Как он выжил – будем знать. «Выживший», режиссер Алехандро Гонсалес Иньярриту
- Блоги
- Нина Цыркун
7 января на большие экраны выходит «Выживший» режиссера Алехандро Гонсалеса Иньярриту. Нина Цыркун объясняет, почему эта "survival story", случившаяся на Диком Западе, достойна нашего внимания.
«Выживший» должен снять, наконец, оскаровское заклятие с Леонардо ДиКаприо. Сейчас выпал самый подходящий случай академикам, не теряя лица, заглушить свою зависть (чем еще объяснить их слепоту по отношению к этому актеру), а ему получить давно заслуженную статуэтку. Жаль только, что с точки зрения актерского мастерства эта роль не самая лучшая в фильмографии ДиКаприо; она по большому счету интересна не художественной стороной, а, скорее, каскадерской и вообще мужской, мужественной – что тоже достойно поощрения, конечно. Уж не знаю, как это было сделано, но актеру пришлось не только схватиться с огромной медведицей (важно отметить, что эта сцена снята одним планом, стало быть, без дублера), но и преодолевать холод, ледяную воду, физиологическое отвращение к тухлятине и много чего еще. Карты актеру в данном случае сдал Алехандро Гонсалес Иньярриту. Они в его колоде как раз благоприятным образом подобрались. Ведь замысел «Выжившего» сложился у него много лет назад, но пришлось подождать, пока освободится ДиКаприо, на которого фильм был рассчитан. В результате для Иньяритту эта картина удачно попала в очередь после «Бёрдмена», показав, что режиссер устоял, не сгинул под лавиной обрушившихся на него призов и наград.
«Выживший», трейлер
Название фильма в русском прокатном варианте очень отдаленно передает его подлинный смысл, и хуже того - затеняет важнейший семантический компонент. Тут ведь речь не просто о человеке, пережившем невероятные трудности в борьбе с немилосердной природой и не сломившемся под ударами судьбы. Основное значение английского слова revenant – «выходец с того света», «призрак», «привидение». Так что сам Алехандро Иньяритту, режиссер и соавтор (вместе c Марком Л. Смитом) сценария по мотивам книги Майкла Панка позаботился о том, чтобы мы правильно поняли его замысел, выведший фильм из приключенческого плана историй в духе Джека Лондона в мистическую сферу.
Книга Майкла Панка «Вернувшийся с того света. Роман мести» повествует о событиях подлинных, но столь давних, что говорить о документальной основе наивно: подробного дневника сам герой не оставил. В точности отвечают реальности только основные факты: действительно в 1823 году некий Хью Гласс в составе экспедиции Меховой компании Скалистых гор отправился на заготовку пушнины, был вместе с товарищами атакован кровожадными индейцами, ушел из плена, попал в лапы медведицы гризли, спасся и в итоге стал легендой американского Запада.
«Выживший»
Как каждая легенда, история Гласса естественным образом варьируется, обрастает деталями, в пересказах оборачивается разными гранями. Дело не в том, что в фильме изменено или добавлено то и это. Иньяритту увидел и укрупнил, сфокусировал здесь нечто, что всегда было ему близко: неумышленное перерождение человека. В данном случае потерявшего жену и сына; испытавшего немыслимое предательство; похороненного заживо и прошедшего потом сотни миль опаснейшего пути. И этому человеку предстоит вернуться другим из первобытного леса, ветхозаветного Эдема, где как условие выживания властвуют жестокие, но рациональные законы, которым подчиняются и звери, и люди. Здесь звери поедают друг друга или бросаются на людей, чтобы есть, то есть жить; люди, пострадавшие от себе подобных, знают цену мести и прибегают к ней, чтобы выжить.
Хью – «пороговый» человек. Во-первых, он не абориген. Белый, но был женат на индианке, в его сыне соединились два противостоящие друг другу мира. Во-вторых – и это самое главное: воля к жизни заставляет Хью естественным образом жить по звериным законам, а человеческое – память сердца – толкает на тропу безрассудной (не имеющей никакого рационального смысла) мести.
Наверное, связь Хью с индейцами обостряет в нем чувствительность к тонким мирам и населяет его собственный мир призраками, тайно указующими пути и выражающими предостережение или ободрение. Самому же повествованию появление в кадре призраков на фоне дикой природы придает характер магического реализма, столь естественного у мексиканского режиссера.
«Выживший»
Вряд ли для того (или только лишь для того), чтобы удостоверить зрителя в документальной правдивости самых устрашающих моментов одиссеи Хью Гласса оператор Эммануэль Любецки (в галерею учителей которого входят Михаил Калатозов и Сергей Урусевский) так близко подводит к нему камеру, что линзы запотевают от дыхания Леонардо ДиКаприо, а режиссер в ключевых моментах заставляет его взглянуть прямо в камеру, то есть зрителю в глаза, как это придумал делать Алексей Герман-старший. Нас же это заставляет остро переживать то, что пришлось пережить Хью Глассу в условиях, когда исполнитель роли был лишен возможности использовать выигрышные актерские приемы, являясь перед нами в девственном лесу один на один с безжалостной и равнодушной природой.