ее жизни уплотнены в несколько сцен и эпизодов. Ей нужна самая малость: маленькая комната, чтобы вырваться из этого мусорного царства. Но на пути к клочку опоры она проходит через трагедию потери ребенка, стремится к новой надежде. И когда в конце она получает эту малость, похоже, ее жизнь преобразится. У нее будет ребенок, которого она вырастит в лучших условиях.

Название фильма лишается иронического подтекста. Никто не мог придумать этот сюжет заранее. Его сложила жизнь, а искусство документалиста придало ему форму. Поэтому естественно, что картина стала лидером, получила (единогласно) у жюри главный приз и была поддержана восхищенной овацией зрителей. «Человек живет для лучшего» обозначил рождение нового художника, упорного, внимательного к деталям, понимающего, как из маленьких осколков жизни складывается огромный неразделимый паззл истории – с началом, серединой и завершением, что впрямую отвечает правилам Аристотеля.

mitta-4"Многочисленные дискуссии и обсуждения шли сплошным потоком"

Искусство документального кино подтвердило свое родство с драматическим искусством, где наблюдения за повседневной реальностью дают толчок авторской фантазии. Неигровому кино эта цельность достается трудом длительного погружения в материал и тщательного отбора, и потому она представляется мне особенно ценной.

Документалисты – люди, чья увлеченность своей темой рассчитана на долгие съемки. Без опоры на простые нравственные ценности это «не катит». Поэтому мир документального кино, с виду простой, и в глубине сохраняет ясность и кажущуюся простоту. Это мир, в котором полезно находиться.

«Артдокфест» можно назвать фестивалем любви к своей земле. Лишенной пошлости, угодничества по отношению к власти, лицемерия «эстрадных» преувеличений. Редко какое кино так подробно и эмоционально покажет восход солнца, как это сделано в фильме Ивана Твердовского «Грумант. Остров коммунизма». Сцена, уверен, встретит восхищенный прием в любой аудитории.

«Грумант…» без иронии, с вниманием и нежностью показывает жизненные ценности, которые были главными в прошлой, исчезнувшей жизни. Но тогда сцена, в которой шахтеры в полумраке шахты идут на смену, была бы растиражирована и многократно показана везде и всюду как гимн труду, а сейчас она остается примером классного профессионального монтажа. В фильме есть три-четыре эпизода, которые надо показывать студентам – как пример мастерского установления эмоциональной связи между экраном и залом. Встреча шахтера с семьей после смены, путь угля от места добычи наверх, рассвет после полярной ночи. Простые, обыденные сцены подтверждают мысль о том, что задачей художника всегда является расширение круга поэзии, превращение в нее прозы жизни. Сегодня мы среди прочего выкинули из памяти и забыли все поэтичное, связанное с трудом. Да, раньше это было предметом спекуляции. Но контекст стал другим, а каждодневный труд остался.

«Почетную награду», не связанную с конкретным призом, получил документальный фильм, выросший на базе конкретного журналистского расследования. «ДНР. Удивительная история о самодельной стране» (Великобритания) Энтони Баттса – документальный рассказ на грани комедии абсурда, где структурные элементы сюжета лежат в основе действий персонажей, их заявлений и саморазоблачений без авторского комментария. Пример того, как профессиональное мастерство режиссера помогает раздеть догола фигурки, получившие власть и вмиг раздувшиеся от сознания собственной значительности.

Но история беспощадно меняет курс и стряхивает самоназванных лидеров в новое небытие. Фильм сделан как традиционный журналистский репортаж, если бы в его наблюдательности не было иронии вторых планов, не было авторского отчаяния. И характеры остаются в памяти как художественные образы тех, кому жизнь на крутых поворотах вручает власть над судьбами тысяч бесправных сограждан.

Качество, которое отличает практически все разнообразие представленных в конкурсе картин, – это высокий профессионализм, выверенный многолетним творческим трудом. И тем не менее третью награду получил фильм молодого режиссера Анны Шишовой «На краю». Мы отметили его, потому что переживание человеческой судьбы, выброшенной на край жизни, сочувствие к парализованному калеке показывает рождение художника – тонкого, внимательного к тому, чего никто уже не замечает. Это талант, который видит жизнь там, где она угасает и без его разделяющего боль взгляда угаснет.

