Департамент городской атмосферы. Фрагменты интервью
- №2, февраль
- Сергей Капков
Этот текст подготовлен Д.Дондуреем на материале трех интервью Сергея Капкова, опубликованных в газете «Ведомости» («Хочу взять тайм-аут, чтобы осознать все, что происходит вокруг», 11 марта 2015 года), в «Новой газете» («Праздник непослушания закончился», 16 марта 2015 года), на сайте «Эха Москвы» (расшифровка эфира программы «Сбитый фокус», 4 февраля 2015 года).
О ПРОСТРАНСТВЕ
…Приоритет города – это общественное пространство. Мы его развиваем: пешеходные зоны, маршруты, парки, скверы.
…Мы работаем на Москву и москвичей, потому что единственное, что производит страна, и город тоже, – это люди – образованные, здоровые, интеллигентные. Задача, чтобы их было больше, больше и больше. Мы не производим ни нефти, ни газа, ни алюминия. Чем больше будет грамотных и образованных, тем сильнее страна.
…Москва по интеллектуальной и как бы приятной атмосфере города ближе к Берлину. По общественным пространствам и по культурным нововведениям, потому что исторически у Берлина была западная и восточная часть, остались советские ДК и архитектура, но город менялся.
…Люди, понимающие в развитии городской инфраструктуры – эксперты, руководители других городов, – говорят, что в Москве надо остановить строительство. А высвободившиеся деньги пустить на благоустройство, инфраструктуру, ремонт и прочее. Мы должны прийти к консенсусу в том, какой город строим – четырнадцати-, восемнадцати-, двадцатимиллионный. Сейчас в Москве реально уже 14 миллионов – это, мне кажется, предельная численность.
…Вы сами скоро из-за перегруженной транспортной системы будете стремиться покупать квартиры в районе вашей работы. Ну не вы, так поколение наших детей будет вынуждено так делать. Никто с этими пробками и давкой в метро не справится. Нужны комплексные решения, многоуровневая децентрализация.
…В Москве – социально активный житель, социально активный зритель. У него есть потребности, ощущение того, что необходимо. Если мы это не удовлетворяем, то москвичи говорят: вы плохо работаете. Наша задача – сделать им, туристам и всем-всем-всем масштабное культурное предложение.
О КОНЦЕПЦИИ «ТРЕТЬЕГО МЕСТА»
…Мы строим то пространство, которое принадлежит людям. И не только общественное – такие театры, такие Дома культуры. Есть важная история, она прописана во многих местах, – «третье место». Люди любят свой город не только за то, что у них вот здесь квартира, а вот здесь – их рабочее место. Они любят город, конечно же, и за «третье место» – то, куда они могут пойти. Вот мы и создаем такие «третьи места», которые существуют для того, чтобы кроме всего прочего там найти «своих». Люди приходят в парк, в библиотеку, туда, где больше шансов, что они найдут друг друга в курилке, за чаем, за книгой. И вот эти места – работающие точки коммуникации – мы создаем. Основной наш критерий, он не пафосный, а человеческий, – сделать так, чтобы люди говорили: мы познакомились в Парке Горького или в нашей библиотеке… Не в армии, не в тюрьме, не в поезде или еще где-то. Здесь – в московском «третьем месте».
…Учреждения культуры стали местом общения и знакомств, в том числе и для пожилых людей. Пожилые люди больше, чем молодые, хотят общаться, и они хотят быть счастливыми. Раньше старшее поколение передавало навыки младшему – но все изменилось, когда произошла цифровая революция.
…Теперь я должен объяснить отцу, как позвонить по скайпу, как пользоваться Интернетом. Это ставит старших в непростую позицию. Поэтому мы запускали бабушек-блогеров, волонтеров, которые научили бы, как жаловаться через Интернет на собес и чиновников, – это реально продлевает людям жизнь. Стали делать библиотеки, называя их не страшным словом «медиатека», а просто и понятно: «Московская городская гостиная». Люди пенсионного возраста красиво одеваются, приходят общаться, читают периодику. Помогать людям оставаться счастливыми – хорошая задача для департамента культуры.
О СИНЕРГИИ ГОСУДАРСТВА, БИЗНЕСА И ОБЩЕСТВА
…Культурная политика подразумевает приоритеты, а они – повышенное финансирование и усиленную помощь.
