Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Гранд-сквот - Искусство кино

Гранд-сквот

  • Блоги
  • Зара Абдуллаева

Документальный «Гранд-отель» бельгийки Лоте Стопс, театрального режиссера, автора экспериментальных фильмов, был показан на фестивале «2-in-1». Теперь Стопс, поработав в благотворительной организации, практикует в документалистике. «Гранд-отель» - картина традиционнейшая и вроде бы неприметная. Ординарная. Но это так и не так.

Вот был роскошный громадный отель в Бейре, что в Мозамбике. Построен в 1955 году – фотокарточки заполняют экран. Не отель – целый город. Из него можно было – да так именно и было – не выходить.

Магазины, маникюр/педикюр, теннисные корты, бассейны, рестораны, почта, телеграф.

Об этом рассказывает резидентша отеля, старушка, уехавшая в Лиссабон после закрытия (сначала в начале шестидесятых, потом в семидесятые) райского пространства. Эта португалка не нашла на родине родину и вспоминает об истинном своем доме. Нынешний образ архитектурного и бытового уклада этого города в городе, инициированного для постройки Салазаром, представляет собой руины без воды, электричества. Там теперь живет 2 500 человек, которым некуда деться. Об этом они докладывают в камеру, проводя экскурсии в номера, чем-то, кем-то, когда-то знаменитые. А теперь обветшавшие, занюханные, убитые. Есть тут и продуктовые развалы – рынок, он же жалкое эхо шикарных магазинов, когда отель был отелем. Но из гранд-сквота мозамбикские бедняки тоже никуда не уходят, не уезжают. Денег  у них нет даже на автобусный билет. Нет и работы. Зато, как всегда, есть мечта: выбраться отсюда.

Казалось бы, Лотте Стопс снимает обычные, ибо зловещие, классовые контрасты.  Колониальное прошлое африканской страны, оживающее в светлой благодарной памяти португалки, постоялицы Гранд-отеля, он же - «гений места»  Бейра, и независимое настоящее этого  города  нищих, оккупантов-африканцев, которым негде, не на что жить, кроме как в обветшавшей «роскоши» гранд-сквота.

Режиссера осенила простейшая, однако не простецкая идея: представить образ давней и текущей истории страны в ее бытовой повседневной конкретности и  в одном пространстве, изнуренном, изъеденном временем, а не только социальными, политическими обстоятельствами. Собственно, о них в фильме Стопс речь  не ведет. Ее интересует фактура документа, свидетельства. Старческие руки португалки с веснушками, со скрученными суставами, с идеальным маникюром, перелистывающие альбомы фотографий прежнего облика отеля. Поросший сорняком бывший теннисный корт, по которому гоняют африканские оборвыши. Фотографии свадеб селебрити в Гранд-отеле. Сбор дождевой воды в гранд-сквоте. Защищенность и домашний уют, укорененный в небольшом количестве номеров монументального здания, о чем не может забыть проживающая в Лиссабоне гранд-дама. Мытье пола нищей африканкой, который вдруг оживает кусочком сияющего паркета. Сохраняются тут и традиции человеческого общежития, принятые в Гранд-отеле. Только клиентами парикмахеров и парикмахеры, торговцами и покупателями становятся тут поочередно сами захватчики гранд-сквота.

Как ни странно, фильм Стопс регистрирует не только течение, движение времени, смерть иллюзий, ностальгию или надежды жизнестойких жителей руин, но и природную силу выживания на обломках колониального прошлого, которая все еще удивляет. Не меньше солидарности, в которую мало кто уже верит.

Отказавшись от идеализации/критики безработных и колониалистов, Стоп выбрала нейтральную, но неравнодушную позицию. Мечта идиота? Документалиста? Или просто зрелого человека?


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Фильм Сэмюэля Беккета «Фильм» как коллизия литературы и кино

№3/4

Фильм Сэмюэля Беккета «Фильм» как коллизия литературы и кино

Лев Наумов

В 3/4 номере журнала «ИСКУССТВО КИНО» опубликована статья Льва Наумова о Сэмуэле Беккете. Публикуем этот текст и на сайте – без сокращений и в авторской редакции.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

Широкие и узкие основы культуры. Даниил Дондурей: «Этот проект — модель идеального мира»

22.11.2014

Подходит к концу работа над проектом «Основ государственной культурной политики». Позади десятки заседаний, открытых и закрытых обсуждений. За это время проект «Основ», работа над которым курируется на самом высоком уровне, спровоцировал ряд острых споров, попутно приобретя статус чуть ли не главного документа страны. При том, что никакой законодательной силы он иметь не будет.  


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

Вышел февральский номер «ИК»

07.03.2013

Каждый год журнал обращается к фестивалю «Артдокфест». И это не случайно. Программы, включающие и дебюты, и работы известных отечественных и зарубежных мастеров, позволяют говорить не только о важнейших проблемах сегодняшней документалистики и даже не только о главных трендах кино, но и — шире — об актуальных тенденциях мирового современного искусства. Вот и в этом номере материалы, напрямую или косвенно инспирированные «Артдокфестом»-2012, составили большую часть содержания.