Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Департамент городской атмосферы. Фрагменты интервью - Искусство кино

Департамент городской атмосферы. Фрагменты интервью

Этот текст подготовлен Д.Дондуреем на материале трех интервью Сергея Капкова, опубликованных в газете «Ведомости» («Хочу взять тайм-аут, чтобы осознать все, что происходит вокруг», 11 марта 2015 года), в «Новой газете» («Праздник непослушания закончился», 16 марта 2015 года), на сайте «Эха Москвы» (расшифровка эфира программы «Сбитый фокус», 4 февраля 2015 года).

О ПРОСТРАНСТВЕ

…Приоритет города – это общественное пространство. Мы его развиваем: пешеходные зоны, маршруты, парки, скверы.

…Мы работаем на Москву и москвичей, потому что единственное, что производит страна, и город тоже, – это люди – образованные, здоровые, интеллигентные. Задача, чтобы их было больше, больше и больше. Мы не производим ни нефти, ни газа, ни алюминия. Чем больше будет грамотных и образованных, тем сильнее страна.

…Москва по интеллектуальной и как бы приятной атмосфере города ближе к Берлину. По общественным пространствам и по культурным нововведениям, потому что исторически у Берлина была западная и восточная часть, остались советские ДК и архитектура, но город менялся.

…Люди, понимающие в развитии городской инфраструктуры – эксперты, руководители других городов, – говорят, что в Москве надо остановить строительство. А высвободившиеся деньги пустить на благоустройство, инфраструктуру, ремонт и прочее. Мы должны прийти к консенсусу в том, какой город строим – четырнадцати-, восемнадцати-, двадцатимиллионный. Сейчас в Москве реально уже 14 миллионов – это, мне кажется, предельная численность.

…Вы сами скоро из-за перегруженной транспортной системы будете стремиться покупать квартиры в районе вашей работы. Ну не вы, так поколение наших детей будет вынуждено так делать. Никто с этими пробками и давкой в метро не справится. Нужны комплексные решения, многоуровневая децентрализация.

…В Москве – социально активный житель, социально активный зритель. У него есть потребности, ощущение того, что необходимо. Если мы это не удовлетворяем, то москвичи говорят: вы плохо работаете. Наша задача – сделать им, туристам и всем-всем-всем масштабное культурное предложение.

 

О КОНЦЕПЦИИ «ТРЕТЬЕГО МЕСТА»

…Мы строим то пространство, которое принадлежит людям. И не только общественное – такие театры, такие Дома культуры. Есть важная история, она прописана во многих местах, – «третье место». Люди любят свой город не только за то, что у них вот здесь квартира, а вот здесь – их рабочее место. Они любят город, конечно же, и за «третье место» – то, куда они могут пойти. Вот мы и создаем такие «третьи места», которые существуют для того, чтобы кроме всего прочего там найти «своих». Люди приходят в парк, в библиотеку, туда, где больше шансов, что они найдут друг друга в курилке, за чаем, за книгой. И вот эти места – работающие точки коммуникации – мы создаем. Основной наш критерий, он не пафосный, а человеческий, – сделать так, чтобы люди говорили: мы познакомились в Парке Горького или в нашей библиотеке… Не в армии, не в тюрьме, не в поезде или еще где-то. Здесь – в московском «третьем месте».

…Учреждения культуры стали местом общения и знакомств, в том числе и для пожилых людей. Пожилые люди больше, чем молодые, хотят общаться, и они хотят быть счастливыми. Раньше старшее поколение передавало навыки младшему – но все изменилось, когда произошла цифровая революция.

…Теперь я должен объяснить отцу, как позвонить по скайпу, как пользоваться Интернетом. Это ставит старших в непростую позицию. Поэтому мы запускали бабушек-блогеров, волонтеров, которые научили бы, как жаловаться через Интернет на собес и чиновников, – это реально продлевает людям жизнь. Стали делать библиотеки, называя их не страшным словом «медиатека», а просто и понятно: «Московская городская гостиная». Люди пенсионного возраста красиво одеваются, приходят общаться, читают периодику. Помогать людям оставаться счастливыми – хорошая задача для департамента культуры.

