Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Карловы Вары - 2017. Без пафоса - Искусство кино

Карловы Вары - 2017. Без пафоса

  • Блоги
  • Елена Стишова

"Аритмия" и "Кондитер", "Витька Чеснок..." и "Кукурузный остров" – о фильмах-участниках знаменитого фестиваля в Чехии, прошедшего еще летом, рассказывает Елена Стишова.


“Аритмия", показанная с огромным успехом в первый день конкурса, тут же заняла топовую позицию в рейтинге критиков и продержалась в топе до конца 52-го Карловарского фестиваля. На мой вкус, “Аритмия” по всем параметрам была лучшим фильмом из двенадцати конкурирующих. У жюри, однако, была своя концепция “раздачи слонов”: больше одного приза в одни руки не давать. Фильму Бориса Хлебникова достался приз за лучшую мужскую роль – замечательному Александру Яценко.

Картинка из наградных “глобусов” оказалась столь “непрозрачной” и непредсказуемой, что разумнее ее не комментировать. Мотивации жюри все реже поддаются расшифровке, в данном случае – это тайна за семью печатями. Израильско-немецкая мелодрама “Кондитер”, получившая награду Экуменического жюри, не была замечена большим жюри, несмотря на то, что этот фильм Офира Рауля Грайзера, дебютанта в полном метре, – типовое кино “карловарского стандарта”: минимализм в эстетике, низкий бюджет, беспафосный гуманизм и юмор, который особо ценится в Чехии.

Сюжет про то, как молодая израильская вдова полюбила берлинского гея, бывшего другом ее погибшего мужа, имеет очевидный зрительский потенциал: нетривиальный сюжет и деликатный подход к набившей оскомину “голубой” теме. Немецкий парень – владелец кондитерской и сам кондитер – тщетно разыскивает своего пропавшего друга-бизнесмена, однажды не приехавшего в назначенный срок. Он отправляется в Тель-Авив, находит вдову с ребенком, поступает на работу в ее кафе, делая его доходным местом: совсем не кошерная выпечка пользуется бешеным успехом в округе. Роман хозяйки и кондитера случается внезапно. Гей становится гетеросексуалом, но открывшиеся обстоятельства его связи с покойным мужем возлюбленной вынуждают его покинуть землю обетованную. Проходит время, и нашему взору предстает кадр: счастливая героиня стоит на тихой берлинской улице и с нежностью наблюдает, как кондитер запирает свой магазинчик...

Гран- при была удостоена чешская фэнтези на мифологическом материале – “Маленький крестоносец“. Чешский фильм впервые за последние 15 лет получил высшую награду родного фестиваля. Разумеется, это событие для национальной киноиндустрии и для режиссера Вацлава Кадрнки. Его вдохновила одноименная поэма Ярослава Врхлински про мальчика, сбежавшего из дома в поисках Святой земли. Отец отправляется искать сына, идет по его следам, но не может его настичь, как обычно бывает в сказке. А для мальчика окружающее пространство чем дальше, тем необратимее становится пейзажем его души. Пожалуй, то был единственный в конкурсе реликт классического авторского кино.

Впрочем, драма Георгия Овашвили “Хибула” – тоже, конечно же, авторский взгляд на историю и судьбу Звиада Гамсахурдия, первого демократически избранного президента современной Грузии. Изобразительно мощный опус, снятый в горах Грузии, портретирует президента в момент его изгнания и бегства в окружении верных соратников. Образ собирательный: режиссера остро волнует человек власти, его архетипика и психология победителя.

Все три полнометражных проекта Овашвили, один из которых – “Кукурузный остров” – взял “Хрустальный глобус” в Карловых Варах в 2015 года, связаны с драматическими поворотами в новейшей грузинской истории. Хроникер и летописец, Овашвили всегда опирается на реальные события, но фантазия и режиссерский темперамент выводят его национальные сюжеты на глобальный уровень.

Карловарский фестиваль проходит в раме ретроспектив кинокллассиков и хитов актуального кино, только-только награжденных на Каннском МКФ и чуть раньше – на Берлинале. Тем не менее, конкурсный контент ориентирован на восточно-европейское кино, его темы, проблемы и любимые мотивы. Поэтому здесь так много рефлексий на исторические события последних десятилетий, сильно изменивших Европу. Времена меняются, и вот мы смотрим кинодраму боснийца, дебютанта в режиссуре Алена Дрлжевича “Мужчины не плачут” (Специальный приз жюри) – про ветеранов кровавого Балканского конфликта, пытающихся наконец-то поставить в своем внутреннем мире точку в этой войне. Многонациональной компанией они выезжают на природу, в реабилитационную клинику, но и здесь, под мирным небом сербы, хорваты и боснийцы продолжают “выяснять отношения”. Правы ли психологи, полагающие, что разговоры с бывшим врагом – лучшая терапия?

