Берлин-2014. Западно-восточный диван
- Блоги
- Зара Абдуллаева
В секции «Панорама» Берлинского фестиваля был показан фильм Цай Миньляна «Путешествие на Запад» (Journey to the West / Xi You). Зара Абдуллаева считает, что это без оговорок гениальное созерцательное кино в одновременно чувственных и абстрактных мизансценах.
Цай, вслед короткометражке «Идущий», показанной на Венецианской биеннале несколько лет назад, снимает вновь, на сей раз 56-минутное шествие буддийского монаха, образ которого отдан неизменному протагонисту режиссера Ли Каншену.
В прежнем перформансе сверхмедленный – разумеется, только с нашей точки зрения – ритм идущего монаха контрастировал с бурной турбулентностью Тайпея. Конфликт зрительского восприятия состоял в непримиримости, нестерпимости двух типов движения: безумного в мегаполисе, захлебывающегося в себе самом, и – отстраненного, невесомого, погруженного в себя. Независимого от того, что происходит вокруг, сзади, спереди во внешнем мире, зацикленном на движении ради движения, имеющего, впрочем, наверняка конкретные цели, заботы и пункты назначения.
«Идущий» (2012)
В новом опусе Цай расширяет географию монаха (паломника?), отправляет его во Францию, в Марсель. Но прежде, чем зритель замрет вместе с поднятой (прежде чем она коснется земли) в воздух ногой монаха, идущего по людным улицам, лестницам, пляжам, камера Цая надолго упрется в крупный план Дени Лавана, протагониста Каракса, на фоне прибрежных скал. Лицо в профиль Лавана (короткометражку «Идущий» режиссер снимал между своими фильмами «Лицо» и «Бродячие псы») – в глубоких морщинах и оспинных пробоинах – выражает безмолвное страдание, по щекам слезы текут. Снятый в спокойной как будто позе (мизансцене) этот человек Запада отягощен затаенной скорбью, неистребимым беспокойством.
Показав «образ» Другого, Цай возвращается к монаху, потихоньку врезающемуся, нет, вплывающему в живописный пейзаж и придающий ему своим безупречным обликом босоногого изящного человека в ярко-красном, пламенеющего цвета одеянии, иной вектор пребывания в пространстве и во времени. Здесь уже не ритм только или движение монаха пленяют своей отчетливой и непостижимой гармонией, но перпендикулярность единственной несравненной модели идущего, словно парящего человека.
«Путешествие на Запад» (2014), трейлер
Результат: гипнотическое воздействие скрытой и внятной энергии, излучаемой Ли Каншеном, завораживающей публику в зале и марсельских прохожих, спешащих по делам, сидящих на улице в кафе, фланирующих по пляжу… Это реальное время ступающего монаха, которого – по идеальной пластической и (мета)физической четкости можно сравнить с канатоходцем или балетным артистом, исполняющим медленный танец, вышибает наше восприятие из привычных – ритуально скоростных представлений, оставляя в замешательстве и с открытым ртом.
«Путешествие на Запад»
На рыночной площади монаха замечает Дени Лаван. Дивится идущему. Пробует подражать его поступи. Репетирует движения. Поднимает ногу, задерживает на весу, опускает. Оригинал и копия образуют гротескную пару. Пародийный дуэт. Вместе и даже параллельно им не сойтись. Только в подражельной – ироничной - сценке на марсельском, забитом людьми пятачке. Но Цай – известный минималист – вдруг позволяет себе отрыв в эстетизм, для него небывалый. Он придумывает съемочный трюк: зеркальную поверхность, прорезающую пространство между небом и землей.
«Путешествие на Запад»
На этой поверхности люди движутся как ни в чем ни бывало вверх ногами над головой Идущего (монаха). А он, «перевернувший» мир невольно, ничего для этого не предприняв, никаких поступков, только показал себя, только показался и сбил с толку – заворожил – взгляд всех других существ на свете…