Брио ангелов
- Блоги
- Зара Абдуллаева
На 34 ММКФ в программе «Восемь с половиной фильмов» был показан последний фильм Кена Лоуча «Доля ангелов». Мы публикуем рецензию Зары Абдуллаевой на эту картину.
Трудно поверить, что Кен Лоуч снял криминальную комедию. Или даже приключенческую. Автор социальных драм, классик критического реализма сделал шаг в сторону и не оступился — не отступил от своих убеждений и взглядов. Однако позволил себе восхитительную, казалось бы, беспечность. Не в мыслях, а в предпочтении легкого жанра. Значит, старость имеет свои преимущества и для режиссеров. В случае Лоуча это преимущество заключено в новой содержательной подкладке, которую он грациозно — с воздушным изяществом — продемонстрировал.
Теперь его герои не пролетарии, не инородцы, не рабсила в образах нелегалов, а отморозки с окраин Глазго. Хулиганы в широких трениках, сосущие пиво. И отбывающие повинность на общественных работах под управлением милосердного Гарри. Найти им хоть какую-то работу невозможно, а найдя, они наверняка сорвутся. Клептоманию, дебильность и прочие полунаследственные, полуприобретенные на дне общества свойства не растворить в английском тумане. Для главного же из этих отморозков, Робби (изумительный Пол Брэнниган), найти работу — вопрос жизни/смерти. У него только что родился сын и масса проблем с местными гопниками, которые гоняются за ним с ножичком.
Лоуч вместе со своим постоянным сценаристом Полом Лаверти дает ему шанс. Однако шанс этот пахнет очередной опасностью для Робби и трех его чудесных дегенеративных дружбанов. Побывав как-то на винокурне в роли экскурсанта, Робби распознал в себе чуткого дегустатора виски. А узнав об аукционе столетней бочки, за которую могут заплатить миллион только богатейшие отморозки из американского штата или из Москвы, организует кражу драгоценного алкоголя. И ребята наживаются.
Да, поиметь шанс в стране капиталистов можно, только их надув, обмишурив. Более никак. Изменить мир нельзя. А помочь «падшим ангелам» надо. Несправедливый мир следует обыграть, если, конечно, хватит ловкости, сметки. Отморозки надевают шотландские килты, то есть маскировочные защитные костюмы, оберегающие бедняков от подозрений недогадливых полицейских и недалеких друзей миллиардеров. Светлая мысль мудрого Лоуча не оставляет хулиганам другой возможности. Смешно, ибо приключения этой четверки, их характеры — обворожительны. И горько, потому что выхода в реальности нет. Только в киноиллюзии. Вот еще, пожалуй, одно свидетельство расставания Лоуча с социальными иллюзиями. Хотя важно, что опекает болванов из Глазго хороший, а не злой социальный работник.
Поразительно, что «Гавр», свой последний фильм, Каурисмяки тоже, но совсем, совсем иначе обустраивает в жанровых фантиках и лучезарности, чтобы свой трагизм и пессимизм затаить и одновременно сделать еще более щемящим.
Поэтому хеппи энды в «Гавре» и в «Доле ангелов» — не уступка жанрам, но благородная милость настоящих людей, ну, еще великих режиссеров, без которых любым париям на экране и в зале было бы невмоготу. Такая у них доля. А «Доля ангелов» — ежегодные два процента испаряющегося (из виски) спирта. Ими, конечно, грех не воспользоваться во имя лучшей доли тех, кто прописан в «этом свободном мире», как назывался один из обжигающих безнадегой фильм Кена Лоуча.