И дольше века… «Звездные войны: Пробуждение Силы», режиссер Дж. Дж. Абрамс
- Блоги
- Нина Цыркун
17 декабря, спустя три дня после мировой премьеры в Лос-Анджелесе на российские экраны выходят «Звездные войны: Пробуждение Силы». Cедьмой эпизод космической саги Star Wars, выпущенный компанией Walt Disney, посмотрела Нина Цыркун.
Название фильма Дж. Дж. Абрамса «Звездные войны: Пробуждение Силы» не без лукавства указывает на то, что просыпается не только Сила, но и сама франшиза. Ее оживила компания Disney, купившая Lucasfilm. Эти цепкие ребята сходу объявили, что отныне сага будет длиться и длиться. Не заглядывая слишком далеко, можно точно сказать, что седьмой эпизод обернется трилогией, одновременно открывая третью триаду эпопеи, и это придаст всей конструкции идеальную завершенность.
«Звездные войны: Пробуждение Силы»
Собственно, по меньшей мере относительное бессмертие саги предопределил Джордж Лукас, выбрав жанр эпоса, в котором можно произвольно комбинировать различные временные отрезки и фабульные действия, вводить всяческие вставные сюжетные линии, бесконечно включать новых и новых героев. В отличие от мифов о супергероях, накрепко связанных с жизнью и приключениями одного героя или их группы, эпос – это летопись, книга целого многонаселенного мира, рассчитанная на долгое чтение, предполагающая повторения и возвращения, длительные остановки на некоторых событиях, а стало быть – и дорогу множеству сиквелов, приквелов и перезапусков. Последнее особенно важно для «Звездных войн», так густо замешанных на быстро устаревающей технологии. «Пробуждение Силы» – как раз такой пример. Здесь остроумно обыгрываются гаджеты из прошлого, уже превратившегося для новых персонажей в миф. В «Пробуждении» именно появление на экране обветшавшего «Тысячелетнего сокола» и знакомых героев вызывает бурную реакцию зала; ретро-футуризм, подкрепленный ностальгическими настроениями, срабатывает безупречно.
«Звездные войны: Пробуждение Силы», трейлер
Действие фильма происходит через три десятка лет после событий «Возвращения джедая». Мы видим на экране героев оригинальной трилогии — Люка Скайуокера (Марк Хэмилл), Хана Соло, Лею Органа и сопровождающих их лиц – частью облезших, полинявших, но привлекательных в силу своей узнаваемости. Назовите это вкусовщиной, но если Кэрри Фишер (принцесса Лея) в 1979 году (когда я впервые увидела «Звездные войны») показалась мне крайне непластичной и необаятельной, а лицо ее – стертым и невыразительным, то и теперь все эти качества только заметнее проявились: в профессиональном смысле возраст не пошел актрисе на пользу. Зато Харрисон Форд в роли Хана Соло ничуть не померк, а напротив, добавил своему герою мудрости и ироничности, что отлично компенсирует молодецкую удаль и отсутствие морщин на лице.
«Звездные войны: Пробуждение Силы»
Что же касается новых персонажей, то фантазия авторов поистине непредсказуема. Когда-то казалось, что никого более обаятельного, чем, скажем, магистр Йода нельзя и вообразить, но нет: новички невероятно трогательны и придают картине свой незабываемый колорит. Трансформируясь в истории, эпос становится конгломератом жанров. В лукасовской саге он – смесь эстетики «плаща и шпаги» (вспомним одеяние Дарта Вейдера и световые мечи), вестерна («Вселенная – наш фронтир», как сказал Джон Ф. Кеннеди и повторил герой «Стар трека»), и не только. В новом фильме узнается чуть ли не вся номенклатура, перечисленная Проппом в волшебной сказке (есть тут и герой, покинувший свой дом, и девушка в опасности, мудрец и верный помощник, и зачарованный лес, и, разумеется, злодеи, а еще русский зритель узнает народную сказку о колобке). Фильм изобилует классическими мотивами, превращаясь в своеобразную игру-угадайку (узнавай – не хочу) – от архетипа двойника-доппельгангера до эдипового комплекса.
Но в отличие от антропоморфных дроидов, сразу вызывающих симпатию, к новым людям надо, наверное, еще привыкнуть. Может быть, рановато судить о них – беглом штурмовике Финне (Джон Бойега) и Рее, длинноногой девушке с мусорной планеты Джакку (Дейзи Ридли). Им, как я полагаю, еще предстоит сказать свое главное слово в борьбе Альянса повстанцев и с Галактической Империей, которые преобразовались в Сопротивление и тоталитарный Первый орден, что звучит вполне злободневно. Как и всегда.