…У нас государственная система финансирования культуры на 95 процентов... Наши меценаты, крупные предприниматели, поддерживают, как правило, музеи – Вексельберг, Абрамович, Фридман (хотя он помогает иногда и театрам, спонсируя постановки спектаклей)… Но без государства невозможно ничего сделать. Потому что дорогое имущество, потому что все места в центре заняты. Да и не надо без государства. Все равно должна быть синергия государства, частного бизнеса и общества. Все хотят поддерживать то, что представляется важным, и делать то, что привлечет интерес…
…Главное предложение – старый советский принцип: «от массовости к рекордам»… Культура, скажу банальность, основана на образовании. Тебя сначала должны научить рисовать, понимать или чувствовать музыку, читать, наконец. Вот базис. А дальше каждый из нас действует в силу своих способностей и возможностей… Чем больше детей занимается в музыкальных школах, тем больше шанс не потерять престиж нашей исполнительской школы.
…Если жизнь вынуждает нас применять какие-то запретительные меры, то мы делаем это максимально публично, как было с Pussy Riot в «Гоголь-центре». И я не жалею об этом. На городских площадках, которые мы финансируем, мы все-таки имеем право высказывать свою позицию. Хотя делаем это крайне редко… За те три года, что я занимаюсь культурной политикой в Москве, не было случая, чтобы мы не дали средств, которые у нас театр просил, на постановку спектакля, потому что нам не понравился выбор материала, пьесы.
Парк искусств «Музеон»
О ПРАВЕ БЫТЬ ДРУГИМ
…Сейчас демократия – это не только вопрос наших равных прав. Это уже право быть другим. И каждый из нас должен это понимать. Как представители либерального, так и консервативного, даже ортодоксального блока.
…Для большого многонационального города, такого плавильного котла, каким является Москва, недопустимы провокации на тему других религий и национальностей. В них я вижу опасность. Просто я ее ощущаю.
…У людей есть некие базовые ценности, сформулированные религией, детством, воспитанием в семье. Опасно эту тему провоцировать. И особенно опасно в городе как большом коллективе, где много связей между людьми разных национальностей. Я вижу основное напряжение ближайших десяти лет: взаимоотношения европейской цивилизации и исламского мира.
…Страна сама знает, как она живет. Показывать и снимать, конечно, надо. Но люди и так знают, как живут. Фильмы Балабанова все – про нас. И никогда они не были под запретом, и еще кассу собирали. В «Брате» человек в трамвае, герой Сергея Бодрова, говорит: «Не брат ты мне, гнида черножопая». И это большая проблема. Но этот фильм не решает ее. Мы и так это знаем, а должны двигаться друг другу навстречу. И сторонники «Левиафана», и критики «Левиафана». И представители одной национальности, и представители другой. И любители карикатур, и яркие противники употребления той или иной критики действующих властей.
…Нам надо научиться жить друг с другом. Особенно в Москве.
О ДЕНЬГАХ
…На культуру город не только тратит, но и зарабатывает. Я на это вообще по-другому смотрю.Учреждения, которыми я занимаюсь, за три года увеличили доход с трех миллиардов рублей в год до одиннадцати. Моя задача – научить людей, которые работают в театрах и других учреждениях культуры, зарабатывать. А мы всё хотим у них урезать, сокращать. У театров точно ничего урезать уже нельзя – мы сейчас даем им деньги только на содержание имущества.
…Наибольший рост прибыли, конечно, произошел за счет парков: они зарабатывали около 70 миллионов рублей, а сейчас – 1,6 миллиарда рублей в год. При этом львиную долю их прибыли (33 процента) составляют не аренда, питание или реклама, а именно услуги в сфере культуры – вход на катки, выставки и экспозиции, досуговые центры и т.п. Мы поменяли 47 процентов руководящего состава парков на молодых нормальных ребят, которые понимают их экономику, сократили долю бюджетных средств, продолжительность тендера на закупки – с сорока до пяти дней. Я из парков сделал приоритет, интересующий мэра и горожан. Это большая программа, я ее сделал, упаковал, под нее было выделено финансирование.
…У нас другой подход: мы даем финансирование, а дальше – наше доверие художнику. То есть, в принципе, я выполняю функцию акционера.
О НОВАТОРСТВЕ
…Департамент культуры – департамент городской атмосферы. Мы финансируем и театры современной пьесы, и театры православного искусства, как театр «Глас». Это наша миссия. Поэтому у нас широкое культурное представительство во всех группах общества…
Мы всё достроили – Театр Градского, театральный центр «Вишневый сад», театр «Русская песня», вот «Геликон-оперу» откроем в сентябре с Владимиром Владимировичем. Еще в пятнадцати театрах провели капитальный ремонт, только что открылся «Электротеатр Станиславский».