 

О СИНЕРГИИ ГОСУДАРСТВА, БИЗНЕСА И ОБЩЕСТВА

…Культурная политика подразумевает приоритеты, а они – повышенное финансирование и усиленную помощь.

…У нас государственная система финансирования культуры на 95 процентов... Наши меценаты, крупные предприниматели, поддерживают, как правило, музеи – Вексельберг, Абрамович, Фридман (хотя он помогает иногда и театрам, спонсируя постановки спектаклей)… Но без государства невозможно ничего сделать. Потому что дорогое имущество, потому что все места в центре заняты. Да и не надо без государства. Все равно должна быть синергия государства, частного бизнеса и общества. Все хотят поддерживать то, что представляется важным, и делать то, что привлечет интерес…

…Главное предложение – старый советский принцип: «от массовости к рекордам»… Культура, скажу банальность, основана на образовании. Тебя сначала должны научить рисовать, понимать или чувствовать музыку, читать, наконец. Вот базис. А дальше каждый из нас действует в силу своих способностей и возможностей… Чем больше детей занимается в музыкальных школах, тем больше шанс не потерять престиж нашей исполнительской школы.

…Если жизнь вынуждает нас применять какие-то запретительные меры, то мы делаем это максимально публично, как было с Pussy Riot в «Гоголь-центре». И я не жалею об этом. На городских площадках, которые мы финансируем, мы все-таки имеем право высказывать свою позицию. Хотя делаем это крайне редко… За те три года, что я занимаюсь культурной политикой в Москве, не было случая, чтобы мы не дали средств, которые у нас театр просил, на постановку спектакля, потому что нам не понравился выбор материала, пьесы.

kapkov-2Парк искусств «Музеон»

 

О ПРАВЕ БЫТЬ ДРУГИМ

…Сейчас демократия – это не только вопрос наших равных прав. Это уже право быть другим. И каждый из нас должен это понимать. Как представители либерального, так и консервативного, даже ортодоксального блока.

…Для большого многонационального города, такого плавильного котла, каким является Москва, недопустимы провокации на тему других религий и национальностей. В них я вижу опасность. Просто я ее ощущаю.

…У людей есть некие базовые ценности, сформулированные религией, детством, воспитанием в семье. Опасно эту тему провоцировать. И особенно опасно в городе как большом коллективе, где много связей между людьми разных национальностей. Я вижу основное напряжение ближайших десяти лет: взаимоотношения европейской цивилизации и исламского мира.

…Страна сама знает, как она живет. Показывать и снимать, конечно, надо. Но люди и так знают, как живут. Фильмы Балабанова все – про нас. И никогда они не были под запретом, и еще кассу собирали. В «Брате» человек в трамвае, герой Сергея Бодрова, говорит: «Не брат ты мне, гнида черножопая». И это большая проблема. Но этот фильм не решает ее. Мы и так это знаем, а должны двигаться друг другу навстречу. И сторонники «Левиафана», и критики «Левиафана». И представители одной национальности, и представители другой. И любители карикатур, и яркие противники употребления той или иной критики действующих властей.

…Нам надо научиться жить друг с другом. Особенно в Москве.

 

О ДЕНЬГАХ

…На культуру город не только тратит, но и зарабатывает. Я на это вообще по-другому смотрю.Учреждения, которыми я занимаюсь, за три года увеличили доход с трех миллиардов рублей в год до одиннадцати. Моя задача – научить людей, которые работают в театрах и других учреждениях культуры, зарабатывать. А мы всё хотим у них урезать, сокращать. У театров точно ничего урезать уже нельзя – мы сейчас даем им деньги только на содержание имущества.

