Диана: в тени и на свету

  • Блоги
  • Нина Цыркун

30 октября картиной «Диана. История любви» в Москве открылся фестиваль «Новое Британское кино». О мелодраме Оливера Хиршбигеля, посвященной тайному роману всенародной любимой принцессы, – Нина Цыркун.

Продюсеры пригласили на экранизацию книги Кейт Снелл «Диана. Ее последняя любовь» немецкого режиссера, прославившегося предельно жестким «Экспериментом», сериалом о мрачном семействе «Борджиа» и драмой «Бункер» о последних днях Гитлера. Почему именно его? Чтобы избежать упреков, во-первых, в излишней сентиментальности, а во-вторых – и это главное – в ангажированности. Понятно, что британский постановщик в глазах зрителей оказался бы либо агентом Дворца, либо истовым поклонником «принцессы сердец» и стало быть – необъективным. Оливер Хиршбигель наверняка старался занять нейтральную позицию, но угодить сразу двум противостоящим лагерям трудно; практически невозможно. Поэтому тема сочувствия милосерднейшей из королевских особ в фильме доминирует, покуда ее крещендо ни претворяется во вполне ожидаемый финал, который выжмет слезу из глаз самых стойких и морально подготовленных. И тем не менее, крылышки белокурого ангела получили темные подпалины.

diana-2
«Диана. История любви»

На самом деле, эти пятна могли бы быть и погуще, решись создатели фильма, например, вставить в картину историю того, как Диана затравила Александру (любимую няню ее детей), заподозрив несчастную в связи с мужем Чарльзом. Но здесь антураж деликатно зачищен, никто из ныне живущих коронованных особ на экране не появляется, внимание сосредоточено лишь на одной фигуре и ее партнере; только дети, маленькие принцы Уильям и Гарри однажды мелькнут на поле аэродрома, снятые общим планом. А партнер этот – вовсе не Доди аль-Файед, сын владельца самого шикарного лондонского универмага «Хэрродс», вместе с которым она погибла в парижском туннеле. Видимо, белокурая Диана питала слабость к смуглым джентльменам из бывших британских колоний; широкой публике представлена тайная любовь Дианы – волоокий Хаснат Хан (Навин Эндрюс), пакистанец, одержимый своей профессией кардиохирург; джазовый фанат, призывающий подругу «сымпровизировать жизнь». Словом, тот, с кем она провела последние два года жизни.


«Диана. История любви», трейлер 

Наоми Уоттс отлично удалось имитировать походку и мимику принцессы, она прекрасно смотрится в умопомрачительных туалетах Дианы, но, пожалуй, ее взгляд несколько более тверд, чем ласково-виноватый взор настоящей леди Спенсер. Впрочем, актриса, видимо, знает, что делает – ведь это из ее уст мы слышим автохарактеристику: «Я была бешеной сукой». Наверное, была не только та Диана, которая собирала пожертвования, держала за руку детей, раненых противопехотными минами, и навещала смертельно больных в госпиталях. Изменяя пока еще законному супругу, она, чтобы сбить со следа папарацци, надевала темный парик – на радость тем, кто помнит Наоми Уоттс в «Малхолланд-драйв» – и победно шествовала по тротуарам Сохо походкой не то манекенщицы вне работы, не то дамочки легкого поведения, вышедшей на охоту, – во всяком случае, встречные мужчины реагировали на нее в соответствии с месседжем. Эта Диана ловко (и гордясь своей ловкостью) манипулирует репортерами, разыгрывает инсценировку, чтобы разжечь ревность Хасната, и пытается устроить его карьеру – действуя, как белая женщина, не понимающая гордую душу правоверного мусульманина. В общем, на этом направлении она, декларируя свою неприязнь к власти, слегка зарвалась, слишком войдя в роль венценосной особы, вершительницы судеб.

Но создатели фильма, не забудем, изо всех сил стремятся сбалансировать плюсы и минусы, и добирают за счет известной формулы «короля играет свита». «Свита», то бишь простой народ неизменно взирает на принцессу с обожанием – будь то в Лондоне, Анголе или Австралии. И живописание образа «народной принцессы» перехлестывает правдоподобие. Мне, к примеру, трудно представить, что в момент наивысшего к себе внимания Диана действительно могла, скрываясь из дома любовника, лезть через забор и потом, сбросив туфли, долго бродить по городу в драных чулках. Или, зайдя в его холостяцкую берлогу, кинуться мыть посуду и рьяно пылесосить ковры.

diana-3
«Диана. История любви»

Для Наоми Уоттс роль Дианы могла бы представить тот же примерно шанс, что для Мерил Стрип роль Маргарет Тэтчер или для Хелен Миррен роль королевы Елизаветы II. Но создателям картины не хватило отваги; они, в сущности, остались в рамках регламента светской хроники: немного перца, немного сенсации, немного намеков и много мыльно-оперной пены.

Двойная жизнь. «Бесконечный футбол», режиссер Корнелиу Порумбою

№3/4

Двойная жизнь. «Бесконечный футбол», режиссер Корнелиу Порумбою

Зара Абдуллаева

Корнелиу Порумбою, как и Кристи Пуйю, продолжает исследовать травматическое сознание своих современников, двадцать семь лет назад переживших румынскую революцию. Второй раз после «Второй игры», показанной тоже на Берлинале в программе «Форум», он выбирает фабулой своего антизрелищного документального кино футбол. Теперь это «Бесконечный футбол».

Колонка главного редактора

Даниил Дондурей: «Основные потребители кино в России — девочки 12-17 лет»

10.02.2014

Государство в лице Министерства культуры регулярно призывает кинематографистов снимать кино духоподъёмное, патриотическое, идеологически выдержанное. Российский кинобизнес в ответ на этот призыв выдал «на-гора» пару фильмов о спорте, на подходе — фильмы и сериалы о Первой и Второй мировых войнах. А за какое кино готов «голосовать» зритель своим кошельком? Об этом рассуждает главный редактор журнала «Искусство кино», культуролог Даниил Дондурей в интервью газете «Аргументы и факты».

Новости

В Москве состоятся ретроспективы Петера Нестлера и Штрауба-Уйе

09.04.2013

С 11 по 14 апреля в киноклубе «Фитиль» (Москва) при поддержке Гёте-института состоится двойная ретроспектива «Сопротивление истории», в рамках которой будут показаны – впервые в России – картины Петера Нестлера, а также Жана-Мари Штрауба (чью фамилию организаторы перевели как Строб) и Даниэль Уйе.