Мотив беженцев, остроактуальный для Европы, нетрадиционно высветился в польской конкурсной картине “Птицы поют в Кигали” Джоанны Кос-Краузе. Вместе с супругом Кшиштофом они регулярно привозили в Карловы Вары свои совместные работы, как правило, ориентированные на реальные события и реальных героев, нередко с документальными отсылками. Их оригинальная по всем параметрам драма “Мой Никифор” увезла главный трофей фестиваля – “Хрустальный глобус” за лучший фильм в 2005 году.

После кончины мужа Джоанна закончила съемки сложного проекта, задуманного и начатого вместе. В новом фильме действие разворачивается в двух странах – в Руанде, где только что закончилась братоубийственная война, и в Польше, куда польский ученый-орнитолог Анна забирает дочь своих коллег, потерявшую всех своих близких. Постравматический синдром Клодин протекает с надрывами, в соответствии с новой хворью, которую врачи назвали “кризисом беженца”. Однажды Клодин возвращается в Руанду, чтобы найти тела погибших родственников и пройти процедуру их опознания. Анна оставляет работу и едет в Руанду спасать Клодин. Йовита Будник (Анна) и негритянка Элиане Умухире (Клодин) названы лучшими актрисами конкурса. То было адекватное и, на мой взгляд, лучшее решение жюри.

Больше других повезло российскому участнику второго официального конкурса “На восток от запада” – дебютной работе выпускника ВГИКа Александра Ханта “Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов”. Дебютант получил главный приз, что было неожиданностью прежде всего для самого автора. Жесткая, “пацанская” картина в жанре road movie с криминальным подтекстом привлекла жюри, скорей всего, отличными актерским работами (Евгений Ткачук и Алексей Серебряков) и лирической кодой под занавес: человеческие чувства пробуждаются у вора в законе (отца) и у приблатненного сына, чье детство с подачи папы прошло в казенном доме.

vitka chesnok 01“Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов”

Международное признание включило зеленый свет дебютному фильму и в родном отечестве, где в августе он уже лидировал в конкурсе Выборгского фестиваля “Окно в Европу” и стал обладателем “Золотой ладьи”. Успех “попсового" фильма, которому в иных условиях явно светил бы приличный box office, лишний раз дает основания всерьез отнестись к новому тренду в отечественном кино, стирающему границу между “высоким” и “низким". В Голливуде снискавшим успех и славу ”нарушителем границ” стал в свое время Квентин Тарантино, в родных Палестинах – Жора Крыжовников с кассовой народной мелодрамой “Горько!”. На авторство кичевой по стилистике картины намекает ее название, которое читается как реплика из фильма и как отношение к происходящему на свадьбе. Точно так же Хант дает своей криминальной истории эпическое по звучанию название баллады.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

№3/4

Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

Вероника Хлебникова

20 июня в Музее современного искусства GARAGE будет показан фильм Сергея Лозницы «День Победы». Показ предваряют еще две короткометражных картины режиссера – «Отражения» (2014, 17 мин.) и «Старое еврейское кладбище» (2015, 20 мин.). В связи с этим событием публикуем статьи Олега Ковалова и Вероники Хлебниковой из 3/4 номера журнала «ИСКУССТВО КИНО» о фильме «День Победы». Ниже – рецензия Вероники Хлебниковой.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

Широкие и узкие основы культуры. Даниил Дондурей: «Этот проект — модель идеального мира»

22.11.2014

Подходит к концу работа над проектом «Основ государственной культурной политики». Позади десятки заседаний, открытых и закрытых обсуждений. За это время проект «Основ», работа над которым курируется на самом высоком уровне, спровоцировал ряд острых споров, попутно приобретя статус чуть ли не главного документа страны. При том, что никакой законодательной силы он иметь не будет.  


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

В Москве состоится ретроспектива Войцеха Киляра

18.04.2014

С 21 по 27 апреля в Общественном центре имени Моссовета в конце апреля будет проходить ретроспектива "КОМПОЗИТОР ДЛЯ ВСЕХ. Фильмы с музыкой Войцеха Киляра". Войцех Киляр — знаменитый польский авангардист и кинокомпозитор. Польский культурный центр, Музей кино и «Моссовет» с Госфильмофондом покажут семь его картин. Расписание и другие подробности см. на официальном сайте Музея кино http://www.museikino.ru/