…Наибольший рост прибыли, конечно, произошел за счет парков: они зарабатывали около 70 миллионов рублей, а сейчас – 1,6 миллиарда рублей в год. При этом львиную долю их прибыли (33 процента) составляют не аренда, питание или реклама, а именно услуги в сфере культуры – вход на катки, выставки и экспозиции, досуговые центры и т.п. Мы поменяли 47 процентов руководящего состава парков на молодых нормальных ребят, которые понимают их экономику, сократили долю бюджетных средств, продолжительность тендера на закупки – с сорока до пяти дней. Я из парков сделал приоритет, интересующий мэра и горожан. Это большая программа, я ее сделал, упаковал, под нее было выделено финансирование.

…У нас другой подход: мы даем финансирование, а дальше – наше доверие художнику. То есть, в принципе, я выполняю функцию акционера.

 

О НОВАТОРСТВЕ

…Департамент культуры – департамент городской атмосферы. Мы финансируем и театры современной пьесы, и театры православного искусства, как театр «Глас». Это наша миссия. Поэтому у нас широкое культурное представительство во всех группах общества…

Мы всё достроили – Театр Градского, театральный центр «Вишневый сад», театр «Русская песня», вот «Геликон-оперу» откроем в сентябре с Владимиром Владимировичем. Еще в пятнадцати театрах провели капитальный ремонт, только что открылся «Электротеатр Станиславский».

На каждый театр уходит примерно по 80 миллионов рублей; их восемьдесят четыре, сейчас уменьшаем их количество. Есть на 300 процентов окупаемые, а есть неокупаемые. Вот «Ленком» и «Современник» очень популярные и экономически выгодные театры.

…Театры – это еще и коммерция, они работают от кассы. Почему желающие туда пошли? Это обратный эффект телевизора. За последние полгода количество политического вещания на центральных каналах с получаса выросло до трех часов. Люди хотят где-то про что-то другое смотреть… Чтобы была общечеловеческая повестка, а ее можно найти в театре. Поэтому возник огромный интерес к театру, и многие люди туда пошли, чтобы задуматься, зачем мы живем.

…Сложно конкурировать с государством в лице государственных театров, шансов выиграть мало. Им гарантированно покрывается себестоимость. Ты можешь побеждать, только если делаешь театр мюзиклов, здесь ты с государством не пересекаешься.

…Новаторство в музеях основано на традициях. Лучшие практики – новое помещение Эрмитажа или Центр толерантности. Музей устроен так, если мы строим хороший музей. В театре существует глубокая, тяжелая, в хорошем смысле консервативная традиция. Русский репертуарный театр – такая глыба. Все, что там новое делается, зачастую сразу объявляется либо удачным, либо неудачным, кощунством или смелым экспериментом. Все, что касается новаторства в области общественных пространств, технологий обучения, – стопроцентное новаторство. Потому что напрямую завязано на технологию.

kapkov-3Площадка уличной культуры в Парке Горького

 

О РЕЗУЛЬТАТАХ И ПЛАНАХ

…В 2014 году на мероприятия в День города пришли шесть миллионов москвичей – это был абсолютный рекорд. Мы сами были к этому не готовы. Это, конечно, был максимум, который может переварить городская система: люди ходили пешком, оккупировали Патриаршие, ждали салюта… Люди улыбались, убеждали себя, что жизнь продолжается.

…Сейчас четыре миллиона человек ходят в театр. Надо, чтобы ходили восемь миллионов. Вы не заметите, как они станут другими людьми. Вот сейчас на катке, на тех мероприятиях, что мы устраиваем, их уже видим. Я считаю, что их уже тысяч восемьсот в городе. Это новые городские профессионалы. Люди, которые работают, платят налоги, у них есть требования к городу, и они потребляют то, что мы делаем. Они могут сказать: это хорошо, это плохо; это хорошее кафе, это плохое; это хороший театр, а это плохой.