Оценки жюри отражали многогранность представленной жизни. «Артдокфест», созданный и сохраненный бескомпромиссной энергией Виталия Манского, и в 2014-м стал настоящим профессиональным событием. Актуальные события Евромайдана глазами украинских документалистов, Приднестровская Молдавия, Россия от Москвы до Владивостока и маленький мирок двух людей, которые трутся друг о друга, будто другой жизни нет нигде. Художники Фрида Кало и Вагрич Бахчанян. Хоспис, где люди умирают достойно. Узнающие друг друга отец и дочь… Неутомимые в наведении порядка и полные жизни бабушки – каждой за восемьдесят.

Двадцать среди двух сотен неповторимых фильмов сделали ученики Школы Марины Разбежкиной и Михаила Угарова. Это факт, который ждет осмысления. В российском кинематографе успешно и с принципиальной установкой на пронзительную правду жизни сегодня работает актуальная и продуктивная киношкола. Наращивает темпы. Ее глазами российское документальное кино видит все больше. Но что-то я не слышу по этому поводу восхищенных комментариев. Не вижу в телевизионных программах циклов фильмов этой школы, показывающих полноценное творчество и реальную жизнь – для огромной аудитории, которая ждет такого искусства, ждет правды в мелочах и в главном.

Наша жизнь станет объемнее, когда мы увидим, как она уходит от примитивности. Нам надо постоянно фиксировать ее зрелую сложность. У неигрового кино есть безграничная перспектива, а за плечами реальные достижения. Конечно, есть и конкретные препятствия, которые надо осмыслять и преодолевать. Я имею в виду не ограничения чиновников.

Кино на Channel 4 ВВС находит себе аудиторию по всему миру, потому что активно включает в документальный материал элементы игрового кино, использует структуру драматического рассказа, активно работающие детали. В английских фильмах успешно практикуется съемка исторических сцен под документ. А зрительскому успеху помогают досъемки, стилизованные под хроникальное событие. Вся палитра приемов игрового кино может служить документалистике. А у нас часто – вместо всего этого – звучит голос диктора под цепочку фотографий неважного качества.

Очень малолюдна экранная портретная галерея российского народа. У американцев она раз в пятьдесят больше, чем у нас. Люди должны видеть ярких представителей своего народа, не только чтобы гордиться ими, но чтобы вернуть самоуважение каждому человеку. Чем упрощеннее выглядит наш мир, тем он депрессивнее. Чем многообразнее и сложнее, тем больше в нем энергии. Жизнь хаотична и многолика, но пока мы не высветим в ней это разнообразие – его как бы и нет. «Артдокфест», собирающий лучшие произведения этого кинематографа, – прожектор, который высвечивает порой глубоко спрятанное богатство нашей очень непростой жизни.

За это мы ему и благодарны.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Warning: imagejpeg(): gd-jpeg: JPEG library reports unrecoverable error: in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/gk_classes/gk.thumbs.php on line 390
Джессика Хауснер: «Я женский режиссер»

Блоги

Джессика Хауснер: «Я женский режиссер»

Наталья Серебрякова

Завершился Венский кинофестиваль, на котором было представлено не так уж много австрийского кино. Но одним из таких фильмов была «Безумная любовь» Джессики Хауснер («Милая Рита», «Отель», «Лурд»). Наталья Серебрякова поговорила с режиссером.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Экзамен. «Моего брата зовут Роберт, и он идиот», режиссер Филип Грёнинг

№3/4

Экзамен. «Моего брата зовут Роберт, и он идиот», режиссер Филип Грёнинг

Антон Долин

В связи с показом 14 ноября в Москве картины Филипа Грёнинга «Моего брата зовут Роберт, и он идиот» публикуем статью Антона Долина из 3-4 номера журнала «Искусство кино».


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

На 4-м «Краю Света» победил «Корабль Тесея»

30.08.2014

29 августа в городе Южно-Сахалинск завершился IV международный кинофестиваль «Край Света». Интернациональное жюри, председателем которого выступил режиссер Вадим Абдрашитов, распределило награды следующим образом: Лучший фильм: «Корабль Тесея», режиссер Ананд Ганди (Индия) Лучший режиссер: Леван Когуашвили, фильм «Слепые свидания» (Грузия)