Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Что скрывает ложь - Искусство кино

Что скрывает ложь

  • Блоги
  • Нина Цыркун

Сначала начинаешь думать: что за жанр избрал Барт Лейтон для своего фильма «Самозванец»? Документальный ли это фильм, в чем убеждают размытые, расфокусированные кадры и бесхитростно снятые фрагменты интервью? Или мокьюментари, на что указывают некоторые абсолютно неправдоподобные эпизоды?

Еще более запутывает дело фильмография, в которой указывается, что некоторых персонажей играют одновременно и актеры, и сами участники событий.  А может быть, это триллер, смонтированный по следам реальных событий как гибрид home video, телерепортажа и прямого интервью на камеру в сопровождении мрачного саундрека Энн Никитин?

Скорее всего, именно так. А начинается фильм именно как home video, снятое «режиссером», который является и главным героем, подростком из техасского городка Николасом Барли, чье бесследное исчезновегние даже не удостоилось упоминания в теленовостях. Семья – мать, старшая сестра и ее муж – остались со своим горем одни.

Прошло три года с половиной года, и пара туристов обнаружила в испанском Линаресе испуганного молчаливого подростка, который позже назвался Николасом Барли. Но кто он на самом деле? Это мы тоже быстро узнаем, причем открывшаяся «действительность» оказывается покруче и уж точно неправдоподобнее вымысла. За 16-летнего техасского подростка с голубыми глазами и русыми волосами выдает себя 23-летний метис – наполовину алжирец, наполовину француз – Фредерик Бурден.

TheImposter3

Фильм многослоен, и читается как триллер с неожиданным финалом, и одновременно как драма идентификации с серьезной экзистенциально-психологической начинкой. Бурден убедительно объясняет, что заставило его сыграть в эту опасную игру. «Я всегда хотел быть другим. Кого люди примут. И научился быть убедительным». Характерно, что он даже почти не врал, отвечая только на нейтральные вопросы и таким образом оставаясь на границе между своим и чужим «я». Словно боясь потерять то, что не любит, ненавидит в себе, свою, говоря юнговским языком, тень, и в то же время страстно желая сохранить за собой чужую маску, в которой так удобно приспособиться к жизни.

Незаконнорожденный ребенок, ненужный ни своей слишком юной матери, ни случайному отцу, ни ярому расисту-деду, он безумно жалеет себя, потому что у него украли детство, и стремится в свою очередь выкрасть детство у другого, чтобы насладиться любовью ближних. По мере того, как в историю втягиваются все новые лица, фантазия Бурдена, которому приходится объяснять щекотливые моменты, связанные с «вживанием в роль», разыгрывается все ярче: он описывает, как его похитили и привезли на самолете в Испанию, где он попал в руки неких военных, говорящих на разных языках и жуткими экспериментальными способами меняющих его внешность. Бурдену удалось провести испанских полицейских, мадридских консулов, выдавших ему американский паспорт, и главное – семью мальчика, встретившую его с распростертыми объятьями. Однако обратная прокрутка, повторение некоторых ключевых кадров наводит на подозрение, что здесь что-то не так.

TheImposter

Навязчивые поиски другой идентификации – это, конечно, болезнь, а психически больные люди чрезвычайно хитры и изворотливы. Чувствуя, что он на грани провала, Бурден подкидывает жуткую идею, на которую ведутся и агент ФБР, и бывший агент, заинтересовавшийся этим казусом. Ужасно хотелось бы об этом потолковать, но, боюсь, я и так уже выдала достаточно спойлеров, хотя на самом деле спойлеры не могут испортить просмотр: Лейтону удается создать такой саспенс, что даже предугадывая финал, фильм смотришь, затаив дыхание, как, пожалуй, «Ведьму из Блэр».

И все же насчет еще одной загадки не могу не поговорить. Почему семья так охотно поверила в возвращение Николаса? Надев черные очки и куртку на пару размеров больше, надвинув на глаза бейсболку, Фредерик мог обмануть посторонних. Но мать и сестру… В их «родном» доме… Мы уже тоже готовы повестись на страшную и хитроумную идею главного героя не столько благодаря его почти профессиональной убедительности, сколько в силу фактов, на которых со своим хитроумием за которыми настойчиво следит камера Эрика Александера Уилсона и Линды Холл. Почему мать закатывает истерику, когда ей предлагают сдать анализ ДНК? Почему сестра буквально подсказывает Фредерику ответы, показывая ему семейный альбом и задавая вопросы о близких?

Ответ, в сущности, возвращает нас к началу фильма, где Беверли (мать) и сестра Николаса говорят о том, что они были брошены в своей беде. Отвечая на эти вопросы, Беверли сказала: «Моей главной целью в то время было не думать».

Изощренный ум и нарочитый отказ от благоразумия встретились на этом поле поисков (и похищения) идентичности. Кто победил – вот в чем вопрос.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Фильм Сэмюэля Беккета «Фильм» как коллизия литературы и кино

№3/4

Фильм Сэмюэля Беккета «Фильм» как коллизия литературы и кино

Лев Наумов

В 3/4 номере журнала «ИСКУССТВО КИНО» опубликована статья Льва Наумова о Сэмуэле Беккете. Публикуем этот текст и на сайте – без сокращений и в авторской редакции.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

Широкие и узкие основы культуры. Даниил Дондурей: «Этот проект — модель идеального мира»

22.11.2014

Подходит к концу работа над проектом «Основ государственной культурной политики». Позади десятки заседаний, открытых и закрытых обсуждений. За это время проект «Основ», работа над которым курируется на самом высоком уровне, спровоцировал ряд острых споров, попутно приобретя статус чуть ли не главного документа страны. При том, что никакой законодательной силы он иметь не будет.  


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

На 67-м Каннском фестивале восторжествовала «Зимняя спячка»

24.05.2014

24 мая в Канне состоялась торжественная церемония вручения призов 67-го Международного кинофестиваля. Главный приз, «Золотую пальмовую ветвь», жюри во главе с Джейн Кэмпион присудило «Зимней спячке» турецкого режиссера Нури Бильге Джейлана. Джейлан ранее уже получал в Канне Гран-при и приз за режиссуру. Единственный российский участник главного конкурса, фильм Андрея Звягинцева  «Левиафан» получил приз за лучший сценарий (авторы сценария Олег Негин и Андрей Звягинцев).