Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Миф и жертвы - Искусство кино

Миф и жертвы

  • Блоги
  • Зара Абдуллаева

В Москве завершился «Артдокфест». ИК уже писало о получившем Гран-при фильме «Милана» Мадины Мустафиной. Специальный приз фестиваля достался картине голландского режиссера Джессики Гортер «900 дней». О ней рассказывает Зара Абдуллаева.


Для меня самый сильный фильм «Артдокфеста-2011» -- «900 дней» голландской документалистки Джессики Гортер. Но значение ее новейшей хроники выходит за рамки конкретного фестиваля. «900 дней» имеет подзаголовок: «Миф и реальность блокады». Гортер вместе с голландской группой погружаются в этот миф, в эту реальность, не впадая в тенденциозность или публицистику, а проходит по лезвию бритвы и создает объемный портрет прошлого (в хронике, секретных документах) и настоящего (в воспоминаниях блокадников и в парадном чествовании 65-летия Победы).

Казалось бы, «всё» про это известно. Чем же может удивить молодой голландский режиссер после «Блокадной книги», недавних публикаций дневников, после бесчисленных фильмов о ленинградском кошмаре? Гортер снимает не героев, которые получают (и в ее фильме тоже) поздравительные телеграммы из Кремля и подарки школьников, а жертв и войны, и режима, даже если кто-то из выживших блокадников себя жертвами не считает, поддерживая, чтобы жизнь свою не перечеркнуть, героический миф. Но травму свою так и не проработав – только утешив.

В одной семье выключают телевизор, транслирующий официальные речи к 65-летию Победы, с комментарием: «Лучше это не смотреть, чем смотреть неправду». Другая блокадница, живущая с множеством кошек в убитой замшелой квартире, не нуждается в медалях – «все это казенное». Она беззлобно передразнивает парадные речи -- «ваше поколение…». А вспоминает, как подделала подпись умершей матери, пролежавшей с ней в кровати восемь дней, на хлебных карточках, как съела кошку, которую кормила до войны, на свой одиннадцатилетний день рождения. О своем разговоре со священником, которому рассказала о другой матери, у которой умерла дочка, она ее за окном заморозила, и отрезала кусочки мяса, чтобы кормить вторую дочь. «Грех это или грех? Мне не понять. Я считаю, что это только любовь». Не одобренный священником каннибализм сопровождается сводками секретных документов о помесячном росте числа каннибалов с указанием их социального состава и партийности/беспартийности. (Рабочие занимают в этих списках первое место, затем следуют служащие, крестьян совсем мало.) Но не эти сведения делают фильм Гортер событием. А кадр мальчика, будущего морячка, пришедшего в 2010 году с классом в Музей обороны Ленинграда и блокады и упавшего в обморок, когда экскурсовод показал фотографию ребенка-дистрофика. Эпизоды в доме еще одной блокадницы, к которой пришел в гости сын, с женой и ребенком, не знавший (узнал во время этой съемки), что мать была в ту самую страшную зиму в Кронштадте, что война ему «не очень интересна». «Вы говорили с мамой о блокаде?» - задает вопрос режиссер. «Серьезно никогда», - отвечает великовозрастный сын. Знать он об этом не хочет. И мурашки бегут по моей спине. Или вот еще эпизод. Среди счастливых блокадниц затесалась одна, чей отец вернулся из ссылки (сидел по «Ленинградскому делу») и перед смертью в 1967 году рассказавший ей такое, что она и теперь не может или не хочет в окружении сталинисток произнести. В то время как другие блокадницы уверяют режиссера: «Мы счастливое поколение», камера застревает на лице несогласной с ними молчаливой дочери непокоренного папы. Или вот еще. Муж блокадницы, которая достала из сумочки медали, комментирует: «Медаль за то, что она не сумела умереть в блокаду. Никогда не носит. Это медаль жертвы сталинского режима, случайно выжившей». И равнодушно передает медаль режиссеру – «for you». Так вдруг рождается не менее жуткая новейшая хроника, чем кадры блокады. Но ведь про этих неизвестных, незаметных людей кто-то должен был снять фильм. Чтобы запомнить их бесслезные лица, не потухшие голоса, их нетерпимость и резкую душевную боль.

 


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Фильм Сэмюэля Беккета «Фильм» как коллизия литературы и кино

№3/4

Фильм Сэмюэля Беккета «Фильм» как коллизия литературы и кино

Лев Наумов

В 3/4 номере журнала «ИСКУССТВО КИНО» опубликована статья Льва Наумова о Сэмуэле Беккете. Публикуем этот текст и на сайте – без сокращений и в авторской редакции.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

Как вернуть зрителя российскому кинематографу?

24.01.2014

К. ЛАРИНА: Добрый день. В студии ведущая Ксения Ларина. Мы начинаем программу «Культурный шок». Сегодня мы вновь говорим, поскольку есть повод. Вновь возникла идея введения квотирования российского кино. Эту идею высказал в очередной раз министр культуры Владимир Мединский: «Квотирование российского кино вводить надо, без этого российскому кино не поможешь. 


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

В Подмосковье пройдет XI МКФ «Волоколамский рубеж»

12.11.2014

С 14-18 ноября 2014 г. в городе Волоколамск Московской области пройдет ХI Международный фестиваль военно-патриотического фильма «Волоколамский рубеж». Фестиваль будет посвящен Первой мировой войне, 100-летняя годовщина которой человечество отмечает в этом году. Поэтому в программу включено несколько фильмов, посвященных Первой мировой войне, и перед открытием состоится круглый стол на соответствующую тему.