Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Бейли в поисках смысла. «Собачья жизнь», режиссер Ласссе Хальстрем - Искусство кино

Бейли в поисках смысла. «Собачья жизнь», режиссер Ласссе Хальстрем

  • Блоги
  • Нина Цыркун

В прокат вышла картина о собаке, способной перерождаться в других собак и накапливать свой опыт взаимодействия с людьми. С успехами главного героя в изложении ретривера Трипа ознакомилась  Нина Цыркун.


Можно составить длинный список претензий, предъявляемых Лассе Халльстрёму за «Собачью жизнь». Среди них самые несуразные состоят в том, что герой фильма почему-то реинкарнирует в разные породы или что все его инкарнации говорят одним и тем же голосом. Встречается и упрек в манипулятивности – в том, что режиссер перехлестывает с сантиментами и слишком давит на наши слезные железы. Оставляя без комментариев первое обвинения, скажу, что манипуляция – родная сестра иллюзионизма и главный инструмент кино. В разные времена он то благополучно процветает, то, повинуясь прихоти художественной моды, подвергается обструкции в пользу кинематографа беспристрастного, объективного и отстраненного.

Халлстрём всегда тяготел к мелодраматизму, рассчитанному на зрительскую эмпатию, и в своем новом фильме всего лишь на полную мощность задействовал литературный материал – бестселлер В. Брюса Камерона. Режиссер не впервые взялся за историю из жизни братьев наших меньших; повлажневшие на «Собачьей жизни» глаза – мелочь по сравнению со слезами, пролитыми зрителями на картине «Хатико: самый верный друг». Потому что «Собачья жизнь» – фильм благостный и умиротворяющий от начала и до конца.

«Собачья жизнь», трейлер

Есть нечто знаменательное в том, что бурный взлет карьеры шведского режиссера, выведший его на мировую орбиту, состоялся благодаря фильму под названием «Моя собачья жизнь» по роману Рейдара Йёнссона, заработавшему Халлстрёму номинацию на «Оскар» и обеспечившему ему голливудскую карьеру. Была та картина совсем не про собаку, а про человека, но участие собаки было неспроста, тем более что потом появился и Хатико. На этот раз история рассказана самим заглавным героем, золотистым ретривером Бейли (в этой роли блистательно выступил пес Трип), и главное тут, что люди увидены его глазами. Естественным образом, это в основном взгляд снизу; в этом ракурсе человек, должно быть, кажется псу преувеличенно большим, но в то же время в его видении гипертрофируется «приземленное».

A Dog 27s Purpose 01«Собачья жизнь»

Интеллект собаки, переводя в наше измерение, можно оценить по количеству команд, которые она понимает. Собачий словарь ограничен, соответственно и видение мира (границы нашего мира есть границы нашего языка, учил Витгенштейн) укладывается в определенные рамки. В сущности, этого объема достаточно для коммуникации. Но матрица субъективности собачьей природы остается за пределами нашего понимания. В наибольшей степени мы узнаем о собаках, как и о других животных, благодаря ритуальности их поведения. Она, кстати, нам очень импонирует, потому что создает комфорт узнаваемости и удовлетворения ожиданий. Поэтому так хорошо Бейли в инкарнации корги Тино со студенткой Майей, чей быт одинокой девушки так аккуратно налажен и предсказуем. Выходящая за рамки ритуальности строптивость, наоборот, вызывает раздражение –как будто собака только для того и появилась на свет, чтобы ублажать хозяина. Поэтому Халлстрём, подбирая собак для съемок, вносил изменения в сценарий, подстраиваясь под характер «актеров», или же оставлял в отснятом материале что-нибудь незапланированное, из области собачьей импровизации. Еще одно свойство, отличающее собак и вызывающее зависть хозяев, – легкость, с какой они принимают вызов игры, которую можно преобразить и в профессию. И тогда Бейли, то есть уже немецкая овчарка Элли будет самозабвенно гоняться за преступниками вместе с полицейским Карлосом.

A Dog 27s Purpose 02«Собачья жизнь»

Замечено, что хозяин и собака часто делаются с годами похожими. Конечно, похожесть в данном случае особого рода. Высокий статный блондин Оуэн Уилсон, комментируя свою роль в фильме Вуди Аллена «Полночь в Париже», где он отчасти играет «альтер эго» самого режиссера, сказал мудрую вещь: «Я люблю не зеркала, а отражения». Отражения всегда неповторимы, потому что зеркала (медиумы) различны. Разные инкарнации пса Бейли – это его собственные разные отражения и одновременно –отражения хозяев, в сжатой, конденсированной форме. Комментируя для нас, зрителей, поведение людей, Бейли рефлектирует и по поводу самого себя, может, слишком назидательно (и, наверно, зря вербализованно) повторяя вопросы о смысле жизни. Итог, однако, ясен: чтобы понять, зачем живешь, одной жизни мало. Нужно по меньшей мере четыре. Или пять.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

№3/4

Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

Вероника Хлебникова

20 июня в Музее современного искусства GARAGE будет показан фильм Сергея Лозницы «День Победы». Показ предваряют еще две короткометражных картины режиссера – «Отражения» (2014, 17 мин.) и «Старое еврейское кладбище» (2015, 20 мин.). В связи с этим событием публикуем статьи Олега Ковалова и Вероники Хлебниковой из 3/4 номера журнала «ИСКУССТВО КИНО» о фильме «День Победы». Ниже – рецензия Вероники Хлебниковой.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

Российское общество между 2014 и 2015

12.01.2015

Вечером 2 января 2015 года на радиостанции «Эхо Москвы» была открыта новая программа, в которой принял участие культуролог, член Совета по правам человек при президенте Российской Федерации и главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей. Ведущие программы Виталий Дымарский и Ксения Ларина.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

В Ханты-Мансийске определили победителей XVI мкф «Дух огня»

07.03.2018

5 марта в Ханты-Мансийске состоялась церемония закрытия XVI международного фестиваля кинематографических дебютов «Дух огня». Публикуем всех победителей всех конкурсных программ форума.