Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Берлин-2014. Западно-восточный диван - Искусство кино

Берлин-2014. Западно-восточный диван

  • Блоги
  • Зара Абдуллаева

В секции «Панорама» Берлинского фестиваля был показан фильм Цай Миньляна «Путешествие на Запад» (Journey to the West / Xi You). Зара Абдуллаева считает, что это без оговорок гениальное созерцательное кино в одновременно чувственных и абстрактных мизансценах.


berlinale logoЦай, вслед короткометражке «Идущий», показанной на Венецианской биеннале несколько лет назад, снимает вновь, на сей раз 56-минутное шествие буддийского монаха, образ которого отдан неизменному протагонисту режиссера Ли Каншену.

В прежнем перформансе сверхмедленный – разумеется, только с нашей точки зрения – ритм идущего монаха контрастировал с бурной турбулентностью Тайпея. Конфликт зрительского восприятия состоял в непримиримости, нестерпимости двух типов движения: безумного в мегаполисе, захлебывающегося в себе самом, и – отстраненного, невесомого, погруженного в себя. Независимого от того, что происходит вокруг, сзади, спереди во внешнем мире, зацикленном на движении ради движения, имеющего, впрочем, наверняка конкретные цели, заботы и пункты назначения.


«Идущий» (2012)

В новом опусе Цай расширяет географию монаха (паломника?), отправляет его во Францию, в Марсель. Но прежде, чем зритель замрет вместе с поднятой (прежде чем она коснется земли) в воздух ногой монаха, идущего по людным улицам, лестницам, пляжам, камера Цая надолго упрется в крупный план Дени Лавана, протагониста Каракса, на фоне прибрежных скал. Лицо в профиль Лавана (короткометражку «Идущий» режиссер снимал между своими фильмами «Лицо» и «Бродячие псы») – в глубоких морщинах и оспинных пробоинах – выражает безмолвное страдание, по щекам слезы текут. Снятый в спокойной как будто позе (мизансцене) этот человек Запада отягощен затаенной скорбью, неистребимым беспокойством.

Показав «образ» Другого, Цай возвращается к монаху, потихоньку врезающемуся, нет, вплывающему в живописный пейзаж и придающий ему своим безупречным обликом босоногого изящного человека в ярко-красном, пламенеющего цвета одеянии, иной вектор пребывания в пространстве и во времени. Здесь уже не ритм только или движение монаха пленяют своей отчетливой и непостижимой гармонией, но перпендикулярность единственной несравненной модели идущего, словно парящего человека.


«Путешествие на Запад» (2014), трейлер

Результат: гипнотическое воздействие скрытой и внятной энергии, излучаемой Ли Каншеном, завораживающей публику в зале и марсельских прохожих, спешащих по делам, сидящих на улице в кафе, фланирующих по пляжу… Это реальное время ступающего монаха, которого – по идеальной пластической и (мета)физической четкости можно сравнить с канатоходцем или балетным артистом, исполняющим медленный танец, вышибает наше восприятие из привычных – ритуально скоростных представлений, оставляя в замешательстве и с открытым ртом.

berlin-tsai-3
«Путешествие на Запад»

На рыночной площади монаха замечает Дени Лаван. Дивится идущему. Пробует подражать его поступи. Репетирует движения. Поднимает ногу, задерживает на весу, опускает. Оригинал и копия образуют гротескную пару. Пародийный дуэт. Вместе и даже параллельно им не сойтись. Только в подражельной – ироничной - сценке на марсельском, забитом людьми пятачке. Но Цай – известный минималист – вдруг позволяет себе отрыв в эстетизм, для него небывалый. Он придумывает съемочный трюк: зеркальную поверхность, прорезающую пространство между небом и землей.

berlin-tsai-2
«Путешествие на Запад»

На этой поверхности люди движутся как ни в чем ни бывало вверх ногами над головой Идущего (монаха). А он, «перевернувший» мир невольно, ничего для этого не предприняв, никаких поступков, только показал себя, только показался и сбил с толку – заворожил – взгляд всех других существ на свете…


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Экзамен. «Моего брата зовут Роберт, и он идиот», режиссер Филип Грёнинг

№3/4

Экзамен. «Моего брата зовут Роберт, и он идиот», режиссер Филип Грёнинг

Антон Долин

В связи с показом 14 ноября в Москве картины Филипа Грёнинга «Моего брата зовут Роберт, и он идиот» публикуем статью Антона Долина из 3-4 номера журнала «Искусство кино».


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

Новость, которая становится важной, потом главной, потом – единственной

18.10.2012

Выступление в передаче «Особое мнение» на радиостанции «Эхо Москвы». О.ЖУРАВЛЁВА: Добрый вечер. Это программа «Особое мнение», меня зовут Ольга Журавлёва, у нас в гостях сегодня внезапно главный редактор журнала «Искусство кино», культуролог Даниил Дондурей.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

«Молодость» завершилась триумфом «Человеческой массы»

28.10.2013

26 октября в Киеве (Украина) состоялась торжественная церемония закрытия 43-го международного кинофестиваля «Молодость». Гран-при «Золотой скифский олень» и сертификат на 80 тысяч гривен получил студенческий короткометражный фильм «Человеческая масса» (The Mass of Men) режиссера Габриэля Гоше, Великобритания. Победитель международного полнометражного конкурса – фильм «Ило Ило» (Ilo Ilo) Энтони Чена (Сингапур) – получил сертификат на 2500 долларов США.