На каждый театр уходит примерно по 80 миллионов рублей; их восемьдесят четыре, сейчас уменьшаем их количество. Есть на 300 процентов окупаемые, а есть неокупаемые. Вот «Ленком» и «Современник» очень популярные и экономически выгодные театры.
…Театры – это еще и коммерция, они работают от кассы. Почему желающие туда пошли? Это обратный эффект телевизора. За последние полгода количество политического вещания на центральных каналах с получаса выросло до трех часов. Люди хотят где-то про что-то другое смотреть… Чтобы была общечеловеческая повестка, а ее можно найти в театре. Поэтому возник огромный интерес к театру, и многие люди туда пошли, чтобы задуматься, зачем мы живем.
…Сложно конкурировать с государством в лице государственных театров, шансов выиграть мало. Им гарантированно покрывается себестоимость. Ты можешь побеждать, только если делаешь театр мюзиклов, здесь ты с государством не пересекаешься.
…Новаторство в музеях основано на традициях. Лучшие практики – новое помещение Эрмитажа или Центр толерантности. Музей устроен так, если мы строим хороший музей. В театре существует глубокая, тяжелая, в хорошем смысле консервативная традиция. Русский репертуарный театр – такая глыба. Все, что там новое делается, зачастую сразу объявляется либо удачным, либо неудачным, кощунством или смелым экспериментом. Все, что касается новаторства в области общественных пространств, технологий обучения, – стопроцентное новаторство. Потому что напрямую завязано на технологию.
Площадка уличной культуры в Парке Горького
О РЕЗУЛЬТАТАХ И ПЛАНАХ
…В 2014 году на мероприятия в День города пришли шесть миллионов москвичей – это был абсолютный рекорд. Мы сами были к этому не готовы. Это, конечно, был максимум, который может переварить городская система: люди ходили пешком, оккупировали Патриаршие, ждали салюта… Люди улыбались, убеждали себя, что жизнь продолжается.
…Сейчас четыре миллиона человек ходят в театр. Надо, чтобы ходили восемь миллионов. Вы не заметите, как они станут другими людьми. Вот сейчас на катке, на тех мероприятиях, что мы устраиваем, их уже видим. Я считаю, что их уже тысяч восемьсот в городе. Это новые городские профессионалы. Люди, которые работают, платят налоги, у них есть требования к городу, и они потребляют то, что мы делаем. Они могут сказать: это хорошо, это плохо; это хорошее кафе, это плохое; это хороший театр, а это плохой.
…Единственное, чего не хватает для поколения моих современников, – это рок-клуб или что-то в этом роде, просто потому, что поколение это очень музыкальное. И еще мы обязательно сделаем красивый юбилей Майи Михайловны Плисецкой. Я летал к ней в Мюнхен, разговаривал. И сделаем хороший фестиваль хореографии с Дианой Вишневой.
…Хотел сделать кластер, как в Сан-Франциско: центр с 3D-технологическим оборудованием для творческих людей. Ведь компании еще полгода назад могли бы дать принтер за полмиллиона долларов, компьютеры, на которых можно рисовать диснеевские мультфильмы. Доступ туда должен быть открытым – бесплатным или за минимальные деньги. Сейчас все должно быть прикладным, практичным.
…Задача – отремонтировать к 2018 году все парки. Омолодить, а значит, изменить театральную Москву. И, конечно, сделать уникальные образовательные проекты в области культуры. Уверен, что мы это успеем, даже кризис не помешает.
…Идут разнонаправленные движения. С одной стороны, воспроизводится советская модель управления, а с другой – скоро появится памятник жертвам сталинских репрессий, в этом году мы откроем огромный Музей истории ГУЛАГа в Самотечном переулке. Если поколение, которое в подростковом возрасте застало перестройку, объединится с поколением 90-х, власть будет вынуждена что-то делать, работать с ними. Это спровоцирует изменения. Социолог Александр Ослон говорит, что двадцатилетние живут по такой модели: идут учиться на нефтегазовые специальности, чтобы сделать компанию наподобие ТНК. Но когда они оканчивают институт, заканчивается и романтика, а что такое ипотека или страховка, эти люди не знают. Им некуда будет идти работать, и они будут давить на власть. Им уже не продашь идею, как плохо мы жили при Ельцине. Значит, появится другая идеология. А вот еще одно интересное наблюдение. Дети богатых хотят работать в бизнесе и идут в госкорпорации, а дети бедных идут в силовики и правоохранители. И когда они подрастут, заматереют и встретятся, непонятно, кто победит.