Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Всюду жизнь. «Человек живет для лучшего», режиссер Ханна Полак - Искусство кино

Всюду жизнь. «Человек живет для лучшего», режиссер Ханна Полак

Документальный фильм польки Ханны Полак «Человек живет для лучшего» снят на огромной мусорной свалке совсем рядом с Москвой, где собралось братство парий общества (некоторые в прошлом были врачами, учителями и даже, кажется, летчиками). Такая аннотация способна вызвать впечатление, что перед нами в лучшем случае еще один образчик чернухи, в худшем – что иностранцы злостно используют свалку отбросов, самую большую в Европе, как образ деградирующей современной России.

artdocfest-logoНо все не так просто. В свое время я убедился в этом, когда ко мне домой заглянул корреспондент газеты «Либерасьон», чтобы подготовить в преддверии Каннского фестиваля репортаж о жизни российского кинокритика. С корреспондентом пришла женщина-фотограф и предложила снять меня не в квартире (которая, видимо, показалась ей слишком мещанской в качестве среды обитания интеллектуала), а рядом, на улице. Она провела меня по всем помойкам в окрестностях Курского вокзала и каждый раз уговаривала: «Вот здесь давайте снимемся, здесь такой красивый свет…» Так вот. Фильм «Человек живет для лучшего» замечательно снят, и я не был удивлен, узнав, что Ханна Полак училась во ВГИКе на операторском факультете у самого Вадима Юсова. Натурные, преимущественно зимние съемки наполнены удивительной поэзией, свет очень красиво играет на лентах фольги и обрывках картона с надписью «Есть идея – есть ИКЕА!», так что довольно скоро зрительский глаз преодолевает брезгливость и начинает прозревать в мусорном хаосе свалки своеобразную орнаментальную эстетику.

Но главное – Ханна Полак с огромной любовью, хотя и без прикрас, снимает человеческие лица. Лица тех самых людей, которые, по ее признанию на закрытии «Артдокфеста» (где фильм получил главный приз), дали ей гораздо больше, чем могла им дать она. И это сближает ее работу с гуманистическим творчеством раннего Горького (в финальных титрах не зря цитируется «На дне») и художников-передвижников. Четырнадцать лет режиссер отслеживала жизнь своих героев, а вместе с ними – жизнь страны, ставшей для нее второй родиной. Рубеж веков и избрание Путина, захват Дубровки, другие судьбоносные события краем вторгаются в сюжет картины, иногда их отголоски доносятся из радио- и телетрансляторов, которые сконструированы умельцами, обитающими на свалке. Но у нее, у свалки, своя история, как и у каждого из живущих на ней.

plakhov-3В фокусе авторского внимания – сероглазая Юля, смышленая и какая-то отдельная, выбивающаяся из коллектива девочка, в начале фильма ей десять лет, в конце – двадцать четыре. Она попала на свалку вместе с еще молодой, но спившейся матерью, которая сбежала от мужа, бившего ее смертным боем. Они с дочкой пережили голод и холод, питались картофельными очистками и в конце концов оказались на свалке: выяснилось, что здесь можно жить лучше, чем в деревне, где «хрен куска хлеба дадут». Оттуда же, из русской глубинки, страшные россказни про мамашу, которая засунула в петлю сына за то, что разбил бутылку водки. А тут что ни день заезжают могучие машины с отходами, то из «Макдоналдса», то из супермаркетов, и каждый такой заезд очередного монстра – словно вестник надежды.

Далее начинается сортировка поступившего товара, и тут нельзя не снять шапку перед высоким профессионализмом героев. Они знают и умеют всё. Из свалочных анналов извлекают вполне приличную ¬обувь, организуют себе на ужин жирную скумбрию с соусом «табас¬ко» – в общем, гуляй, рванина! Воду зимой добывают из снега, а что касается водки, ее доставка налажена по проверенным спецканалам – перебоев не бывает. Войлоком и рубероидом обкладывают свои временные жилища. Если не считать курящих малолетних пацанов, на свалке почти образцовый быт: подростки, деликатно матерясь, гоняют мяч, парень с аккуратностью хорошего парикмахера бреет другу голову. На высоте и патриотическое воспитание: пятилетний мальчишка, вытаскивая из мусора звездно-полосатый флажок, гордо произносит: «Флаг российский!» А в одной из песен, окаймляющих действие, поют про Русь, что «сплотила узбеков, латышей», и этот миф, ныне развеянный, тоже сходит здесь за чистую монету.