…Единственное, чего не хватает для поколения моих современников, – это рок-клуб или что-то в этом роде, просто потому, что поколение это очень музыкальное. И еще мы обязательно сделаем красивый юбилей Майи Михайловны Плисецкой. Я летал к ней в Мюнхен, разговаривал. И сделаем хороший фестиваль хореографии с Дианой Вишневой.

…Хотел сделать кластер, как в Сан-Франциско: центр с 3D-тех­нологическим оборудованием для творческих людей. Ведь компании еще полгода назад могли бы дать принтер за полмиллиона долларов, компьютеры, на которых можно рисовать диснеевские мультфильмы. Доступ туда должен быть открытым – бесплатным или за минимальные деньги. Сейчас все должно быть прикладным, практичным.

…Задача – отремонтировать к 2018 году все парки. Омолодить, а значит, изменить театральную Москву. И, конечно, сделать уникальные образовательные проекты в области культуры. Уверен, что мы это успеем, даже кризис не помешает.

…Идут разнонаправленные движения. С одной стороны, воспроизводится советская модель управления, а с другой – скоро появится памятник жертвам сталинских репрессий, в этом году мы откроем огромный Музей истории ГУЛАГа в Самотечном переулке. Если поколение, которое в подростковом возрасте застало перестройку, объединится с поколением 90-х, власть будет вынуждена что-то делать, работать с ними. Это спровоцирует изменения. Социолог Александр Ослон говорит, что двадцатилетние живут по такой модели: идут учиться на нефтегазовые специальности, чтобы сделать компанию наподобие ТНК. Но когда они оканчивают институт, заканчивается и романтика, а что такое ипотека или страховка, эти люди не знают. Им некуда будет идти работать, и они будут давить на власть. Им уже не продашь идею, как плохо мы жили при Ельцине. Значит, появится другая идеология. А вот еще одно интересное наблюдение. Дети богатых хотят работать в бизнесе и идут в госкорпорации, а дети бедных идут в силовики и правоохранители. И когда они подрастут, заматереют и встретятся, непонятно, кто победит.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Warning: imagejpeg(): gd-jpeg: JPEG library reports unrecoverable error: in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/gk_classes/gk.thumbs.php on line 390
Бен Лир: «Мы дали слово и преступникам, и их жертвам»

Блоги

Бен Лир: «Мы дали слово и преступникам, и их жертвам»

Анна Закревская

В марте 2017 года в Лондоне прошел фестиваль документальных фильмов, посвященных защите прав человека — Human Rights Watch Film Festival. В программе была показана американская лента Бена Лира «Они называют нас чудовищами» — о подростках, в возрасте до 18 лет совершивших преступления и ожидающих своего приговора. По американским законам их будут судить как взрослых (в том числе с применением пожизненных сроков), если Сенат не примет законопроект 260, который может подарить им второй шанс. В центре повествования фильма — трое подростков в детской колонии, посещающих специальный сценарный мастер-класс.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Экзамен. «Моего брата зовут Роберт, и он идиот», режиссер Филип Грёнинг

№3/4

Экзамен. «Моего брата зовут Роберт, и он идиот», режиссер Филип Грёнинг

Антон Долин

В связи с показом 14 ноября в Москве картины Филипа Грёнинга «Моего брата зовут Роберт, и он идиот» публикуем статью Антона Долина из 3-4 номера журнала «Искусство кино».


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

XXIII «Окно в Европу» осталось без лучшего фильма

14.08.2015

В Выборге завершился XXIII фестиваль российского кино «Окно в Европу». На церемонии закрытия было вручено порядка трех десятков призов и дипломов в нескольких номинациях, включая четыре конкурсных программы. При этом, ни жюри главного конкурса «Осенние премьеры» под председательством Светланы Проскуриной, ни Гильдия кинокритиков, также оценивающая эту секцию, не смогли выбрать из предложенных картин лучшую и ограничились в первом случае Призом исполнительнице главной роли в одной из картин Ирине Купченко, а во втором - поощрительным дипломом режиссеру-дебютанту Дарье Полторацкой.