Нет, свалка не рай на земле, и аборигены, зовя Путина приехать сюда и посмотреть на их житье-бытье, это прекрасно понимают. Рефрен их высказываний: «Тут хорошего мало, не представляю, чтобы провести здесь всю жизнь». Но у большинства практически нет выхода, как нет документов и прочих свидетельств «объективного существования». Это люди-призраки, они продолжают жить после смерти. Особенно неприкаянными выглядят мужики – и молодые, и постарше. Один из них пишет письмо сестре, лишившей его квартиры: он просит не материальной и не физической, а исключительно моральной поддержки (быть может, самый пронзительный эпизод картины).

plakhov-2«Человек живет для лучшего»

Понятно, что многие из этих «выпавших из гнезда» фатально обречены. Юля – не такая. Насмотревшись на ужас и убожество, она ¬сумела взлелеять свою мечту. И вот произошло чудо: мечта воплотилась в жизнь, героиня стала обладательницей собственной квартиры. Как это случилось, в общем, понятно, но детали носят скорее технический характер: по большому счету ясно, что это Рок, Судьба. Фильм с оптимистическим названием кончается, почти как голливудский: располневшая Юля в собственной квартире со всеми полагающимися мещанскими атрибутами (приедет французский корреспондент – потянет на свалку), и мать при ней, и дружок-мужичок, и она опять беременна. Жаль только девочки-крохи со щечками, как у бурундучка, которую Юля родила на свалке в шестнадцать лет и оставила в роддоме. Но фарш, как известно, невозможно провернуть назад, да и какое счастье без неизбежных жертв?


«Человек живет для лучшего»
Something Better To Come
Режиссер, оператор Ханна Полак
Danish Documentary Production
Дания
2014


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Warning: imagejpeg(): gd-jpeg: JPEG library reports unrecoverable error: in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/gk_classes/gk.thumbs.php on line 390
Говорит и показывает Амстердам

Блоги

Говорит и показывает Амстердам

Анна Прийдак

Кто несет ответственность за мировой кризис? В чем слабые места современного образования? Чем живет документальный кинематограф Южно-Восточной Азии? Почему в России опять культ Иосифа Сталина и что творится в Сочи? Проходящий с 20 ноября по 1 декабря в Амстердаме международный фестиваль документального кино (IDFA) пытается дать ответы на эти вопросы. Фестиваль уже известен российской публике, поскольку в марте был гостем Москвы в рамках перекрестного года России – Нидерландов. Анна Прийдак посетила один из дней форума, чтобы увидеть две важных премьеры и принять участие в их обсуждении.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Проект «Трамп». Портрет художника в старости

№3/4

Проект «Трамп». Портрет художника в старости

Борис Локшин

"Художник — чувствилище своей страны, своего класса, ухо, око и сердце его: он — голос своей эпохи". Максим Горький


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

Киносоюз выступил против «Этической хартии»

01.08.2013

Союз кинематографистов опубликовал официальную позицию по вопросу разработки так называемой «Этической хартии». По мнению авторов документа, опубликованного на сайте Киносоюза, «любая попытка регламентировать искусство аморальна». Напомним, что после того, как президент России Владимир Путин выступил с идеей создания «Этической хартии» для деятелей киноиндустрии и поручил к октябрю 2013 года обсудить ее принятие, была создана рабочая группа по разработке этого документа. В группу вошли режиссеры Марлен Хуциев, Карен Шахназаров, продюсер Леонид Верещагин, киновед Кирилл Разлогов, журналисты Андрей Шемякин, Генрих Боровик, Елена Ямпольская и другие. Возглавил группу первый зампред Союза Сергей Лазарук.